Зенитные ракетные комплексы

Зенитные ракетные комплексы − боевые и технические средства, которые нужны для противостояния нападениям противника с воздуха. Разработкой указанного вооружения, испытаниями, модернизацией занимается НПО «Высокоточные комплексы». Оно является основой оснащения профильных подразделений ПВО. Набор боевых свойств у ЗРК разный. В зависимости от него комплексы относятся к определённому типу.
Классификация ЗРК
Зенитные ракетные комплексы России классифицируются:
- по типу противовоздушной обороны − представлены установками для вооружения воздушно-космических сил, военно-морского флота, сухопутных войск;
- по непосредственному назначению − разрабатываются противосамолётные, противоракетные и универсальные комплексы;
- по условиям эксплуатации − установки бывают всепогодными и невсепогодными (способны уничтожать цели только в определённых метеоусловиях и при достаточной степени освещённости);
- по степени мобильности − ЗРК делятся на стационарные, буксируемые, переносные, самоходные;
- по специфике наведения зенитных управляемых ракет − комплексы оснащаются системами телеуправления, теленаведения, самонаведения или комбинированного наведения;
- по уровню автоматизации − установки работают в автоматическом, полуавтоматическом или неавтоматическом режиме;
- по дальности − ЗРК представлены системами дальнего и ближнего действия, малой, средней дальности.
Отдельного внимания заслуживают пусковые устройства. Они нужны для транспортировки, прицеливания, подготовки и пуска ракет. В состав установок входят специальный стол для запуска, устройства наведения, горизонтирования, аппаратура, источники питания. Ракеты отличаются по числу ступеней (одно- и двухступенчатые), аэродинамическому построению (нормальная, бескрылая схема, «бесхвостка», «утка», «поворотное крыло»), наведению (самонаводящиеся и телеуправляемые), виду двигателя (ракетные и воздушно-реактивные).
Основными частями ракет являются планер, силовой узел, техника для контроля полёта, автопилот, взрыватель, источник питания.
Боевые российские ЗРК: модели и особенности
НПО «Высокоточные комплексы» выпускает следующие боевые машины:
- 9А34МЛ «Багульник-Стрела 10МЛ». Обеспечивает надёжную защиту от летательных аппаратов вражеских сил (в том числе в условиях плохой видимости). Дальность поражения составляет от 1,3 до 10 км.
- 9А34МЛЭ ЗРК «Сосна». Модернизированная установка для защиты подразделений в разных формах боя. Применение − круглосуточное, управление − централизованное и автономное.
- 9А35 ЗРК 9К35 «Стрела-10». Комплекс для прикрытия сухопутных войск, гражданских и военных объектов. Плюсы разработки − надёжность, отказоустойчивость, простота управления.
- ЗРК «Стрела-10М4». Установка обеспечивает защиту от атак противника с воздуха на малых и сверхмалых высотах. Есть система самонаведения.
- И34 ЗРК «Лучник-Э». На борту техники размещено 8 ракет, дальность полёта лежит в пределах от 0,8 до 5 км. На перезарядку требуется 15 минут.
- 9А332 ЗРК «Гибка-С». Машина устойчива к оптическим помехам, управляется автономно и централизованно. Обеспечивает защиту от летательных аппаратов противника в любых метеоусловиях без привязки к времени суток.
Получить подробную информацию о каждом из ЗРК можно у сотрудников НПО «Высокоточные комплексы». Они ответят на все вопросы о технических характеристиках и возможностях выпускаемого вооружения.
Источник
Зенитная ракетная установка
Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) — комплекс функционально связанных боевых и технических средств, обеспечивающих решение задач по борьбе со средствами воздушно-космического нападения противника.
Содержание
Классификация
По театру военных действий:
Сухопутные ЗРК по мобильности:
- стационарные
- малоподвижные
- мобильные
По способу движения:
- переносные
- буксируемые
- самоходные
- ближнего действия
- малой дальности
- средней дальности
- большой дальности
По способу наведения
- с радиокомандным управлением ракетой
- с наведением ракет по радиолучу (с подсветом цели)
- с самонаведением ракеты
Состав
В состав ЗРК в общем случае входят
- средства разведки воздушного противника
- средства автоматического сопровождения воздушной цели (может находиться на ракете)
- пусковая установка зенитных управляемых ракет (ЗУР)
- средства управления ракетой (может находиться на ракете — при самонаведении)
- средства автоматического сопровождения ракеты (самонаводящимся ракетам не требуется)
- средства транспортировки ЗУР и заряжания ими пусковой установки
- средства функционального контроля оборудования
Способы и методы наведения ЗУР
Способы наведения
1. Телеуправление первого рода — Станция сопровождения цели находится на земле — Летящая ЗУР сопровождается станцией визирования ракеты — Необходимыя маневр рассчитывается наземным счетно-решающим прибором — На ракету передаются команды управления, которые преобразуются автопилотом в управляющие сигналы рулям
2. Телеуправление второго рода — Станция сопровождения цели находится на борту ЗУР и координаты цели относительно ракеты передаются на землю — Летящая ЗУР сопровождается станцией визирования ракеты — Необходимыя маневр рассчитывается наземным счетно-решающим прибором — На ракету передаются команды управления, которые преобразуются автопилотом в управляющие сигналы рулям
3. Теленаведение по лучу — Станция сопровождения цели находится на земле — Наземная станция наведения ракет создает в пространстве электромагнитное поле, с равносигнальным направлением, соответствующим направлению на цель. — Счетно-решающий прибор находится на борту ЗУР и вырабатывает команды автопилоту, обеспечивая полет ракеты вдоль равносигнального направления.
