Что нужно знать УО о пожарной безопасности в многоквартирном доме
За нарушение требований пожарной безопасности управляющей организации как юридическому лицу грозит штраф по ст. 20.4 КоАП РФ от 150 000 до 200 000 рублей.
Мы начинаем цикл статей, в котором расскажем, какие требования пожарной безопасности нужно научиться соблюдать управляющей компании и что будет, если этого не делать.
Сегодня мы напомним вам, что нужно знать о пожарной безопасности в многоквартирном доме.
Вначале пара правил, которые УО забывают соблюдать и получают штрафы. В жилых домах нельзя изменять планировку и размещать инженерные коммуникации и оборудование, если они ограничат доступ к огнетушителям и пожарным кранам.
Нельзя производить такие действия и если из-за них будут плохо работать автоматическая пожарная сигнализация, автоматическая установка пожаротушения, система дымоудаления или система оповещения и управления эвакуацией.
Если в доме проведён газопровод, нельзя хранить баллоны с горючими газами в квартирах и жилых комнатах. Не разрешайте ставить их на кухнях, лестничных клетках, эвакуационных путях, в цокольных этажах, подвалах и чердаках, на балконах и лоджиях.
Проверьте прямо сейчас, установлены ли на фасаде домов, которыми вы управляете, указатели, показывающие расположение ближайших пожарных гидрантов. Такие указатели должны быть объёмными со светильником или плоские, со светоотражающим покрытием.
На таких указателях чётко нанесите цифры, показывающие расстояние до источника воды.
Чердаки, подвалы, цокольные этажи
Мы уже писали о том, могут ли собственники или управляющая компания хранить в местах общего пользования личные вещи. Если коротко, то нет. Потому что такие вещи могут создавать пожароопасную ситуацию.
На чердаках, в подвалах и цокольных этажах нельзя хранить и использовать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Если вы хотите на Новый год организовать для жителей МКД шикарный салют, а чтобы им насладился весь город, запустить его с чердачного окна, у вас не получится.
На чердаках, в цокольных этажах и подвалах запрещено использовать порох, взрывчатые вещества, пиротехнику другие взрывоопасные вещества и материалы.
Нельзя перечисленные помещение переоборудовать для организации производственных участков и мастерских, если нет самостоятельного выхода или выход из них не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток. Требования пожарной безопасности не разрешают хранить в них оборудование, мебель, да и другие предметы.
Предупредить собственников о том, что захламлять общее имущество МКД нельзя, можно весело и вежливо. Распечатайте и расклейте на этажах это объявление. Текст вы можете адаптировать под себя.
Эвакуационные пути
К содержанию эвакуационных путей нужно подойти с особой тщательностью и соблюдать проектные решения и требования нормативных документов по пожарной безопасности.
Нормативных правовых актов, которые нужно соблюдать, много:
- по освещённости,
- количеству,
- размерам и объёмно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов,
- по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности.
Проверьте, чтобы двери на эвакуационную лестничную клетку открывались наружу по направлению выхода из здания. А вот на двери квартир такие требования не распространяются. Направление открывания этих дверей не нормируется требованиями НПА по пожарной безопасности.
Запоры на дверях эвакуационных выходов нужно сделать так, чтобы свободно открывать их изнутри без ключа.
Вот за эти нарушения при эксплуатации эвакуационных путей в жилых домах, эвакуационных и аварийных выходов вас могут оштрафовать:
- на путях эвакуации есть препятствия: пороги, раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты;
- эвакуационные пути, коридоры, тамбуры, лестничные площадки, марши лестниц и выходы загромождены различными материалами, изделиями, оборудованием или мусором;
- в тамбурах выходов установлены сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, оборудовано место для хранения, пусть даже и временно, инвентаря;
- самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров зафиксированы в открытом положении или сняты;
- воздушные зоны в незадымляемых лестничных клетках закрыты жалюзи;
- армированное стекло в остеклении дверей заменено обычным;
- на лестничных клетках установлены внешние блоки кондиционеров;
- собственники организовали на лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и подсобные помещения и хранят на них мебель и другие предметы.
