Установки человека в психологии .

Меня зовут Влад Ядро! Мне 45 лет. Профессиональный переговорщик, тренер и консультант по переговорам. Клинический психолог. Построил карьеру в продажах с "0" до генерального директора крупного торгового оптового бизнеса. С 2014 г собственный консалтинговый бизнес в области переговоров. Звоните! Пишите! Я Вас научу, как договориться с человеком.

Сегодня мы с Вами продолжаем изучать психологию личности и рассмотрим еще один психический феномен под названием "Установка".

Блок 1. Установка. Определение и тезисы.

Установка – это занятая субъектом позиция, преломляющая восприятие мира, которая характеризуется определенным дифференцированным отношением к собственным целевым результатам, сопровождается ожиданиями, внутренней мобилизацией и готовностью к осуществлению деятельности в виде намерения.

Основные тезисы.

  • Установка находится в базисе целепостановки.
  • Установка предполагает осуществление действий.
  • Целевое действие определяется установкой.
  • Установка всегда эмоционально окрашена.
  • В основе установки присутствует ключевое (опорное) убеждение или верование.
  • Установка — это предварительная готовность к целевому поведению.
  • Установка может не осознаваться субъектом, носить скрытый характер.
  • Установка соотносится с двумя мотивами: движение к удовольствию и движение от боли.
  • Установка сцеплена с ожиданиями, прогнозом, видением.
  • В основе установки находятся стереотипы (двигательные, когнитивные, эмоциональные, социальные).

Блок 2. Установка. Эксперимент Д. Н. Узнадзе.

Дмитрий Николаевич Узнадзе (Узнадзе Д. Н. Психология установки. — СПб: Питер, 2001. — 416 с. ) в течении своей научной карьеры серьезно занимался данной тематикой. Так в эксперименте испытуемым давали в каждую руку по шару. Один из шаров всегда был тяжелее и его давали каждый раз только в одну руку. Осуществляли серию из нескольких подобных вручений, после чего внезапно в каждую руку давали шары одинакового веса, при этом испытуемые не знали этого обстоятельства, и для них ничего не поменялось в восприятии, по-прежнему, в одной руке шар воспринимался тяжелее другого. Не смотря на тот факт, что в действительности шары были равными по весу и объему. Испытуемые помнили, что тяжелый шар всегда был в одной руке, и это воспоминание оказывало решающее воздействие на восприятие, искажая реальность.

Блок 3. Установка. Оптимизм и смыслообразование.

Установки в жизни человека играют важную роль. Благодаря установкам, человек конструирует свое поведение. Установки в основе своей имеют убеждения и верования личности. Субъект склонен рассматривать будущее, как возможность для себя извлечь, получить, сохранить доступ к целевым ресурсам. Можно привести примеры установочного отношения человека, связанного с оптимизмом и уверенностью в реализации целей.

  • Установка сотрудника компании ходить на работу предполагает получение 2 раза в месяц заработка и дополнительно премий.
  • Установка студента сдать успешно сессию связана с целью перейти на следующий курс.
  • Установка ребенка быстрее стать взрослым предполагает убеждение, что когда он вырастет, то сам будет принимать решение съесть за раз килограмм конфет.
  • Установка ученого разработать концепцию предполагает стремление получить подтверждение общественности и обрести истинное понимание.
  • Установка бизнесмена тяжело трудиться связана с намерением получить прибыль.

Подобный оптимизм в ожидании достичь цель способствует смыслообразованию. Благодаря оптимистическим прогнозам и установкам человек склонен заниматься той или иной деятельностью. При отсутствии оптимизма у индивида теряется внутренний смысл последующих поступков, и поэтому субъект избегает такого рода деятельность. Даже в тех случаях, когда человек рассуждает, как пессимист и у него негативный прогноз оценки собственных поступков или действия со стороны «СВОИХ», то в действительности он также оптимистичен в своем пессимизме, т.е. рассчитывает получить пусть и негативный результат, который подтвердит его убеждения – верования.

  • Если учащийся плохо подготовился к экзамену и его установка правдивая, а не замаскированная для «социума», что он наберет низкий балл, то он проявляет оптимизм в своем пессимизме. При этом на экзамене существует небольшой процент вероятности, что оптимизм пессимиста окажется не подкреплен окружающей средой и на экзамене ему удается набрать высокий балл. Отсюда порой возникают верования у учащихся, что при отсутствии готовности судьба дарит «подарки» в форме легких билетов, а при тяжелой упорной работе судьба «наказывает» низким баллом. Это верование может стать основой установки впредь не готовиться упорно к сдаче экзамена.