4. Самонаведение — Станция сопровождения цели находится на борту ЗУР — Счетно-решающий прибор находится на борту ЗУР и генерирует команды автопилоту, обеспечивающие сближение ЗУР с целью Самонаведения подразделяют на
- активное — если ЗУР использует активный метод локации цели: излучает зондирующие импульсы;
- полуактивное — если цель облучается наземной РЛС подсвета, а ЗУР принимает эхо-сигнал;
- пассивное — если ЗУР лоцирует цель по ее собственному излучению (тепловому следу, работающей бортовой РЛС и т.п.) или контрасту на фоне неба (оптическому, тепловому и т.п.).
Методы наведения
1. Двухточечные методы — наведение осуществляется на основании координат, скорости и ускорения цели в системе координат ракеты. Применяются при телеуправлении 2-го рода и самонаведении.
- Метод пропорционального сближения — вектор скорости ЗУР направлен на цель.
- Метод прямого наведения — вектор ускорения ЗУР (ось ракеты) направлен на цель — этот метод дает менее кривую тректорию, чем предыдущий, на большом растоянии от цели и боее кривую — на малом.
2. Трехточечные методы — наведение осуществляется на основании координат, скоростей и ускорений цели и ракеты в системе координат наземной РЛС. Применяются при телеуправлении 1-го рода и теленаведении.
- Метод трех точек — ракета находится на линии визирования цели
- Метод трех точек с параметром — ракета находится на линии, упреждающей линию визирования на угол, зависящий от разности дальностей ракеты и цели
См. также
С-25 «Беркут» • С-75 «Двина» • С-125 «Нева»/«Печора» • С-200 • С-300 • С-400 «Триумф» • С-300ВМ «Антей-2500»
Источник
«Оса» жалит больно: советские плавающие зенитно-ракетные комплексы
В советские времена БАЗ официально считался изготовителем тяжелых промышленных тракторов, но с середины 1960-х он являлся еще и достаточно крупным секретным предприятием п/я Р-6753, выпускавшим автомобили-шасси с колесной формулой 6х6 для монтажа новых видов ракетного вооружения.
Приняв за основу схему с равноудаленными мостами и бортовой трансмиссией, в СКБ БАЗ разработали два семейства плавающих машин с несущими стальными корпусами, на которых базировались различные боевые и вспомогательные системы. В свое время они негласно представляли собой высшие достижения Советского Союза и после показов на парадах вызывали на Западе замешательство, которое можно было истолковать как скрытое признание мирового приоритета мощнейшего советского ВПК.
На первом этапе в Брянске в короткий срок удалось самостоятельно разработать и организовать серийный выпуск первого семейства трехосных корпусных спецшасси серии БАЗ-5937/5939 для несения зенитного ракетного комплекса «Оса».
Семейство БАЗ-5937/5939 (1969 – 1990 гг.)
Прототип 300-сильного шасси БАЗ-937 комплекса «Оса». 1969 год (из архива БАЗ)
Первое семейство специальных автомобилей-шасси Брянского завода ведет историю от правительственного постановления о создании мобильного зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) с шифром «Эллипс», который вскоре заменили на более известный код «Оса». Для повышения оперативности и мобильности все его элементы предписывалось монтировать на принципиально новых плавающих шасси, которых к тому времени ни в Советском Союзе, ни за границей не существовало.
Техническое задание на эти необычные автомобили разработали в 1961 году, и в дальнейшем одновременно на нескольких предприятиях начались длительные поиски оптимальных конструкций будущей ракетной системы и наиболее приемлемой для нее плавающей машины, занявшие еще несколько лет. После неудач, постигших эти заводы, в 1966 году было принято решение о переносе проектных работ по амфибиям в Брянск. Первыми образцами с узкой одноместной кабиной, облегченными корпусами и крайними управляемыми мостами стали заднемоторные шасси БАЗ-937 для пусковой установки, БАЗ-938 для размещения средств технического обслуживания и БАЗ-939 для транспортно-заряжающей машины (ТЗМ).