Проверьте свои дома, чтобы у вас всё было в порядке.
Электросети и электрооборудование
Если вы эксплуатируете электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции, вы нарушаете не только постановление Госстроя РФ N 170, но и требования пожарной безопасности.
За первое правонарушение вас могут привлечь к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ и назначить штраф от 40 000 до 50 000 рублей. За нарушение требований пожарной безопасности административное наказание строже – по ст. 20.4 КоАП РФ.
Чтобы не потерять деньги и не нарушить правила пожарной безопасности, запомните 7 не:
- не пользуйтесь повреждёнными розетками, рубильниками и прочими электроустановочными изделиями;
- не обёртывайте лампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами;
- не используйте утюги, плитки, нагреватели и чайники без устройств тепловой защиты и терморегуляторов;
- не подключайте самодельные нагревательные приборы;
- не оставлять без присмотра включёнными в электрическую сеть электрические приборы;
- не размещайте в электрощитовых горючие вещества и материалы;
- не используйте временную электропроводку.
Система противопожарной защиты
К системам и средствам противопожарной защиты относятся автоматические установки пожаротушения и сигнализации, установки систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средства пожарной сигнализации, система внутреннего противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, противопожарные и дымовые клапаны, защитные устройства в противопожарных преградах. Все они должны содержаться в исправном состоянии.
Не реже одного раза в квартал проверяйте их работоспособность и составляйте соответствующий акт проверки. Своевременно обслуживайте устройства и проводите их ремонт, согласно с:
- годовым планом-графиком,
- сроками выполнения ремонтных работ.
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 проводит организация, у которой есть соответствующая лицензия.
Содержите в исправном состоянии внутренний противопожарный водопровод, проверяйте его не реже двух раз в год. Можно делать это весной и осенью, во время сезонных осмотров многоквартирного дома.
Проверьте, что краны внутреннего противопожарного водопровода укомплектованы пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, а пожарный рукав присоединён к пожарному крану и пожарному стволу.
Перекатывайте пожарные рукава не реже одного раза в год. Прикрепите пожарные шкафы к стене так чтобы их дверцы открывались не менее чем на 90 градусов.
Помните, что у вас должна быть исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта. Не переводите системы противопожарной защиты с автоматического пуска на ручной.
Расскажите собственникам, что нужно делать в первую очередь, если они обнаружили пожар или признаки горения в здании. Два правила могут спасти им жизнь:
Источник
Установка системы пожарной безопасности текущий или капитальный ремонт

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Бюджетное учреждение планирует заключить контракт, предметом которого является выполнение работ по установке автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. В отдельных помещениях здания существует смонтированная много лет назад система пожарной сигнализации. Как самостоятельное основное средство она не учитывалась, отдельных инвентарных объектов в ее составе также нет. В настоящее время составлена и прошла экспертизу смета предстоящих работ, согласно которой будут и демонтажные работы (отдельных участков старой системы), и монтажные. Расходы будут осуществляться за счет экономии средств субсидии на выполнение госзадания, планируется сделать передвижку средств на КВР 243. Правомерно ли будет отразить такие расходы по КВР 243?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
О применении элемента вида расходов 243 может идти речь только в случае устранения неисправностей (восстановления работоспособности) автоматической пожарной сигнализации и иных систем, входящих в состав здания, при этом данные работы должны проводиться в рамках сметы на проведение капитального ремонта здания (помещений). В данном случае оснований для применения кода вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» у учреждения нет.
Указанные в вопросе работы могут рассматриваться как расширение (модернизация) существующей пожарной системы и отражаться в учете с применением кода видов расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».
Обоснование вывода:
Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться, прежде всего, исходя из экономического содержания хозяйственной операции, определяемой предметом контракта (договора). Перечень и правила применения кодов видов расходов для всех учреждений государственного сектора едины и приведены в пп. 5.1.2 п. 5.1 раздела III Указаний N 65н.
