Установка, замена и поверка электросчетчиков: что изменилось с 1 июля?
С 1 июля 2020 года для цели учета электрической энергии подлежат установке счетчики с возможностью дистанционной передачи показаний. В законодательстве такие устройства именуются как интеллектуальная система учета электрической энергии (далее – ИСУЭ). Соответствующие изменения были внесены в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 (далее – Основные положения), а также в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домом, утвержденные Постановлением Правительства от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354),
Обязанность по установке таких счетчиков лежит на гарантирующих поставщиках электроэнергии, а для потребителей услуг переход будет «бесплатным».
Счетчики, присоединенные к интеллектуальной системе учета, могут:
в автоматическом режиме передавать информацию о показаниях по проводным и (или) беспроводным сетям связи, а также по линиям электропередачи с применением соответствующих технологий;
ограничивать и (или) приостанавливать подачу электроэнергии без участия в процессе сотрудников сетевой организации;
оповещать сетевую организацию о фактах срабатывания вскрытия электронных пломб на корпусе и клеммной крышке прибора учета, воздействия магнитным полем счетчик, неработоспособности прибора учета вследствие аппаратного или программного сбоя, его отключения (после повторного включения), перезагрузки.
Установленные до 1 июля 2020 года счетчики подлежат замене на ИСУЭ при (п. 136 Основных положений):
- выходе счетчика из строя;
- истечении срока эксплуатации счетчика;
- истечении межповерочного интервала.
При этом, замене подлежат как индивидуальные приборы учета, так и общедомовые.
В новостройках – многоквартирных домах, которые будут сданы в эксплуатацию с 1 января 2021 года, застройщик обязан устанавливать ИСУЭ (общедомовые и индивидуальные) и передать их гарантирующему поставщику для эксплуатации (п. 150 Основных положений).
Сколько будет стоить установка новых счетчиков электроэнергии?
Переход к современным счетчикам (далее – ИСУ) для потребителей будет формально бесплатным, поскольку расходы сетевых организаций, которые обязаны нести затраты по приобретению, установке и обслуживанию (поверке) ИСУ, будут в последующем в составе тарифов на электроэнергию, сбытовых надбавок и оплате за технологическое присоединение (подп. 12 п. 136 Основных положений).
Таким образом, напрямую собственники не будут платить за новые счетчики, но будут оплачивать все расходы в составе тарифов на электроэнергию.
Платной будет замена счетчиков с 1 июля, если потребитель в отсутствии вышеуказанного основания по замене счетчика решит установить счетчик нового поколения.
Сроки и основания установки новых счетчиков
Сетевые организации обязаны установить ИСУЭ в течение 6 месяцев с даты:
- получения обращения от потребителя об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, а также об утрате, о выходе прибора учета из строя и (или) его неисправности;
- выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии, выявленные в ходе проверок УК, ТСЖ или РСО. Такие положения установлены п. 80(2) Правил № 354.
Если потребитель сам не подал соответствующее заявление, форма и обязательные реквизиты которого на данный момент еще не утверждены, в адрес гарантирующего поставщика (чаще всего это городская электросеть, в Москве, например, это АО «Мосэнергосбыт»), то ответственности за это не наступит никакой (за исключением сокрытия факта выхода счетчика из строя). При этом, также не установлены точные сроки подачи таких обращений. По сути, это инициатива собственников, которые знают, что межповерочный интервал счетчиков истекает в ближайшее время, и собственник заблаговременно уведомляет об этом гарантирующего поставщика.
Если потребитель не подал обращение, то всю информацию об установленных счетчиках электроэнергии (в том числе сроки истечения межповерочных интервалов) и, соответственно, основаниях замены счетчиков, гарантирующий поставщик может получить по запросу всю исчерпывающую организацию от УК, ТСЖ и иных организаций, осуществляющих управление МКД (п. 18.2. Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями
утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124)
В свою очередь, помните, что при повреждении счетчика следует незамедлительно сообщить об этом в УК или ТСЖ (если в МКД заключены прямые договоры, то в адрес гарантирующего поставщика). В противном случае, если повреждение счетчика будет выявлено в ходе проверки, то будет произведен перерасчет исходя из норматива потребления.
При ненаправлении соответствующего уведомления в адрес сетевой организации, гарантирующий поставщик обязан уведомить потребителей о сроках замены счетчиков и сообщить об обязанности предоставить доступ в квартиру, если счетчики установлены в квартире, в письменной форме любым способом, позволяющим определить факт получения уведомления (почтовое отправление с уведомлением о вручении, вручение под расписку и т.д.). Если потребитель уклоняется от предоставления доступа в квартиру, то ИСУЭ установят в ином максимально приближенном к границе балансовой принадлежности месте (например, в коридоре МКД). А собственник будет уведомлен о смене места установки счетчика любым способом, позволяющим подтвердить факт уведомления.
Проверка счетчиков
В отношении счетчиков, не присоединенных к интеллектуальной системе, проводятся проверки с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, данные с которых подлежат хранению (п. 170 Основных положений).
Плановые проверки проводятся сетевой организацией на основании плана-графика, составленного гарантирующим поставщиком самостоятельно. Внеплановые проверки проводятся при наличии оснований:
выявление факта нарушения контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, при проведении снятия показаний или осмотра состояния счетчика;
Источник
Как определить уровень напряжения для расчетов за услуги по передаче электроэнергии?