Опытное спецшасси с бортовой трансмиссией и одноместной кабиной (из архива БАЗ)
В процессе испытаний и доработок эти индексы дополнили цифрой 5, и впоследствии на серийной продукции они были изменены на БАЗ-5937, БАЗ-5938 и БАЗ-5939 соответственно. Прототипы всех трех машин построили в 1969 – 1970 годах, серийное производство началось в 1972-м.
Главной особенностью и наиболее трудоемкой частью машин серии 5937/5939 являлись первые в СССР водоизмещающие корпуса полузакрытого типа с гладким днищем, давшие свое название всей системе корпусных автомобилей.
Предсерийное плавающее шасси БАЗ-5937 с несущим корпусом. 1971 год (из архива автора)
В их состав входило более 1 000 стальных элементов, вручную сопряженных между собой сваркой и уплотненных губчатой резиной, оклеенной водонепроницаемой тканью. Для дополнительного повышения прочности их оборудовали встроенной лонжеронной рамой из стальных профилей, усилителями и ребрами жесткости. Наружная обшивка выполнялась из гофрированного металла.
Спецшасси БАЗ-5938 для машины технического обслуживания 9В210 (из архива Н. Щербакова)
Автомобиль БАЗ-5939 с оснащением транспортно-заряжающей машины (из архива 21 НИИЦ)
Готовые изделия проходили проверку на герметичность путем пролива сварных швов керосином, а затем их заполняли водой в специальной ванне. Комплектные шасси испытывали в дождевой камере и на местных водоемах. Первые выпуски оборудовали укороченными корпусами со срезанной передней частью и плоской лобовой панелью. Серийная продукция имела удлиненную остроносую переднюю часть корпуса со встроенными светомаскировочными фарами.
Источник
Зенитная установка с ракетами
Войска противовоздушной обороны Сухопутных войск – отдельный род Сухопутных войск Российской Федерации, который предназначен для прикрытия войск и различных объектов от разрушительного действия средств воздушного нападения противника при ведении общевойсковыми объединениями и соединениями операций, совершении перегруппировок и расположений на месте.
Войска ПВО Сухопутных войск (Войсковая ПВО) и Воздушно-комические силы (ПВО территории страны, Объектовая ПВО) имеют отличия.
Войска ПВО СВ выполняют следующие задачи:
- Боевое дежурство по противовоздушной обороне.
- Разведка воздушного противника и своевременное оповещение прикрываемых войск.
- Совместная противоракетная оборона.
- Уничтожение средств воздушного нападения.
Структура войск ПВО
Структура противовоздушной обороны подразделяется на:
- Войсковая ПВО ВС, которая включает части ПВО СВ, ВДВ, береговые ВМФ.
- ПВО Воздушно-космических сил РФ, перекрывающих территорию с важными военными объектами (ПВО-ПРО – войска противоракетной и противовоздушной обороны).
Начиная с 1997 года, действует своя ПВО, образованная в Воздушных силах. В состав этих войск входит ПВО Сухопутных войск, задача которых заключается в обеспечении качественных прикрытий военных объектов и армейских соединений в местах расквартирования от ракетного нападения и воздушного противника, а также при перегруппировках и во время боев.

ПВО Сухопутных войск вооружены различными средствами противодействия врагу, которые способны поражать цели на разных высотах:
- больше 12 км (в стратосфере);
- до 12 км (больших);
- до 4 км (средних);
- до 1 км (малых);
- до 200 метров (предельно малых).
По дальности обстрела противовоздушное вооружение делится на:
- больше 100 км – дальнего действия;
- до 100 км – средней дальности;
- до 30 км – малой дальности;
- до 10 км – ближнего действия.
Постоянное совершенствование войск ПВО состоит в улучшении их мобильности, расширении возможностей обнаружения и сопровождения противника, сокращении времени перевода в боевое состояние, перекрытия секторов поражения для 100% уничтожения атакующих аппаратов.

В последние годы возросла вероятность нападения с использованием разных образцов вооруженных дронов (наличие на подвеске бомб, ракет и мин).
С 2015 года образованы Военно-космические силы РФ (ВКС), в состав которых входят самостоятельные войска ПВО-ПРО. Главная задача нового воинского образования заключается в противостоянии нападению противника в атмосфере и за ее пределами с целью перехвата атакующих разделяющихся боевых баллистических головок и маневренных крылатых ракет для обеспечения защиты важнейших пунктов в Московской области.
Краткая история войск ПВО РФ
Началом формирования подразделений войсковой ПВО выступил приказ генерала Алексеева – главнокомандующего штаба Верховного Главнокомандующего от 13 декабря 1915 года, которым было объявлено о формировании отдельных четырехорудийных легких батарей для стрельбы по воздушному флоту. Согласно приказу Минобороны РФ от 9 февраля 2007 года – 26 декабря является датой создания войсковой противовоздушной обороны.
В 1941 году система ПВО СССР разделили на ПВО территории страны и Войсковую.
В 1958 году в составе Сухопутных войск был создан отдельный вид войск – войска противовоздушной обороны Сухопутных войск.