В соответствии с нормами Указаний N 65н с применением элемента видов расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» отражаются расходы бюджетов бюджетной системы РФ на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходы государственных (муниципальных) учреждений по капитальному ремонту и реставрации государственного (муниципального) имущества.
Пожарная сигнализация — совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
В соответствии с п. 45 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности сигнализационные сети, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. В то же время к самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем, например: оконечные аппараты, приборы, устройства, средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации; средства вычислительной техники и оргтехники; средства визуального и акустического отображения информации.
На основании п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к капитальному ремонту объектов капитального строительства относятся замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Также пунктом 5.1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р), утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 установлено, что в ходе капитального ремонта устраняются неисправности всех изношенных элементов, они восстанавливаются или заменяются (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания, включая оснащение его недостающими видами инженерного оборудования.
Учитывая, что автоматическая пожарная сигнализация и иные указанные в вопросе системы должны учитываться в составе здания, о применении элемента вида расходов 243 может идти речь только в случае устранения неисправностей (восстановления работоспособности) таких систем, при этом данные работы должны проводиться в рамках сметы на проведение капитального ремонта здания (помещений).
Однако учреждением не планируется проведение капитального ремонта здания (помещений), а предметом договора (контракта) является установка автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, включающая в себя, согласно смете, монтаж (демонтаж) её элементов.
Таким образом, оснований для применения кода вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» в рассматриваемой ситуации нет.
Одновременно с этим Указаниями N 65н определено, что расходы по договорам на оплату договоров на монтаж, обеспечение функционирования и поддержку работоспособности систем, не относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий, учитываются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
При этом в соответствии с положениями раздела V Указаний 65н по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ отражаются монтажные работы, такие как установка (расширение) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как: охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в т.ч. обустройство «тревожной кнопки», а также работы по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует отражать по статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств»).
Таким образом, указанные в вопросе работы по установке автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре могут рассматриваться как расширение (модернизация) существующей пожарной системы и отражаться в учете с применением кода видов расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» и статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Подгруппа видов расходов 240 «Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
— Энциклопедия решений. Учет локальных вычислительных сетей, систем видеонаблюдения и иных аналогичных систем (для госсектора).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
15 августа 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Установка системы пожарной безопасности текущий или капитальный ремонт
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 августа 2019 года N 30908-ОД/08
[Об отнесении объектов строительства к капитальным, о видах работ, для которых не требуется подготовка проектной документации и о классификации работ по монтажу пожарной сигнализации]
Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с обращением Министерства строительства Тульской области от 25 июня 2019 г. N 21-01-16/3481 в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, и не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкованию нормативных правовых актов.
Вместе с тем, по вопросам, связанным с отнесением объектов строительства к капитальным, считаем возможным сообщить следующее.
объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
линейные объекты — линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пунктам 6 и 23 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных; сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Таким образом, капитальными являются объекты, отвечающие критериям, установленным градостроительным законодательством Российской Федерации, и любой объект, созданный в порядке, установленном для объектов капитального строительства, имеет статус капитального.
По вопросам о видах работ, для которых не требуется подготовка проектной документации, сообщается следующее.
Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с частью 3 указанной статьи осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Указанное положение не применяется в случае, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения (часть 3.1 статьи 48 ГрК РФ).
Обращаем внимание, что согласно части 12.2 статьи 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Снос объекта капитального строительства, осуществляемый без целей последующего строительства (реконструкции), не предполагает обязательную разработку проектной документации в порядке, предусмотренной статьей 48 ГрК РФ. Вместе с тем в случаях, когда снос осуществляется в целях строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, соответствующие разделы включаются в проектную документацию такого объекта (пункты 1, 8, 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87).
Если снос здания осуществляется без целей последующего строительства, по мнению Минэкономразвития России, изложенного в письме от 16 апреля 2015 г. N Д23И-1663, основанием для сноса (демонтажа) объекта капитального строительства является распоряжение органа местного самоуправления о сносе такого объекта, которым, в том числе определяется порядок и сроки осуществления сноса такого объекта.