Оптимизм человека связан как с получением доступа к одним ресурсам, так и с неполучением доступа к другим ресурсам. Очевидно, что оптимизм далеко не всегда подкрепляется и результаты, полученные людьми, отличаются от установочных. Степень оптимизма предположительно находится в обратной пропорциональной связи с дифференцированностью когнитивной модели мира.

Что понимается под этим?

Чем проще человек относится к явлениям окружающей действительности, с которыми он вступает во взаимодействие, в связи с усеченной когнитивной моделью мира, тем с большим оптимизмом он рассчитывает получить доступ к целевым ресурсам. И соответственно, тем выше вероятность оказаться в итоге без доступа к ресурсам.

Подобная идея может противоречить бытовым примерам из жизни, единичным событиям. Однако на протяжении длительного периода и многократных жизненных ситуациях это находит свое подтверждение.

Чем более выражена дифференцировка модели мира субъекта, тем меньше у него оптимизма в получении доступа к целевым ресурсам, что в итоге приводит к пересмотру своих установок, их корректировке и как следствие получении доступа к большинству целевых ресурсов. Знаменитая фраза: « У меня все под контролем », — являющаяся верхней планкой оптимизма свидетельствует о «размытой» картине мира, отсутствии понимания большого количества разграничительных признаков. Что в итоге нередко заканчивается полным фиаско. Стоит заметить, что с уровнем развития умственных способностей вероятность использования такой фразы человеком заметно снижается.

Причиной, порождающей оптимизм, является уверенность в истинности собственной виртуальной модели будущего. Человек пребывает зачастую в иллюзии того, что он знает, как будет работать система.

Блок 4. Установка. Когнитивный консонанс.

В основе установок человека присутствует определенная логика, однако законы подобной личностной логики порой отличаются от законов формальной логики.

Прочитать статьи про формальную логику можно по ссылкам:

  • Понятие в логике Аристотеля. Краткий курс для менеджеров.
  • Суждения в логике Аристотеля. С примерами из жизни менеджеров.
  • Дедуктивные умозаключения! Индуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии. Примеры. Логика Аристотеля.
  • Разбираем 4 закона логики Аристотеля с примерами для менеджеров!

Психологи выделяют явление под названием когнитивный консонанс . Это внутренняя согласованность человека по конкретному вопросу. Это последовательная и непротиворечивая аргументация человеком своего выбора, как это понимает сам субъект. Это ответ на вопрос для самого себя: « Почему я так думаю, действую, ожидаю получить конкретный результат ».

Если ход рассуждений человека по определенному вопросу будет анализировать искусственный интеллект с встроенным абсолютно точным блоком законов современной математической логики, то выводы окажутся для наблюдаемого неутешительными. Структура внутренних рассуждений человека чаще всего наполнена противоречиями и рассогласованиями. Но незнание проблем с логикой создает иллюзию и порождает установки с «битыми пикселями». Более того, даже знание о допущенных логических нарушениях не означает, что человек решит отказаться от своих неточных убеждений и верований, а значит предпосылки установок окажутся прежними.

Вместе с тем вряд ли будет справедливой критика отдельно взятого человека его установок, допустим по вопросу защиты от коронавируса COVID—19, когда убеждения оппонента могут просто не совпадать с нашими убеждениями. Уверенность в безупречности своих установок не является свидетельством безупречности математической логики в основе собственных установок. Если у человека присутствует самокритика и он допускает собственные заблуждения, то он открыт для новой информации. Если человек категоричен и верит в информацию, присутствует верование, то его установки трудно изменить и это путь к радикальным поступкам.

Блок 5. Установка. Функции.

5.1. Инструментальная.

Установка с целью получить ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ и избежать ПРОБЛЕМЫ. Человек использует установки в прагматических целях, в своей обычной жизни. Установка взять сковородку с горячей плиты за ручку с термоизоляцией помогает избежать ожоги. Установка пожарить в сковородке яйца способствует избавлению от голода.

5.2. Информационная.

Установка знакомиться с новой информацией определенным образом (чтение книг, просмотр новостных агрегаторов и видео-каналов в инете) с целью научиться делать что-то новое или просто расширить свой кругозор.

5.3. Ценностная.