В 1997 году сформировались войска войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил РФ, в результате слияния войск противовоздушной обороны Сухопутных войск, соединений, воинских частей и подразделений ПВО Береговых войск ВМФ, соединений и воских частей ПВО резерва Верховного Главнокомандующего.
26 декабря в Вооруженных Силах России отмечается день войсковой противовоздушной обороны.

Перечислим начальников Войск ПВО Сухопутных войск и ПВО ВС РФ
- начальник войск ПВО Сухопутных войск ВС РФ — генерал-полковник Духов Б. И. – 1991-2000 гг.;
- начальный Войсковой ПВО — генерал-полковник Данилкин В.Б. – 2000-2005 гг.;
- начальник Войсковой ПВО – генерал-полковник Фролов Н. А. – 2008-2010 гг.;
- начальник Войсковой ПВО генерал-майор Круш М. К. – 2008-2010 гг.;
- начальник войск ПВ Сухопутных войск ВС РФ – генерал-майор (с 2013 года генерал-лейтенант) Леонов А. П. – 2010 год и до настоящего времени.
Российская Федерация – единственная страна в мире, которая имеет эшелонированную, полномасштабную, комплексную систему воздушно-космической обороны. Технической основой ВКО выступают системы и комплексы противоракетной и противовоздушной обороны, предназначенные для решения самых разных задач: начиная от тактических и заканчивая оперативно-стратегическими. Технические показатели комплексов и систем ВКО обеспечивают надежное прикрытие войск, важных объектов промышленности, государственного управления, транспорта и энергетики.
По словам специалистов, зенитно-ракетные системы и комплексы – самые сложные военные машины. Помимо радио и лазерного оборудования, они оснащены специальными средствами, которые осуществляют воздушную разведку, слежение и наведение.
«Антей-2500» С-300
По мнению экспертов, это единственная мобильная зенитная ракетная система противовоздушной обороны во всем мире. Она способна перехватить даже баллистическую ракету, рассчитанную на среднюю и малую дальность. Помимо этого, целью «Антея» может стать даже самолет-невидимка Staelth. Система уничтожает объект с помощью 2 или 4 зенитных управляемых ракет 9М83. 3РС производится на концерне «Алмаз-Антей» для частей ПВО Египта, Венесуэлы и России. До 2015 года их производили для экспортирования и в Иран.

ЗРС С-300В
ЗРС С-300В – это войсковая самоходная зенитная ракетная система. Оборудована ракетами двух видов: ЗУР 9М82 и 9М83. Первые применяются для поражения баллистических «Першингов», авиационных ракет SRAM и далеко летящих самолетов. Вторые уничтожают воздушные аппараты и баллистические ракеты Р-17 «Ланс» и «Скад».
Автономная ЗРК «Тор»
Эта система получила свое название в честь скандинавского бога. Она были разработана для прикрытия техники, пехоты, зданий и важных промышленных объектов. По мнению экспертов, «Тор» способна защитить от высокоточного оружия, управляемой бомбы и беспилотных летательных аппаратов. Система считается автономной, так как может самостоятельно контролировать воздушное пространство, определять и сбивать воздушную цель.
ЗРК «Оса», МД-ПС, «Тунгуска» и «Сосна-РА»
Этот ЗРК достались Российской Федерации и другим странам СНГ в наследие от СССР. Основная цель «Осы»: вертолеты, самолеты, крылатые ракеты и беспилотники. В советское время ЗРК успешно использовался в 1960 гг. Защиту сухопутным войскам «Оса» обеспечивал в том случае, если летательный аппарат рассчитан на среднюю и малую высоту.
Отличительная черта зенитного ракетного комплекса МД-ПС состоит в возможности его скрытой работы. Для этой задачи ЗРК оснастили оптическими средствами, с помощью которых МД-ПС, применяя инфракрасное излучение, его обнаруживает и наводит ЗУР. Основное преимущество комплекса состоит в том, что благодаря круговому обзору, он способен одновременно выявить до пятидесяти целей. Затем из их числа выбираются несколько, которые самые опасные. Дальше происходит их уничтожение. При наводке орудия применяется принцип «выстрелил и забыл». Ракета оснащена самонаводящимися головками, которые самостоятельно могут видеть цель.
Зенитный пушечный ракетный комплекс «Тунгуска» осуществляет противовоздушную оборону в ближнем радиусе. Поскольку штурмовая авиация и вертолеты, преимущественно действуют на малых высотах, с ними успешно справляется «Тунгуска». Таким образом, в бою обеспечивается надежное прикрытие пехоты. К тому же, целью этого ЗРК может стать плавучая военная и легкобронированная сухопутная техника. Если нет тумана или снега, то стрелять «Тунгуска» может как в движении, так и с места. ЗРК оснащается ракетами 9М311. Для комплекса дополнительно предусмотрены зенитные автоматы 2А38, которые действуют под углом 85 градусов.