По вопросу о классификации работ по монтажу пожарной сигнализации сообщается, что отнесение работ к строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу определяется предметом заключаемого государственного контракта, в рамках которого такие работы производятся.
строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) как изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
снос объекта капитального строительства — ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.
Также сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
И.о. директора Департамента
градостроительной деятельности
и архитектуры
О.А.Дашкова
Источник
Регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты в 2021 году
С января 2021 года в России действуют новые правила противопожарного режима. Они утверждены Постановлением Правительства РФ № 1479, распространяются на все виды объектов, предприятий, систем и мер противопожарной защиты. Основной объем требований по противопожарному режиму не изменился или был незначительно уточнен, по сравнению с ранее действовавшим Постановлением № 390. Одним из важнейших нововведений стала обязанность руководителя организации разработать и утвердить регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты.
Читайте в статье, что представляет собой регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты, кто обязан его разрабатывать, где взять образец документа и как правильно его заполнить.
Изменения в правилах противопожарного режима 2021 года
Правила противопожарного режима устанавливают обязательные требования по следующим направлениям:
- по документам в сфере пожарной безопасности, которые нужно разработать и применять при эксплуатации объекта;
- по разовым или постоянным мероприятиям, которые нужно обеспечить для противопожарной защиты;
- по особенностям эксплуатации, проверок, обслуживания и ремонта технических средств, установок и систем защиты.
- Правила обязаны применять руководители предприятий всех форм собственности, от муниципальных учреждений до коммерческих структур.
С 2021 года вступили в силу новые Правила противопожарного режима. Это связано с проведением в России «регуляторной гильотины», т.е. отменой или корректировкой нормативных актов, содержащих избыточные требования для бизнеса, граждан. В новых правилах были отменены некоторые требования, которые несущественно влияли на противопожарную защиту объектов.
Одновременно в Постановлении № 1479 появилось несколько новых требований, которые наверняка осложнят работу любого руководителя:
- на руководителя организации возлагается обязанность разработать и утвердить регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты;
- с января 2021 года обязательно ведутся журналы эксплуатации систем защиты (в них фиксируется каждая плановая и внеочередная проверка систем);
- инструкции по пожарной безопасности объектов необходимо дополнить новыми разделами (например, по обеспечению доступа спасателей на объект, по алгоритму использования систем входа и выхода из здания, и т.д.);
- скорректированы нормы обеспечения объекта огнетушителями;
- введены дополнительные запреты и ограничения на использование подвалов и цокольных этажей для ведения деятельности.
Есть и еще ряд новелл, которые распространяются на отдельные виды объектов или систем защиты.
Комментарий эксперта. Принципиально новым требованием стала разработка и утверждение регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты. При этом в Постановлении № 1479 нет ни слова о форме и содержании этого документа. Несмотря на это, отсутствие каждого обязательного документа по пожарной безопасности повлечет штраф и предписание при проверках МЧС. Поэтому регламент нужно разрабатывать незамедлительно, пока госпожнадзор не пришел с проверкой на ваше предприятие.
Основные понятия для разработки регламента на системы противопожарной защиты | Описание |
Исправное состояние системы противопожарной защиты | Состояние системы противопожарной защиты, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации. |
Мониторинг системы противопожарной защиты | Непрерывно осуществляемый автоматизированный сбор данных, наблюдение за техническими параметрами системы противопожарной защиты, выполнением системой противопожарной защиты или ее отдельными элементами своих функциональных задач в целях фиксации и последующей аналитической обработки получаемой информации для подготовки необходимых решений по предупреждению и ликвидации негативных последствий, связанных с повреждением или неисправностью системы противопожарной защиты |
Ремонт системы противопожарной защиты | Комплекс технологических операций и организационных действий по восстановлению работоспособности, исправности и ресурса системы противопожарной защиты и/или ее составных частей. |
Техническое обслуживание; ТО системы противопожарной защиты | Комплекс технологических операций и организационных действий по поддержанию исправного состояния (исправности, работоспособности) системы противопожарной защиты при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. |
Что такое регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты
Регламент – это документ, локальный акт предприятия. Он может разрабатываться по различным направлениям деятельности компании. Согласно п. 54 Постановления № 1479, с января 2021 года у каждой организации, где есть системы противопожарной защиты, должен быть регламент на их эксплуатацию, обслуживание и ремонт. Таким образом, регламент может разрабатываться:
- на пожарно-охранную сигнализацию;
- на систему оповещения и управления эвакуацией;
- на технические установки пожаротушения;
- на внутренний пожарный водопровод;
- по другим системам, используемых на объектах;
- сразу на все системы защиты, которые установлены на объекте.