Установка помогать свои друзьям, если они оказались в беде, отражает ценностный характер таких установок. Система ценностей, моральные установки решающим образом влияют на характер поведенческих и эмоциональных реакций.

5.4. Защитная.

Установка не вступать в открытый конфликт с очень агрессивным человеком позволяет сохранить здоровье и даже жизнь. Установка защищать свои интересы при столкновении с административной системой позволяет сохранить свой статус-кво. Установка обижаться на вербальную агрессивную атаку близкого человека позволяет уменьшить глубину разрушающего воздействия на структуру своей личности. Установка и психологические защиты тесно взаимосвязаны.

Прочитать статью про психологические защиты можно по ссылке: 52 фразы психологической защиты!

Кроме этого:  Закупаемая продукция в тендерах по ФЗ 44 по коду ОКПД2 43 22 12 150 Работы по монтажу вентиляционного холодил

5.5. Социальная.

Установка быть частью группы «СВОИ» играет крайне важную роль в социализации общества. Принадлежность к «пещере», кланам, государствам, нациям, командам, а также прочим большим и малым группам по определенным признакам позволяет личности проводить самоидентификацию и проявлять смысл своей жизни. Благодаря социальным установкам мы находим себе место в обществе, род занятий, компанию людей, разделяющих наши интересы.

Узнать подробности — тренинги по продажам!

И в заключении, установка может быть неосознаваемой. Когда субъект на основании прошлого реального опыта, вытесненного в подсознание, а в некоторых случаях, на основании искаженных следов памяти, когда происходит реконструкция прошлых событий, готов действовать определенным образом, совершать поступки в определенном направлении. При этом наличие такой неосознаваемой установки предопределит будущую деятельность человека, а субъект будет рационализировать ситуацию и подбирать подходящие объяснения. Надо ли говорить, что это будут ложные объяснения, и сам человек будет в неведении относительно данной лжи.

Тема про установки мной не раскрыта полностью в данной статье, потому что есть ограничения по формату, и если у Вас остались вопросы, то пишите в комментариях, с удовольствие на них отвечу! И ставьте лайки, добавьте позитива в жизни! Друзья, пожалуйста поделитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Подпишитесь на меня для того, чтобы на постоянной основе получать доступ к полезной и умной информации в области психологии и переговоров! С Вами был тренер по продажам и переговорам, Влад Ядро .

Источник

Я здесь!

В России каждый третий ребенок по состоянию здоровья относится к группе риска. И самая многочисленная группа — дети с ментальными нарушениями. По данным ЮНЕСКО и ВОЗ, на 100 школьников приходится до пяти человек с нарушениями интеллекта, на каждые 800 новорожденных появляется один малыш с синдромом Дауна.

Как родителям понять, что их ребенок не такой, как все? Почему в развитии малыша в какой-то момент что-то пошло не так? Где и как учить школьника с диагнозом «умственная отсталость»? Правда ли, что даже обычный грипп может привести к такому диагнозу? На вопросы «РГ» отвечает доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ Тамара Исаева.

Тамара Николаевна, интеллектуальные нарушения у ребенка — врожденная вещь?

Тамара Исаева: Бывает по-разному. Нарушения могут появиться в разный период. Это может быть внутриутробное поражение или поражение, которое появилось позже, во время созревания мозговых структур. Например, ребенок родился здоровым, но перенес энцефалит или меннингоэнцефалит: воспаление задело высшие отделы головного мозга, самые молодые, и происходит необратимый процесс.

Еще ситуация: ребенок родился здоровым, но имеет наследственную предрасположенность. К появлению умственной отсталости может привести самые различные факторы: например, обычный грипп. Иногда мамы говорят: все было хорошо, вдруг — резкий подъем температуры и резкий откат в развитии. Вот это, скорее всего, и сработал наследственный фактор. Обычно об умственной отсталости мы говорим при воздействии неблагоприятных факторов в возрасте до 3 лет.

Какие признаки должны насторожить родителей малыша?

Тамара Исаева: Вот пять признаков, которые позволят родителям понять, есть ли у ребенка риск возникновения тех или иных нарушений в развитии.

1. Грудничок не ищет глазами контакта с мамой, не откликается на то, как его зовут, у него нет ответной реакции на голос.

2. Ребенок в полгода не сидит (с поддержкой), в год не начал ходить.

3. Ребенок от 1 года до 1,5 лет не интересуется предметным миром, игрушками, не старается подражать.