«Сосна-РА» — это легкое мобильное буксируемое зенитно-пушечный ракетный комплекс. Он уничтожает воздушные цели на высоте до трех тысяч метров. По сравнению с «Тунгуской», «Сосна-РА» оснащена гиперзвуковой ракетой 9М337, которой можно сбить объект противника на высоте 3,5 километра. Радиус действия варьируется от 1300 до 8000 метров. В результате того, что «Сосна-РА» имеет сравнительно небольшой вес, ее можно транспортировать на любой платформе. Российские военные чаще всего перевозят комплекс грузовиками Урал-4320 и КамАЗ-4310.
ЗРАК «Бук» и модификации
С 1970 года этим комплексом располагала еще советская армия. В настоящее время этот зенитный ракетный комплекс находится на вооружении России и значится в технической документации как 9К37 «Бук». В состав комплекса входят следующие компоненты:
- командный пункт 9с470;
- огневая установка 9А310;
- заряжающая установка 9А39;
- станция для обнаружения цели 9С18.
Части комплекса установлены на обычных гусеничных платформах, которые характеризуются высокой проходимостью. «Бук» стреляет зенитными ракетами 9М38. По мнению военных экспертов, с помощью такого ЗРК можно поразить воздушную цель на высоте до 18 км и расстоянии от системы до 25 км. При этом вероятность точного попадания – 0,6. После модернизации, создали новый ЗРК – «Бук-М1». Если сравнивать его с аналогом, то такой вариант имеет большую вероятность уничтожения и увеличенную зону. К тому же, в «Бук-М1» есть функция, которая позволяет распознавать летящий объект. Новая модель куда больше защищена от противорадиолокационных ракет. Основное предназначение ЗРК – сбивать вертолеты, самолеты, вражеские беспилотники и крылатые ракеты.
В 1980 гг. появился новый вариант – 9М317, стреляющий современными ракетами. Использование 9М317 требовало от инженеров внести доработки в конструкции комплекса. Ракета с меньшими крыльями и увеличенной дальностью при высоте 25 км. Основное преимущество 9М317 состоит в том, что ее взрыватель работает в 2 режимах. При контакте с ракетой или на определенном расстоянии от нее цель будет уничтожена. Самоходная огневая установка имеет новое оборудование, благодаря чему она обнаруживает 10 целей одновременно и может ликвидировать четыре из них, которые посчитает самыми опасными.

С целью полной замены устаревшей электроники современным цифровым оборудованием, военные инженеры разработали ЗРК «Бук-М3». Заменили и саму ракету. Теперь стрельба осуществляется современной 9М317М, которой присущи высокие характеристики. Несмотря на то, что о данном комплексе пока нет конкретной информации, эксперты предполагают, что из такого ЗРС можно сбить летящий объект на высоте больше 7000 метров с вероятностью попадания 0,96.
Последние системы ПВО России
Перехватить воздушную цель на большом расстоянии (от 200 километров) российские военные могут посредством зенитной ракетной системы С-400 «Триумф». Этот ЗРК поступил на вооружение в 2007 году. Комплекс был создан специально, чтобы обеспечить защиту в случае вероятного нападения как с космоса, так и с воздуха. Как утверждают специалисты, С-400 способен уничтожить цель на высоте не больше 30 тыс. метров.
В 2012 году на вооружение поступил новый зенитно-ракетный пушечный комплекс – ЗРПК «Панцирь С1». С помощью управляемых ракет и автоматических пушек, для которых предусмотрено радиокомандное наведение, радиолокационное и инфракрасное слежение, цель уничтожается, где бы ни находилась. ЗРПК имеет двенадцать ракет «земля-воздух» и две зенитные пушки.
Последней российской новинкой считается ЗРК «Сосна», который работает в ближнем радиусе. По словам экспертов, данный комплекс рассчитан на осколочно-стержневое и бронебойное воздействие. Ракеты могут уничтожать вражескую бронетехнику, корабли и укрепления. ЗРК эффективен в комплексе при борьбе с высокоточным оружием, беспилотниками и крылатыми ракетами. Для наведения применяют лазер: ракет летит на луч.
Распределение в России
В настоящее время структура ПВО РФ представлена 34 полками, зенитно-ракетными системами С-300, С-300ПС, С-400 и другими. Не так давно по две бригады из CD и ВВС преобразовались в полки и переделали в ПВО. Так, в состав этого войскового рода входят полки (38) и дивизионы (105).
По словам специалистов, распределение сил ПВО в России неравномерное. Самую надежную защиту имеет Москва. Вокруг этого города десять полков, располагающих С-300. Возле Москвы еще четыре дивизиона, на вооружении которых С-400.