От того, как потребитель подключен к внешней электрической сети, зависит по какому уровню напряжения потребитель будет оплачивать услуги по передаче электрической энергии (отдельно или в составе выбранной ценовой категории), а значит величина затрат на оплату услуг по передаче и конечный тариф электроснабжения.
Законодательство предусматривает четыре тарифных уровня напряжения:
— Высокое напряжение (ВН) — 110 кВ и выше;
— Среднее напряжение 1 (СН1) — 35 кВ;
— Среднее напряжение 2 (СН2) — от 1 до 20 кВ;
— Низкое напряжение (НН) — 0,4 кВ.
Тарифы на услуги по передаче электроэнергии по региональным сетям устанавливаются с разбивкой по вышеописанным уровням напряжения. Чем выше уровень напряжения, тем ниже тариф.
Если потребитель подключен к сетям ПАО «ФСК ЕЭС», он оплачивает услуги по передаче по тарифам ФСК, которые значительно ниже, чем тарифы региональных электрических сетей. Если потребитель подключен непосредственно к подстанции, для расчетов за услуги по передаче принимается наивысший уровень напряжения подстанции.
Про опосредованное присоединение к сетям сетевой организации через энергоустановки производителей электрической энергии (так называемый уровень напряжения ГН), лиц не оказывающих услуги по передаче электроэнергии, а также бесхозные сети можно прочитать здесь.