4. У ребенка отсутствует указательный жест (он не показывает пальчиком на игрушку, которую хочет получить, на бутылочку с соком или водой).

5. К трем годам ребенок не начинает говорить «я».

И что делать, если ребенок не заговорил к 3-4 годам?

Тамара Исаева: Первое, на что родители обычно обращают внимание, — ребенок не говорит.

У меня был случай: ребенку 7 лет, при этом он не ест сам и не одевается. Что важнее: говорить или одеваться самостоятельно? Маму волнует только речь, «я и сама его одену». Но когда мы блокируем навыки одевания-раздевания, то мы, следовательно, блокируем и развитие речи, прежде всего ее коммуникативной стороны. Речь развивается и становится не сама по себе, а в совокупности со многими навыками. Когда ребенок учится одеваться и развиваться, у него развиваются очень тонкие дифференцированные движения рук. А это развитие артикуляционного аппарата и речи. Поэтому здесь надо подумать, что сначала, а что потом. У того ребенка оказалась задержка психического развития.

Тамара Исаева: Вот учебники, по которым учат детей с нарушениями в развитии. Фото: Ирина Ивойлова/РГ

Кстати, на западе такого диагноза вообще не ставят, эти дети учатся в обычных классах. Как правило, у них страдает темп, они более медлительны по сравнению с другими учениками. Но если им создать благоприятные условия, результат будет не хуже. Часто это не учитывается, в том числе и при сдаче ЕГЭ. Почему-то считается, что все дети работают в одинаковом темпе. Это не так.

А где учить ребенка с интеллектуальными нарушениями — в инклюзивной школе, коррекционной или есть дети, которые вообще не обучаемы?

Тамара Исаева: Необучаемых детей нет. Образование — это, прежде всего, развитие человека. Если ребенок не знает дроби или таблицу умножения, это не значит, что он не развивается. Но у каждого свои возможности, способности, исходя из этого и надо обучать таких детей. В процессе обучения у всех проявляются способности. Для детей с нарушениями интеллекта очень важна образовательная среда. Внутренних ресурсов у них очень мало, все зависит от того, насколько грамотно, серьезно, терпеливо работает дефектолог, который следует по пути восстановления нарушенного онтогенеза. Такое воздействие благоприятно влияет на образование нейронных связей в коре головного мозга.

Я могу опираться на собственный педагогический опыт, когда мои ученики после окончания школы не умели говорить, читать и не овладевали письмом, как мы с вами, но при этом были социально адаптированы. А для таких людей самое важное — быть счастливым в самой простой жизни.

Фото: Ирина Ивойлова/РГ

Выходит, все же читать, писать не всякого ребенка можно научить?

Тамара Исаева: Кто-то пишет и читает так же, как мы, а есть еще так называемое альтернативное письмо, глобальные методы чтения. Мы с вами пользуемся аналитико-синтетическим методом при овладении письмом и чтением. А есть дети, которые читают целыми словами. Конечно, у них маленький запас слов, но он есть. Есть чтение на уровне пиктограмм, символов. Мы ведь с вами встречаем, например, инструкции к новой технике, где нет ни слова по-русски, зато есть пиктограммы, и все понимаем. Так же и эти дети.

Раньше ученики коррекционных школ должны были закончить учебу в 18 лет, не важно, чему они к этому времени научились. Теперь в школах они могут быть до 23 лет. А что дальше?

Тамара Исаева: Если берем легкую степень умственной отсталости, то для таких людей есть инфраструктура, возможность найти рабочее место. Но если дети более тяжелые, то тут все гораздо печальнее. Для них пока один путь — в психоневрологические интернаты. Я в свое время отработала восемь лет в таком интернате и знаю, что многие из пациентов могли бы жить в обществе.

У них есть потребность трудиться?

Тамара Исаева: Да, но если она не поддерживается, то такая потребность затухает.

В роддомах мамам до сих пор говорят: оставьте больного ребенка, он вас потом даже узнавать не будет. Это правда?

Тамара Исаева: Это не так! У ребенка врожденная потребность находиться в общении с мамой или с человеком, который с самого рождения начал заботиться о нем.

Ваши ученики вас помнят? Узнают вас, могут написать вам письмо?

Тамара Исаева: Не все. Кто-то узнает на улице, улыбается, кто-то нет. Меня это не огорчает. Огорчает другое: наше общество высоких достижений не дает людям с достижениями, на уровне их возможностей, жить в этом обществе. И это проблема.