Постановление № 1479 не обязывает делать отдельный регламент под каждую систему. Более того, в одном документе проще описать требования, которые одинаковы или несущественно отличаются для разных систем. Так как системы защиты обеспечивают безопасность объекта в комплексе, можно иметь единый регламент.
На кого возложена обязанность оформлять регламенты
Такая обязанность по новым правилам предусмотрена для руководителя организации. Даже если он передаст полномочия по разработке документов подчиненным, за нарушения или отсутствие регламента к ответственности будут привлекать директора.
Незнание закона не освобождает от наказания. Поэтому если у вас еще не проведена работа по подготовке регламента и журналов эксплуатации систем защиты, нужно сделать это незамедлительно. Помощь в разработке всех документов по пожарной безопасность окажут эксперты ООО Смарт Вэй.
Можно ли сделать самостоятельно
Для обеспечения надлежащей противопожарной защиты можно привлекать экспертные организации и частных специалистов, аудиторов, инженеров, проектировщиков. В отношении регламента регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем защиты тоже нет запрета на привлечение экспертов. Более того, помощь специалистов гарантирует, что при подготовке документа будут учтены все технические особенности системы, требования производителя и проектировщика, нормы пожарной безопасности.
Что оформить регламент на системы противопожарной защиты. воспользуйтесь услугами наших экспертов. Мы гарантируем, все регламент будет точно соответствовать состоянию защиты вашего объекта, не вызовет замечаний у инспекторов госпожнадзора.
Регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты. Вопросы эксперту.
Константин М. Эксперт в сфере пожарной безопасности. Высшее юридическое образование, опыт работы более 10 лет. Задать вопрос
Вопрос эксперту
В какой срок нужно разработать и утвердить Регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты?
В Постановлении № 1479 не указано сроков разработки регламента. Но на момент первой же проверки госпожнадзора этот документ должен быть в наличии. Поэтому желательно оформить этот документ заранее.
Здравствуйте! Можно ли использовать типовой Регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты?
Типовые регламенты можно взять за основу. Однако содержание документа должно соответствовать типам и характеристикам систем, которые есть есть на ваших объектах. Поэтому документ все равно придется разрабатывать полностью.
Если у нас в здании есть только система пожарной сигнализации, можно обойтись без составления регламента?
Регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты нужно разработать для каждого предприятия, которое эксплуатирует объекты. На всех объектах должны быть минимально необходимые системы защиты.
Сколько стоит разработка регламента по эксплуатации, обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты?
Это зависит от количества систем и технических средств защиты, особенностей их эксплуатации, обслуживания и ремонта. Нужно изучить техническое задание, документы на системы, чтобы рассчитать стоимость оформления регламента.
Нормативные акты для разработки регламента
В Постановлении № 1479 (скачать) нет точных требований к форме и содержанию регламента. Возможно, в ближайшее время появятся разъяснения в виде нормативных актов Правительства РФ или МЧС. Для подготовки документа нужно использовать нормы:
- Закона № 69-ФЗ (скачать);
- Закона № 123-ФЗ (скачать);
- СП и ГОСТ на каждый отдельный вид систем противопожарной защиты;
- НПБ по эксплуатации электрооборудования.
Также рекомендации по разработке регламента и примерную форму документа подготовил НСОПБ. Это федеральный проект в сфере пожарной безопасности, который обеспечивает информацией бизнес, государственные структуры. население. Рекомендации НСОРБ можно применять при разработке регламента, но необходимо обязательно учитывать нюансы эксплуатации систем защиты на ваших объектах.