Рассмотрим несколько наиболее распространенных вариантов технологического присоединения:
Вариант 1. ЛЭП 10 кВ (подключение на опоры);
Вариант 2. Подстанция 35/6 кВ;
Вариант 3. Подстанция 110/10 кВ;
Вариант 4. Подстанция 220/110/10 кВ.
Подключившись к ЛЭП 10 кВ (Вариант 1) потребитель будет оплачивать услуги по передаче по тарифу СН2.
По варианту 4, если ПС 220/110/10 кВ НЕ принадлежит ПАО «ФСК ЕЭС», потребитель, вне зависимости от того, по какому уровню напряжения он будет подключаться, будет оплачивать услугу по передаче по тарифу ВН (Вариант 4.2).
Таким образом, чтобы подключиться по Варианту 1 потребителю нужно иметь (построить) электросетевое оборудование с входным напряжением 10 кВ, по варианту 2 — 6 кВ, по варианту 3 — 10 кВ, по Варианту 4.1 — 110 кВ, по варианту 4.2 — 10 кВ (можно и 110 кВ, но зачем?).
Как можно изменить уровень напряжения?
Если уровень напряжения потребителя определен в соответствии с законодательством, то перейти на более высокий уровень напряжения можно только с помощью процедуры технологического присоединения. Иных законных способов нет.
Например, потребитель подключен к ЛЭП 10 кВ, которая запитана от ПС 110/10 кВ. Уровень напряжения, по которому рассчитывается потребитель — СН2. Если оформить технологическое присоединении и самой подстанции (по отходящим ячейкам), потребитель будет оплачивать электроэнергию (услуги по передаче) по тарифному уровню напряжения ВН.
Кроме того, потребитель может «слететь» с более высокого уровня напряжения на более низкий, если передаст в аренду сетевой организации питающие линии, если граница раздела по ним была в подстанции более высокого уровня напряжения (см. статью «Аренда подстанции и других объектов электросетевого хозяйства сетевой организацией. Плюсы для потребителя.»)
Похожие статьи
Определение тарифного уровня напряжения при опосредованном присоединении
12 февраля 2018
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии (котловое ценообразование)
За что и кому платит потребитель, оплачивая электроэнергию? На примере бидона молока
Комментарии
Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь:
Добрый день, Артем!
Если возможно, хотелось бы прояснить некоторые моменты в контексте данной статьи.
Итак, имеем Вариант 2 — Подстанция 35/6 и участок земли, на котором планируется строительство производственного объекта. Задача — получить наиболее выгодный тариф из возможных в данной ситуации — СН-1.
Для этого ГБР нужно определить на территории питающего центра.
Отсюда вопрос:
что необходимо указать в заявке в качестве энергопринимающих устройств? Проектируемые КЛ 6кВ?
Можно ли, в принципе считать кабельные линии энергопринимающими устройствами?? В определении данного термина упоминания питающих линий нет.
Если да, то в заявке требуется указать адрес расположения ЭПУ.
Какой он для этих кабелей?
Или это адрес этого питающего центра? Или его наименование?
Если нет — тупик.
При всей кажущейся простоте много непонятного!
Очевидно, чтобы претендовать на СН-1, необходимо безоговорочно прописать в заявке границу балансового разграничения. Любая неточность позволит сетевой организации отклонить заявку.
Цена ошибки, как минимум, потерянное время.
Думаю, многим будет интересно получить ответы на эти вопросы.
Заранее благодарю!

Евгений Брянск, здравствуйте!
КЛ не являются энергопринимающими устройствами и по большому счету не важно что будет указано в заявке в качестве энергопринимающего устройства.
Так что чтобы получить СН2 нужно либо:
В соответствии с п. 16(1) ПП РФ 861 границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между заявителем и сетевой организацией являются границы участка, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем.
1. Построить свою ТП 35 /6 кВ.
2. Договориться с сетевой организацией.
3. Подключаться по индивидуальному проекту energo.blog/blog/tehnologicheskoe-prisoedinenie/tehnologicheskoe-prisoedinenie-po-individualnomu-proektu/ В этом случае заявитель имеет право выбирать какие он реализует мероприятия по техприсоединению. Соответственно, может сам построить линию до подстанции.
Артeм Туксин, Артем вопрсо не теме блога подскажите в Правилпх техприса есть такой пункт "4. Любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами." Могу ли я например построить свою ВЛ и подать заявку имеено на ВЛ. Какие документы на собственность при этом подкладывать согласно пункта 10? (договор подряда, выписку из основных средств предприятия и акт формы кс-14 или придется сервитут оформлять? И вообще как построить ВЛ если техусловий нет от сетей, самому их выдать проектировщику? )

Александр, в принципе можно, но зачем?
Артeм Туксин, От тарифа стройки (объект свыше 150 кВт) уйти попробовать, чтобы сетевая в ту стройку не писала.

Александр, мне кажется в этом случае затраты выйдут дороже, чем оплата мероприятий последней мили. Нужно решить вопросы с землей, проектирование, строительство, Ростехнадзор и всё прочее. Детально я Вам не подскажу, вплотную такими вопросами не занимался.
При этом даже не факт что с уровнем напряжения для расчетов за услуги по передаче электроэнергии выиграете. Все равно граница балансовой принадлежности будет находиться за территорией подстанции, а значит, хотя бы пара метров провода от ПС будет на балансе сетевой организации. А значит никакого наивысшего питающего напряжения подстанции не будет.
Артeм Туксин, лишь бы сетевики не выдали ту с другого конца горда линию тянуть. А вообще законно ли это. Я подведу линию с предоставлением всех доков к их подстанции у них на сайте написано что резерв мощности на подстанции 110/10кВ в 3,5 МВт (нам надо 800 КВт), могут дать точку в другом месте?
Артeм Туксин, оферта договора на 19 млн, я думаю стоит попробовать, тариф тут уже не главное))) сервитут всего 400 тыщ получается, а строить всего 400 метров кабеля