Источник



Психологическая установка — что это такое в психологии, примеры

Психологические установки – это неосознаваемые паттерны мышления и поведения, которые основаны на опыте человека. Убеждения определяют реакцию человека в схожих ситуациях. Говоря простыми словами, это то, что мы делаем на «автомате», наши привычные реакции на одни и те же или похожие обстоятельства. А теперь разберем подробнее, что такое психологические установки.

Кроме этого:  Регулировка замка передней двери

Содержание

Что такое психологическая установка

Психологическая установка – это своего рода программа для мозга. Она подсказывает, как поступать в привычных ситуациях. Например, когда мы просыпаемся, то уже не говорим себе, что нужно идти чистить зубы и умываться, потому что это важно для нашего здоровья, и не напоминаем себе об этом лишний раз, а просто берем и делаем.

Установки спасают наш мозг от перегрузок. Большая часть нашей активности осуществляется бессознательно, то есть на автопилоте. А что касается физической активности, то здесь практически все основано на автопилоте. Например, вы же не задумываетесь, как ходить. Когда-то вы освоили этот навык, многократно его повторили и теперь делаете это автоматически.

Особенности психологических установок:

  1. Они есть у всех. С первых дней жизни начинает формироваться система убеждений и представлений человека, она же – система психологических установок.
  2. Никто из людей не видит мир объективно. У каждого своя правда, которая основана на личной системе установок.
  3. Система установок – подвижная структура. Она меняется под воздействием внешних факторов или при сознательном воздействии человека на свои же убеждения. Например, привык человек все решать силой и криком, а ему вдруг попался кто-то, кто не отступил от своих убеждений даже под таким гнетом. Позже ситуация повторилась. И человек начал сомневаться в правильности своей позиции.
  4. Психологические убеждения определяют направленность жизни. Вы когда-нибудь задумывались, почему люди с условно одинаковыми исходными данными (например, дети из одной семьи) проживают разную жизнь (кто-то спивается, а кто-то становится бизнесменом)? Все дело в психологических установках. Возможно, когда-то они и были одинаковыми для этих детей, но потом один ребенок стал развиваться по другому пути.

Принцип психологических установок используют в психологии для коррекции мышления и поведения, в спорте для достижения лучших результатов, да и в любом виде деятельности. Ведь, по сути, мы с вами говорим о формировании привычек – навыков, доведенных до автоматизма. Установка – это привычный и проверенный множественными повторениями алгоритм. Это некий шаблон, который мы привыкли использовать в конкретной ситуации. Система установок формирует мировоззрение человека.

Важно! Установки помогают экономить энергию и время. Однако важно иметь такие психологические убеждения, которые способствуют развитию по жизни, а не препятствуют ему.

Разновидности установок

Психологические убеждения пронизывают всю нашу жизнь. Они бывают разными по сфере и масштабу. Например, привычка умываться перед сном и привычка отвечать криком на крик – это два примера психологических установок, но совершенно разные. Разберем подробнее, какими они бывают:

  1. Общие и дифференцированные. Под первыми следует понимать стереотипы. Например: «Все блондинки глупые», «Вождение автомобиля – это не женское дело» и т.д. К дифференцированным убеждениям относятся более частные суждения. Например, студент конкретного вуза говорит про какого-то преподавателя: «Да он все время оценки занижает». И общие, и дифференцированные суждения основаны на чьем-то единичном опыте или мнении авторитетного человека.
  2. Смысловые, целевые и операционные. Первые отражают понимание человеком каких-то вещей: «Зачем учить биологию, если в жизни мне это все равно не пригодится?». Вторые определяют активность человека: «Нельзя браться за что-то новое, пока в совершенстве не освоишь старое». Операционные убеждения определяют специфику выполнения действий: «Сначала мне нужно решить рабочие задачи, а уже потом я смогу заняться своими личными делами». Таким образом, эти установки определяют зачем, что и как делает человек.
  3. Осознаваемые и неосознаваемые. Да, до этого мы говорили, что убеждения имеют бессознательный характер, но иногда они прекрасно осознаются. Например, если человек сам себе говорит: «Мне нужно каждый день уделять по часу на изучение иностранного языка, чтобы я мог прийти на собеседование в компанию моей мечты». А вот пример неосознаваемой установки: родители не оскорбляли ребенка прямо, но все время отталкивали, много критиковали, в результате чего у него сформировалось убеждение «Я плохой, я никому не нужен».
  4. Ограничивающие и стимулирующие рост. Например, если ребенку внушили, что с короткими пальцами ему не быть пианистом, то он даже не притронется к инструменту, несмотря на сильное желание. А если человек знает, что успех – это 1% таланта и 99% труда, то он начнет играть на музыкальном инструменте. Может быть, он и не станет великим музыкантом, но любимое хобби, источник силы и отдушина у него будет.