Кто проверяет правильность оформления регламентов на системы противопожарной защиты
Все локальные акты по пожарной безопасности вправе проверять инспекторы МЧС. Так как требование о наличии и ведении регламентов действует с 2021 года, при ближайшей плановой или внеочередной проверке эти документы обязательно запросит инспектор.
Комментарий эксперта. Разработка регламента по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем защиты это не просто формальность. Все перечисленные мероприятия нужно проводить строго по срокам, указанным в нормативных актах. Для ввода в эксплуатацию, ремонта и обслуживания систем нужно привлекать организации с лицензией МЧС. Они тоже проверят регламент, будут применяться его при работе с системами защиты.
Как правильно разработать и утвердить регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты
Чтобы правильно оформить регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты, нужно использовать проектную, техническую и эксплуатационную документацию на них. Эти документы изначально должны быть на объекте. Если действующий порядок эксплуатации, обслуживания и ремонта противоречит новым правилам, нужно учесть это при разработке регламента.
Для каких систем противопожарной защиты вам нужно разработать регламент?
Пожарно-охранная сигнализация 62.16%
Оповещение и управление эвакуацией 14.86%
Пожаротушение 6.76%
Несколько систем противопожарной защиты 16.22% Проголосовало: 74
Форма и образец регламента
Как и другие виды документов, регламент необходимо оформить в письменном виде, утвердить руководителем. Предлагаем скачать образец регламента, который можно взять за основу. Его необходимо доработать под характеристики и особенности эксплуатации ваших систем. Ниже расскажем о нюансах заполнения основных разделов регламента.
Список полезных документов
Документы для скачивания:
Документ | Ссылка |
Образец журнала по контролю за мероприятиями пожарной безопасности | Скачать |
Образец журнала проверки работоспособности пожарного оборудования | Скачать |
Образец журнала учета средств противопожарной защиты | Скачать |
Образец журнала эксплуатации и обслуживания систем защиты | Скачать |
Образец регламента на обслуживание систем противопожарной защиты | Скачать |
Примерный регламент МЧС по обслуживанию систем защиты | Скачать |
Рекомендации НСОПБ для разработки регламента | Скачать |
Образец ТЗ на проектирование систем противопожарной защиты | Скачать |
Правила эксплуатации
В общих положениях регламента указывается информация об организации или ИП, дается перечень эксплуатируемых систем защиты, характеристика и описание объекта по пожароопасности. Для каждой системы указывается производитель, марка и модель, год выпуска, количество технических средств. Дополнительно нужно указать реквизиты проектных документов по каждой системе.
В разделе на эксплуатацию системы заполняются следующие данные:
- дата ввода в эксплуатацию, основные проектные решения, положения рабочей документации;
- условия эксплуатации и требования безопасности;
- алгоритм действий персонала при срабатываниях датчиков;
- порядок действия при выявлении отказов, ложных срабатываний, других нарушений;
- требования к персоналу, который допущен к эксплуатации системы;
- порядок проведения контрольных мероприятий, оформления документов по их итогам.
Если предусмотрена регистрация результатов контроля, описывается ее порядок и сроки, ответственные лица.
Правила и периодичность ремонта, технического обслуживания
Для обслуживания и ремонта каждой системы необходимо заключать договоры с лицензированными компаниями. Для проведения мероприятий по ремонту и обслуживанию заполняется раздел со следующими данными:
- периодичность обслуживания, алгоритмы действий, перечень операций (определяется по документации изготовителя и проектировщика);
- периодичность ремонта, алгоритмы действий, перечень операций;
- требования к лицам, которые могут проводить обслуживание и ремонт;
- порядок обследования технических средств и установок на предмет ремонтопригодности или вывода из эксплуатации;
- регламент внеплановых ремонтов;
- правила оформления журналов по эксплуатации, обслуживанию и ремонту систем.
Естественно, точное содержание раздела зависит от перечня систем и технических средств защиты, особенностей их ремонта и обслуживания. Так как системы если на каждом объекте, оформлять регламент необходимо каждому предприятию.