Также хорошо прикрыт Санкт-Петербург – четыре полка с С-300 и С-400. Базы СФ в Мурманске, Полярном и Североморске охраняет три полка, ТОФ в районе Владивостока и Находки прикрывает два полка. Один полк охраняет Авачинский залив на Камчатке (база РПКСН). Балтайский Флот и Калининградская область с воздуха прикрывает смешанный полк, на вооружении у которого находятся системы С-300 и С-400. ПВО есть и в Крыму. С целью обеспечения более надежной защиты Черноморского Флота, командование решило усилить севастопольскую группировку противовоздушной обороны дополнительными комплексами С-300. ПВО России располагает и радиолокационными станциями, о которых более детально мы расскажем дальше.
РЛС П-15 и П-19
С помощью этих систем ПВО РФ выявляются низколетящие цели. Они состоят на вооружении с 1955 года. Этими РЛС комплектуют артиллерийские, радиотехнические и зенитные формирования, пункты управленческих и оперативных звеньев ПВО. Станция транспортируется с помощью одного автомобиля с прицепом. РЛС производят развертывания в течение десяти минут. Станция работает в когерентно-импульсном и амплитудном режимах.

Посредством РЛС П-19 осуществляют разведку на средних и малой высотах. Затем полученная информация передается в командный пункт. Эта РЛС представляет собой подвижную двухкоординатную радиолокационную станцию, для перевозки которой используют два автомобиля. Первый используется для перевозки индикаторной, приемопередающей аппаратуры, средств для защиты от помех, тогда как второй – антенно-поворотного устройства и агрегатов, обеспечивающих электропитание системы.
РЛС П-18
С помощью этой модернизированной станции обнаруживают самолеты. Определяют их координаты, после чего выдают целью. По словам специалистов, в настоящий момент эксплуатационный ресурс таких систем ПВО РФ себя исчерпал. Чтобы продлить и улучшить тактико-технические характеристики, для модернизации применяют монтажный комплекс с ресурсом не меньше 20 лет и износом не больше 12 лет. Так, меняют устаревшую элементную базу П-18 современной, ламповое передающее устройство – твердотельным. К тому же, РЛС комплектуют системами с цифровыми процессами, обрабатывающими сигнал и подавляющими активные шумовые помехи. В результате многочисленных работ аппаратура в этой РЛС не столько объемная. Кроме того система стала надежнее, с улучшенными эксплуатационными и точностными характеристиками и более защищенная от помех.
РЛС П-40А
Представляет собой радиолокационный дальномер, который значится в техдокументации как «Броня» 1РЛ128. Эта система ПВО направлена на выполнение таких задач:
- выявление воздушной цели;
- антенны выводятся к цели автоматически и вычисляют к ней высоту;
- определяет азимут и наклонную дальность;
- вмонтированная программа «свой-чужой» определяет госпринадлежность объекта.

Комплексом оснащается радиотехнические соединения и формирования противо-воздушной обороны, зенитные артиллерийские и ракетные части. Конструкция «Брони» — антенно-фидерная. Местом расположения аппаратуры, комплектующих и наземного радиолокационного запросчика выступает самоходное гусеничное шасси 426У. Тут же предусмотрено место для двух газотурбинных агрегатов, которые обеспечивают питание системы.
«Небо-СВ»
Для выявления вражеской цели в воздушном пространстве применяют двухкоординатную РЛС, работающую в дежурном режиме. Система представлена подвижной когерентно-импульсной станцией. Транспортируется 4 транспортными средствами, а именно 3 автомобилями и 1 прицепом. На первой машине перевозится приемопередающая, индикаторная аппаратура и средства, которые осуществляют автоматический съем и передачу информации. Вторая машина предназначена для перевозки антенно-поворотного устройства, а третья для дизельной электростанции. На прицепе есть место для антенно-поворотного устройства НР3. К радиолокационной системе идут кабеля сопряжения и 2 выносные индикатора с круговым обзором.
Источник
Цели "Беркута" и "Десны". Какими были первые советские зенитные ракетные системы
Развертывание вокруг столицы С-25, получившей кодовое название «Беркут», было завершено до 1958 года. Он стал первым отечественным образцом зенитного управляемого ракетного оружия, доведенным до серийного производства и принятым на вооружение. Система неоднократно усовершенствовалась, что позволило ей прослужить до середины 1980-х годов.
Разработанная на ее основе С-75 «Десна» впервые в Советском Союзе была испытана в боевых условиях, став впоследствии самой применяемой в мире системой ПВО. Специалисты отмечают, что она получилась очень удачной и успешно поставлялась на экспорт в более чем 40 стран.
С-25 "окольцевала" столицу
В конце 1940-х годов потенциальный противник уже имел на вооружении стратегические бомбардировщики. Они были носителями ядерного оружия, которое могли перебросить на территорию СССР и тем самым достать Москву. В связи с этим Сталин лично поставил задачу создать в кратчайшие сроки ПВО столицы.
9 августа 1950 года Постановлением Совета Министров СССР Конструкторскому бюро № 1 (КБ-1, ныне — Научно-производственное объединение «Алмаз» имени академика А.А. Расплетина) была поставлена задача разработать систему зенитного управляемого ракетного оружия (ЗУРО) «Беркут».