Типы установок по функциям:

  1. Инструментальные. Цель – получить награду или избежать проблем.
  2. Информационные. Цель – расширить кругозор или освоить что-то новое.
  3. Ценностные. Цель – сохранить приверженность своей системе ценностей и чувство собственного достоинства, самоуважение.
  4. Защитные. Цель – сохранить здоровье и жизнь, честь и достоинство, личные границы и статус.
  5. Социальные. Цель – сохранить принадлежность группе или стать частью определенной группы, найти свое место в мире, решить проблему самоидентификации.

Кроме этого, психологические убеждения бывают разными по направленности: в отношении самого человека и в отношении мира. Об этом много писал Э. Берн. Он же выделил следующие варианты установок (жизненных сценариев):

  1. Я хороший и ты хороший – это установка лидера, победителя по жизни.
  2. Я хороший, а ты плохой – это установка эгоцентриков, высокомерных типов и манипуляторов.
  3. Я плохой, а ты хороший – это установка жертвы, неудачника по жизни.
  4. Я плохой и ты плохой – это установка асоциальных типов, нигилистов.

Отношение человека к себе и миру формируется в раннем детстве и основано на отношениях ребенка с родителями. Они для ребенка – прототип всего общества. Именно родители говорят словами и своим отношением к ребенку, какой он. А также они дают понять какие они, то есть весь мир.

Кроме этого, убеждения бывают длительными и кратковременными. Например, если человек живет по принципу «Мужчины не плачут» или «Слезы – это слабость» и всегда запрещает себе подобное проявление чувств, то это длительная установка. А если в конкретной ситуации человек внушает себе: «Главное – не разрыдайся, когда будешь это говорить», то это кратковременная установка.

Структура

Психологические убеждения – это жизненный сценарий. Убеждения определяют нашу активность. Вся жизнь сводится к тому, чтобы доказать верность главной установки. И вот здесь важно понять, насколько значим характер установки. Например, если человек считает, что он никому не нужен, то так в одиночестве он всю жизнь и проведет, потому что бессознательно для подтверждения правильности своего убеждения сам же и будет отталкивать людей и рушить отношения.

Обратите внимание! В структуру убеждений входят 3 компонента: когнитивный (мысли), эмоциональный (чувства и эмоции) и поведенческий (действия). Если необходимо скорректировать какую-то установку, то работать нужно по всем трем направлениям.

Давайте разберем подробнее, какими бывают психологические установки по структуре.

Фиксированная

В структуру убеждения входят опыт и потребности человека. В той или иной ситуации человек поступает так, как уже действовал когда-то в схожих обстоятельствах.

Социальная

В основе лежит потребность в социальных контактах. Социальное убеждение – это отношение человека к обществу, процессам и событиям, которые происходят в нем.

Теория Узнадзе

По теории Узнадзе в структуру убеждения входит потребность и ситуация, способная удовлетворить ее. Установка предопределяет сознательное поведение человека и может возникнуть только при контакте человека с окружающей средой.

Психологический барьер

Негативные убеждения по отношению к себе в совокупности с заниженной самооценкой формируют психологический барьер. Это тоже можно рассматривать как убеждение – установку молчать, замыкаться в себе в ситуациях социального взаимодействия. А также такая установка проявляется в виде пассивности при выполнении какого-либо ответственного дела.

Положительные

Такие убеждения состоят из веры в дружбу, любовь, верность, преданность и хорошего отношения человека к себе и миру. Положительные установки делают человека счастливым, помогают добиться успеха в жизни.

Отрицательные

Такие убеждения состоят из негативного отношения человека к себе и другим людям, а также из веры в несправедливость мира. Отрицательные установки делают человека несчастным, мешают развитию личности. Люди с негативным отношением к себе и миру часто болеют.

Методы воздействия

Как понять, что вы руководствуетесь психологической установкой:

  • в вашей речи преобладают слова «должен» и «надо» вместо «хочу»;
  • вы эмоционально реагируете на все происходящее (в позитивном или негативном ключе);
  • вы обращаетесь к обобщениям (гребете всех под одну гребенку);
  • вы увлекаетесь оценочными суждениями и разговариваете стереотипами, поговорками.