Порядок и периодичность проверок систем противопожарной защиты
В нормативных актах указана периодичность плановых проверок систем защиты – каждый 3 или 6 месяцев. В регламенте можно указать основания для внеплановых проверок, перечень операций и процессов. Также в этом разделе указывается:
- перечень показателей для проверок;
- методики и способы проверки, соответствующие требованиям производителя и проектировщика;
- перечень оборудования и средств измерения, которые нужно применять при проверке;
- порядок регистрации результатов проверки.
К регламенту нужно разработать приложения и таблицы, которые будут заполняться при проверках, обслуживании или ремонте. Одновременно оформляются журналы, где регистрируются результаты все операций и мероприятий.
Утверждение и регистрация регламента
Регламент утверждается руководителем организации. С документом нужно ознакомить все сотрудников и должностных лиц предприятия, которые задействованы в эксплуатации, проверке и обслуживании систем защиты. По мере необходимости документ нужно корректировать, если меняются требования к их эксплуатации.
Хотите узнать подробнее о нюансах заполнения регламента или заказать его разработку? Позвоните нашим экспертам по пожарной безопасности. Предварительные расценки можно посмотреть в таблице ниже.
Услуга, документ | Предварительная стоимость |
Разработка регламента на эксплуатацию, обслуживание, ремонт систем защиты | от 10 000 руб. |
Разработка локальных актов по пожарной безопасности | от 5 000 руб. |
Оформление проекта на системы противопожарной защиты | от 10 000 руб. |
Сопровождение проверок МЧС | от 15 000 руб. |
Работы по обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты | от 5 000 руб. |
Заключение
- Регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты – это новый документ, который необходимо разработать по Постановлению № 1479.
- Регламент разрабатывается самостоятельно или с привлечением экспертов. Утверждает регламент руководитель организации. Он же отвечает за отсутствие документа, наличие ошибок и несоответствий.
- Единая форма регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем защиты не утверждена. Можно воспользоваться методическими рекомендациями НСОПБ.
Закажите разработку регламента в нашей компании. Мы подготовим документы в кратчайшие сроки и в строгом соответствии с законодательством.
Часто задаваемые вопросы
Что такое регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты? Регламент — это локальный акт предприятия, который нужно разрабатывать с января 2021 года. регламент может разрабатываться на пожарно-охранную сигнализацию, на систему оповещения и управления эвакуацией, на технические установки пожаротушения, на внутренний пожарный водопровод, сразу на все системы защиты, которые установлены на объекте.
Кто должен разработать регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты? Обязанность разработать регламент возложена на руководителей всех организаций. К оформлению документов можно привлечь экспертов по пожарной безопасности.
Сколько стоит разработка регламента по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты? Это зависит от типа и количества систем защиты, технических средств. Рассчитать стоимости оформления регламента можно по техническому заданию, документам заказчика.
Источник
Установка и модернизация пожарной сигнализации в здании: особенности налогового учета

Организация планирует установку пожарной сигнализации в здании. Ранее сигнализации не было. Расходы не будут возмещаться собственником здания, его разрешение есть, установка сигнализации только в проекте — пока не осуществляется.
Как учесть эти расходы в бухгалтерском и налоговом учете? Можно ли их учесть как модернизацию?
Чтобы установить, относится ли установка пожарной сигнализации к отделимым или неотделимым улучшениям, необходимо определить, сможет ли организация демонтировать ее без ущерба для имущества арендодателя (объекта аренды). Это может установить, например, техническая комиссия, созданная из представителей сторон арендатора и арендодателя, оформив свое решение, например, актом или заключением.
Отделимые улучшения (собственность арендатора), которые будут использоваться в течение более 12 месяцев и стоимость которых свыше 100 000 руб., арендатор должен учитывать как амортизируемое имущество (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Если улучшения неотделимые и если меняются технико-экономические показатели ОС, появляются новые качества у здания, то вложения носят капитальный характер, то есть связаны с достройкой, дооборудованием, модернизацией здания, для которых одинаковые последствия по налогу на прибыль, также списание через амортизацию арендатором (абзац пятый п. 1 ст. 256 НК РФ).