Была принята концепция, предложенная А.А. Расплетиным и не имеющая аналогов в мире: многоканальная радиолокационная станция наведения, выполняющая функции обнаружения воздушных целей, их сопровождения, сопровождения зенитных ракет и наведения их на цели. Каждый радиолокатор осуществлял обзор пространства в секторе 60 градусов, сканируя двумя лопатообразными лучами. Он обнаруживал, захватывал и автоматически сопровождал до 20 целей и 20 наводимых на них ракет. Затем выдавал команды управления и передавал их на ракеты. Построение зенитных ракетных комплексов (ЗРК) на основе секторных радиолокаторов определило весь облик будущей системы ПВО Москвы, а Расплетин стал ее главным конструктором в 1953 году.
Система ПВО столицы была построена таким образом, что радиолокаторы кругового обзора были выдвинуты на дальние рубежи для обнаружения подлетающих целей. Затем два кольца секторных многоканальных ЗРК, удаленных от Москвы на 50 км (24 комплекса) и 90 км (32 комплекса). В их состав входили радиолокаторы наведения с зенитными ракетами. Управление системой обеспечивали центральный и четыре секторных командных пункта.
Перед каждым радиолокатором наведения на удалении от 1,2 до 4 км располагалось 60 стартовых столов. Ракеты стартовали вертикально, автоматически захватывались радиолокаторами на сопровождение и далее передаваемыми на ракеты командами наводились на цели.
Испытания С-25 на полигоне Капустин Яр начались в сентябре 1952 года, и уже 2 ноября был проведен первый успешный пуск ракеты. 25 апреля 1953-го в ходе испытаний был сбит самолет-мишень бомбардировщик Ту-4, летящий на высоте 7 тыс. м. Именно эта дата стала днем рождения нового вида оружия ПВО, способного эффективно вести борьбу с самолетами и другими аэродинамическими средствами нападения в любых погодных условиях.
«…На небе разыгралась такая картина, как будто сближались друг с другом два сказочных змея, распуская за собой огромные серебристо-чешуйчатые хвосты. Когда змеи схлестнулись лбами, то более быстрый полетел дальше, а у второго голова отвалилась от хвоста и начала падать, облизываемая языками пламени, разваливаться на дымящиеся и горящие куски», — писал в своей книге «Секретная зона. Исповедь генерального конструктора» один из создателей С-25 генерал-лейтенант Григорий Кисунько.
7 мая 1955 года «Беркут» был принят на вооружение Советской армии. Впервые ракета В-300 системы С-25 была открыто показана на военном параде 7 ноября 1960 года.
ЗРС могла сбивать самолеты и бомбардировщики, летящие со скорость до 1500 км/ч на максимальной высоте до 20 км. По тем временам это был настоящий технический прорыв — комплекс, который мог одновременно решать задачи и отслеживания, и поражения большого количества воздушных целей. При этом конструкторами была реализована возможность координации и взаимодействия между отдельными батареями системы. Изюминкой С-25 было наличие многоканальных РЛС. Вплоть до конца 1960-х годов ни один другой комплекс не мог похвастаться такими возможностями.
После модернизации 1966 года «Беркут» получил возможность поражать также крылатые ракеты, летящие со скоростью до 4300 км/ч в диапазоне высот от 0,5 до 35 км, при этом максимальная дальность действия комплекса составляла 58 км. Кроме того, появилась возможность опознавания на индикаторах принадлежности самолета.
Были у С-25 и недостатки. Комплекс был полностью не мобилен, а вооруженные им военные части представляли собой большие по площади объекты, которые были уязвимы для ядерных ударов противника. Также была относительно высокая стоимость и сложность эксплуатации. Поэтому в СССР быстро отказались от дальнейшей постройки С-25 в пользу создания более простых, но при этом мобильных ЗРС (такими впоследствии стали С-75 и С-125).
Несмотря на многократные модернизации, к началу 1980-х годов С-25 уже завершала свое существование — технические решения полностью исчерпали возможности дальнейшего совершенствования. К тому же в 1979 году на вооружение была принята другая новая ЗРС — С-300П. С боевого дежурства С-25 сняли в 1984-м.
С-75: первая боевая
В середине 1950-х годов обеспечение ПВО важнейших объектов на территории СССР и создание ПВО в приграничных районах требовали разработки мобильной ЗРС с минимальным временем развертывания (свертывания) на позиции. И первой такой системой стала С-75. Ее средства могли перевозить автомобильным, железнодорожным, авиационным и морским транспортом.
Из-за ограничений, обусловленных применявшейся элементной базой, С-75 являлась одноканальной по цели. Она осуществляла поражение цели, совершающей полет в произвольном направлении, обеспечивая наведение на цель до трех ракет.