Если вы понимаете, что освоенные и привычные модели поведения ведут вас не туда, куда вам хотелось бы, то нужно менять убеждения. Помните, что от них зависит качество и уровень вашей жизни, а также ваше счастье, удовлетворенность своей жизнью. Существуют специальные методы или виды воздействия на себя или другого человека с целью изменения установок.

Кроме этого:  Как исправить ошибку Adobe Photoshop 106

Виды влияния

Разберем основные виды психологического воздействия для коррекции установок. Обратите внимание, что влияние бывает ненамеренным, например, когда один человек становится примером для подражания в глазах другого человека, и целенаправленным, например, когда родитель объясняет ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. А также любое влияние может быть как негативным, так и позитивным для того, кто перенимает установки.

Убеждение, или аргументация

Убеждение – это воздействие одного человека на эмоции, мысли и поступки другого через приведение неоспоримых фактов, значимых для объекта влияния. То есть это изменение убеждений человека через аргументы в пользу новых установок. Воздействие осуществляется в процессе беседы, дискуссии, обсуждения, диалога.

Заражение

Заражение – это прямое влияние на состояние и эмоции человека, минуя когнитивный компонент. При помощи своей энергии один человек побуждает других делать то же, что и он. Особенно хорошо этот прием работает в толпе. Тогда люди начинают заражаться друг от друга, а не только от лидера. В таком случае не важно, что говорит человек, важно, как он этого говорит. Чем сильнее заряд, тем выше вероятность, что другие начнут повторять действия лидера, особо не вдаваясь в суть и содержание.

Внушение

Внушение – это воздействие на мысли, эмоции и поведение человека через некритическое восприятие. То есть человеку не дают времени на анализ, оценку суждений или запрещают критически анализировать сказанное, а вместо этого заставляют все принимать на веру. Как правило, сначала человек играет на эмоциях того, кому хочет внушить какую-то установку, а потом, добившись нужного состояния, начинает «вливать в уши».

Для самовнушения подходят аффирмации – позитивные утверждения, которые человек говорит сам себе. Например: «Я сильный», «Я красивый», «Я смелый» и т.д.

Источник

Я здесь!

В России каждый третий ребенок по состоянию здоровья относится к группе риска. И самая многочисленная группа — дети с ментальными нарушениями. По данным ЮНЕСКО и ВОЗ, на 100 школьников приходится до пяти человек с нарушениями интеллекта, на каждые 800 новорожденных появляется один малыш с синдромом Дауна.

Как родителям понять, что их ребенок не такой, как все? Почему в развитии малыша в какой-то момент что-то пошло не так? Где и как учить школьника с диагнозом «умственная отсталость»? Правда ли, что даже обычный грипп может привести к такому диагнозу? На вопросы «РГ» отвечает доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ Тамара Исаева.

Тамара Николаевна, интеллектуальные нарушения у ребенка — врожденная вещь?

Тамара Исаева: Бывает по-разному. Нарушения могут появиться в разный период. Это может быть внутриутробное поражение или поражение, которое появилось позже, во время созревания мозговых структур. Например, ребенок родился здоровым, но перенес энцефалит или меннингоэнцефалит: воспаление задело высшие отделы головного мозга, самые молодые, и происходит необратимый процесс.

Еще ситуация: ребенок родился здоровым, но имеет наследственную предрасположенность. К появлению умственной отсталости может привести самые различные факторы: например, обычный грипп. Иногда мамы говорят: все было хорошо, вдруг — резкий подъем температуры и резкий откат в развитии. Вот это, скорее всего, и сработал наследственный фактор. Обычно об умственной отсталости мы говорим при воздействии неблагоприятных факторов в возрасте до 3 лет.

Какие признаки должны насторожить родителей малыша?

Тамара Исаева: Вот пять признаков, которые позволят родителям понять, есть ли у ребенка риск возникновения тех или иных нарушений в развитии.

1. Грудничок не ищет глазами контакта с мамой, не откликается на то, как его зовут, у него нет ответной реакции на голос.

2. Ребенок в полгода не сидит (с поддержкой), в год не начал ходить.

3. Ребенок от 1 года до 1,5 лет не интересуется предметным миром, игрушками, не старается подражать.