Поэтому для целей амортизации не так важно, отделимый объект или нет (в любом случае производится арендатором) Однако если объект неотделимый, это свидетельствует о капитальном характере работ.
Здание — это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей и т.д. (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Закон N 384-ФЗ)).
При этом под системой инженерно-технического обеспечения понимается одна из систем здания, предназначенная для выполнения функций, в том числе функций обеспечения безопасности (п. 21 ч. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ).
Согласно введению в ОКОФ, в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в том числе сигнализационные сети.
Таким образом, с учетом положений п. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ и введению в ОКОФ (также смотрите письмо Минфин России от 11.04.2013 N 03-05-05-01/11960 по налогу на имущество — содержит доводы о неделимости) и буквального их толкования система пожарной сигнализации может рассматриваться как неотъемлемая часть здания — недвижимого имущества.
При этом организация самостоятельно решает, какие расходы являются расходами на ремонт, а какие — капитальными вложениями в арендованные средства (письма Минфина России от 19.01.2009 N 03-03-07/1, от 18.11.2009 N 03-03-06/1/763, N 03-03-06/1/762, от 06.11.2009 N 03-03-06/2/215, от 20.10.2009 N 03-03-06/1/677, от 30.03.2009 N 03-03-06/1/197, от 16.10.2007 N 03-03-06/2/191).
Подробно о документах, которые помогут правильно квалифицировать произведенные работы, смотрите в материале: Энциклопедия решений. Учет капитальных вложений в виде неотделимых улучшений арендованных основных средств.
Затраты на приобретение и монтаж автоматических установок пожарной сигнализации учитываются в целях налогообложения прибыли в зависимости от стоимости таких установок (более или менее 100 000 руб).
Если стоимость не более 100 000 руб. — затраты учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы на обеспечение пожарной безопасности, единовременно на дату принятия результатов выполненных работ по монтажу сигнализации (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, дополнительно смотрите постановление Президиума ВАС РФ от 18.02.2014 N 12604/13, письма УФНС РФ по г. Москве от 16.03.2006 N 18-11/1/20791, от 17.03.2006 N 18-11/20791), или как материальные расходы (п. 1 ст. 254 НК РФ), или в составе прочих расходов (ст. 260 НК РФ, письма Минфина России от 15.11.2017 N 03-03-06/1/75487, от 23.09.2016 N 03-03-06/1/55715).
Согласно абзацу 2 п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) и п. 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, капитальные вложения в арендованные объекты основных средств учитываются в составе основных средств (далее — ОС).
Представители Минфина России придерживаются позиции, что капитальные вложения, произведенные арендатором в арендованный объект ОС, в любом случае (отделимые или неотделимые, возмещаемые или невозмещаемые) до их выбытия учитываются арендатором в составе основных средств. С учетом положений п. 29 ПБУ 6/01 под выбытием указанных капитальных вложений можно также понимать окончание договора аренды или возмещение арендодателем стоимости произведенных арендатором улучшений.
Смотрите, например, письма Минфина России от 08.09.2017 N 03-05-05-01/57901, от 17.09.2015 N 03-05-05-01/53344, от 01.04.2014 N 03-05-05-01/14322, от 19.02.2014 N 03-05-05-01/6958, от 15.01.2014 N 07-01-06/616, от 13.12.2012 N 03-03-06/1/651, от 03.11.2010 N 03-05-05-01/48, от 01.11.2010 N 03-05-05-01/46.
Если стоимость сигнализации составляет не более 40 000 рублей за единицу, она не включается в состав ОС (при условии, что соответствующий лимит установлен учетной политикой организации) и отражается в составе материально-производственных запасов (абзац 4 п. 5 ПБУ 6/01). Обычно стоимость таких активов списывается в состав прочих расходов единовременно (Дебет 91 «Прочие расходы» Кредит 10 «Малоценные ОС») с принятием на забалансовый учет для контроля.
Ответ подготовила эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Татьяна Артюхина
Источник