С-75 разрабатывалась на основе принципов, заложенных в С-25, в том числе с обеспечением линейного сканирования пространства в ортогональных плоскостях. При проектировании ее были найдены и впервые внедрены многие научно-технические решения, такие как новая конструкция антенн со скрытыми сканерами, алгоритм наведения ракеты на цель по методу половинного спрямления, режим автоматического функционального контроля с проведением обстрела имитируемой цели «электронными ракетами».
Государственные испытания С-75 были успешно завершены в 1957 году, и 12 декабря Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1382-638 система была принята на вооружение войск ПВО страны. Кстати, наиболее распространенной, удачной и боевой модификацией С-75 стал не первый его вариант с индексом СА-75 «Двина», а именно С-75 «Десна», принятый на вооружение 22 мая 1959 года.
ЗРС неоднократно модернизировалась вплоть до 1975 года, а ее модификации выпускались до 1987-го. После модернизации 1975 года С-75 смог поражать воздушные цели с максимальной скоростью до 3700 км/ч на дальности до 65 км и на высоте до 30 км. Всего было изготовлено и передано в эксплуатацию около 1 тыс. комплектов для наших войск и около 800 единиц за рубеж.
С-75 стал самым применяемым комплексом ПВО в мире, однако его первый успех был не в небе СССР. Два комплекса были отправлены в Китай по просьбе Мао Цзэдуна, там советские специалисты обучали китайские расчеты работе на С-75. И 7 октября 1959 года в небе над Пекином ими был уничтожен скоростной разведчик RВ-57D на высоте около 21 тыс. м. Данный эпизод стал первым в истории, когда самолет был уничтожен запущенной с земли зенитной управляемой ракетой.
В советском же небе первый успех этой ЗРС случился в ноябре 1959-го, когда над Волгоградом на высоте 28 тыс. м был сбит американский разведывательный аэростат. И именно ракеты «Десны» 1 мая 1960 года смогли сбить в небе над Уралом высотный самолет-шпион U-2, пилотируемый летчиком США Фрэнсисом Гэри Пауэрсом. Этот эпизод до сих пор считается одним из самых громких международных скандалов времен холодной войны.
Другим политически значимым применением ЗРС стало уничтожение U-2 над Кубой 27 октября 1962 года. Звездным часом «Десны» стала вьетнамская война. Включенные в состав Военно-воздушных сил Вьетнамской народной армии советские дивизионы за все время уничтожили, по разным оценкам, от 1200 до 1900 американских самолетов. После Вьетнама С-75 активно использовали практически во всех локальных конфликтах ХХ века — в Египте, в Индии, во время ирано-иракской войны и на Балканах в 1990-х. Даже известны случаи, когда китайские зенитчики обстреливали ими вьетнамские истребители МиГ-21. Советские С-75 воевали против созданных в Советском Союзе самолетов.
Последний же известный случай боевого применения ЗРС данного типа зафиксирован несколько лет назад. В открытых источниках утверждалось, что в 2016-м якобы при помощи С-75 хуситы сбили над Йеменом современный американский беспилотник MQ-1 Predator.
За создание С-75 главный конструктор комплекса Александр Расплетин и главный инженер КБ-1 Федор Лукин стали лауреатами Ленинской премии. Заместитель главного конструктора Борис Бункин и главный конструктор ракеты Петр Грушин были удостоены звания Героя Социалистического Труда.
После "Триумфов" придет "Прометей"
Созданные затем ЗРС С-125 «Нева», С-200 «Ангара», С-300 в конечном итоге позволили нашей стране успешно решать геополитические задачи. С момента появления первых С-25 и С-75 прошло более 65 лет, но и сегодня именно Россия является одним из ведущих производителей различных систем и комплексов ПВО. На мировом рынке вооружений наряду с авиационной техникой они пользуются стабильно высоким спросом.
Сегодня настоящим бестселлером можно назвать ЗРС С-400 «Триумф». Ее обладателями уже стали Индия и Китай, а история контракта на поставку Турции наделала много шума — против приобретения российских систем активно выступили США и НАТО.
Представители Минобороны РФ также заявляли о возможном экспорте «Триумфов» в Белоруссию и Казахстан, но официально о фактах таких поставок не говорилось. Сообщалось, что на С-400 существует «реальная очередь»: интерес со стороны стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и некоторых государств — членов ОДКБ.
С-400, которая является продолжателем славных традиций советских систем ПВО, сегодня составляет основу защиты российского воздушного пространства. Поставки ее в войска концерном ВКО «Алмаз-Антей» идут ежегодно. В июне сообщалось о подписании еще одного контракта, согласно которому до 2023 года Вооруженные силы РФ получат еще три полка «Триумфов».
В ближайшие годы российская армия начнет получать перспективную ЗРС пятого поколения С-500 «Прометей» с повышенным противоракетным потенциалом. Предполагается, что по боевым возможностям она будет значительно превосходить С-400 и ее конкурента — американскую систему PAC-3 (последняя версия зенитного ракетного комплекса Patriot).
Источник