4. У ребенка отсутствует указательный жест (он не показывает пальчиком на игрушку, которую хочет получить, на бутылочку с соком или водой).

5. К трем годам ребенок не начинает говорить «я».

И что делать, если ребенок не заговорил к 3-4 годам?

Тамара Исаева: Первое, на что родители обычно обращают внимание, — ребенок не говорит.

У меня был случай: ребенку 7 лет, при этом он не ест сам и не одевается. Что важнее: говорить или одеваться самостоятельно? Маму волнует только речь, «я и сама его одену». Но когда мы блокируем навыки одевания-раздевания, то мы, следовательно, блокируем и развитие речи, прежде всего ее коммуникативной стороны. Речь развивается и становится не сама по себе, а в совокупности со многими навыками. Когда ребенок учится одеваться и развиваться, у него развиваются очень тонкие дифференцированные движения рук. А это развитие артикуляционного аппарата и речи. Поэтому здесь надо подумать, что сначала, а что потом. У того ребенка оказалась задержка психического развития.

Тамара Исаева: Вот учебники, по которым учат детей с нарушениями в развитии. Фото: Ирина Ивойлова/РГ

Кстати, на западе такого диагноза вообще не ставят, эти дети учатся в обычных классах. Как правило, у них страдает темп, они более медлительны по сравнению с другими учениками. Но если им создать благоприятные условия, результат будет не хуже. Часто это не учитывается, в том числе и при сдаче ЕГЭ. Почему-то считается, что все дети работают в одинаковом темпе. Это не так.

А где учить ребенка с интеллектуальными нарушениями — в инклюзивной школе, коррекционной или есть дети, которые вообще не обучаемы?

Тамара Исаева: Необучаемых детей нет. Образование — это, прежде всего, развитие человека. Если ребенок не знает дроби или таблицу умножения, это не значит, что он не развивается. Но у каждого свои возможности, способности, исходя из этого и надо обучать таких детей. В процессе обучения у всех проявляются способности. Для детей с нарушениями интеллекта очень важна образовательная среда. Внутренних ресурсов у них очень мало, все зависит от того, насколько грамотно, серьезно, терпеливо работает дефектолог, который следует по пути восстановления нарушенного онтогенеза. Такое воздействие благоприятно влияет на образование нейронных связей в коре головного мозга.

Я могу опираться на собственный педагогический опыт, когда мои ученики после окончания школы не умели говорить, читать и не овладевали письмом, как мы с вами, но при этом были социально адаптированы. А для таких людей самое важное — быть счастливым в самой простой жизни.

Фото: Ирина Ивойлова/РГ

Выходит, все же читать, писать не всякого ребенка можно научить?

Тамара Исаева: Кто-то пишет и читает так же, как мы, а есть еще так называемое альтернативное письмо, глобальные методы чтения. Мы с вами пользуемся аналитико-синтетическим методом при овладении письмом и чтением. А есть дети, которые читают целыми словами. Конечно, у них маленький запас слов, но он есть. Есть чтение на уровне пиктограмм, символов. Мы ведь с вами встречаем, например, инструкции к новой технике, где нет ни слова по-русски, зато есть пиктограммы, и все понимаем. Так же и эти дети.

Раньше ученики коррекционных школ должны были закончить учебу в 18 лет, не важно, чему они к этому времени научились. Теперь в школах они могут быть до 23 лет. А что дальше?

Тамара Исаева: Если берем легкую степень умственной отсталости, то для таких людей есть инфраструктура, возможность найти рабочее место. Но если дети более тяжелые, то тут все гораздо печальнее. Для них пока один путь — в психоневрологические интернаты. Я в свое время отработала восемь лет в таком интернате и знаю, что многие из пациентов могли бы жить в обществе.

У них есть потребность трудиться?

Тамара Исаева: Да, но если она не поддерживается, то такая потребность затухает.

В роддомах мамам до сих пор говорят: оставьте больного ребенка, он вас потом даже узнавать не будет. Это правда?

Тамара Исаева: Это не так! У ребенка врожденная потребность находиться в общении с мамой или с человеком, который с самого рождения начал заботиться о нем.

Ваши ученики вас помнят? Узнают вас, могут написать вам письмо?

Тамара Исаева: Не все. Кто-то узнает на улице, улыбается, кто-то нет. Меня это не огорчает. Огорчает другое: наше общество высоких достижений не дает людям с достижениями, на уровне их возможностей, жить в этом обществе. И это проблема.

Источник