Александр, может сначала проверить как сетевая посчитала за 400 метров кабеля 19 млн.?
Артeм Туксин, там все верно, прокол кабельный)

Александр, строить самим ЛЭП или прокладывать КЛ — это очень рисковое занятие на мой взгляд. Пока вы будете заняты строительством, может быть подана другая заявка на ТП и максимальная мощность, на которую Вы рассчитываете может уйти другим. А там уже нужно будет тянуть линию до другой подстанции)
Артeм Туксин, Спасибо
Добрый день, Артем! Очень интересная статья. Спасибо! Но остался вопрос. В Вашей статье прочла :"По варианту 4, если ПС 220/110/10 кВ НЕ принадлежит ПАО "ФСК ЕЭС", потребитель, вне зависимости от того, по какому уровню напряжения он будет подключаться, будет оплачивать услугу по передаче по тарифу ВН (Вариант 4.2)".
А можно чуть подробнее, со ссылкой на нормативку почему так? Ведь "промежуточная" подстанция может быть не сетевой , а потребительской ПС 220/110/10 кВ ( или принадлежать Генератору), а последний в свою очередь присоединен к сетям ФСК. Почему тогда потребитель присоединенный после 2013г. к такой подстанции не сможет получить услугу ФСК?

Оксана, здравствуйте!
В описанном Вами случае потребитель опосредованно подключен к сетям ФСК и будет оплачивать соответствующий тариф. В статье имеется в виду подключение именно к сетям сетевой организации. Если потребитель подключен к ПС 220/. не принадлежащей ФСК, он будет в "котле" и будет оплачивать по ВН.
Ваш браузер устарел. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:
По вопросам сотрудничества:
Создание сайта
«Пятое измерение» ,
2020
Согласие на обработку персональных данных
Я даю согласие ИП Туксин Артем Александрович (далее — Оператор), расположенному по адресу: 650056, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Марковцева 6-263, на обработку (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование моих персональных данных и подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую своей волей и в своих интересах.
Согласие дается мною для целей: получения консультации по вопросам электроснабжения, заполнения форм обратной связи, регистрация профиля пользователя, совершения иных действий на сайте energo.blog; а также исполнения требований других федеральных законов и подзаконных актов с использованием как автоматизированных средств обработки моих персональных данных, так и без использования средств автоматизации, внесения полученных сведений в электронную базу данных, включения в списки (реестры) и отчетные формы, предусмотренные документами, регламентирующими предоставление отчетных данных (документов), передачи их уполномоченным органам.
Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных (включая получение от меня и/или любых третьих лиц): фамилия, имя, отчество, номера телефонов (городской, мобильный), адрес электронной почты, сведения для входа в профиль пользователя Оператором. Лицо, осуществляющее обработку моих персональных данных обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные действующим законодательством.
Настоящее согласие дано мной с даты подтверждения согласия на официальном сайте Оператора и действует бессрочно.
В случае неправомерного использования моих персональных данных согласие на обработку персональных данных отзывается моим письменным заявлением.
Подтверждаю, что с порядком отзыва согласия на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 «О персональных данных» № 152-ФЗ ознакомлен(а).
Источник
Что нужно знать о проверке и замене приборов учёта электроэнергии
Точный учёт электроэнергии важен для управляющих и ресурсоснабжающих организаций, собственников помещений в МКД. Для ведения учёта потребляемой энергии используется специализированное учётное оборудование – счётчики. Но просто установить счётчик недостаточно, нужно проверять, исправно ли он работает.
Проверка счётчиков электроэнергии
Обязанность устанавливать приборы учёта в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов устанавливает Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ. Квартиры должны быть оснащены индивидуальными ПУ, помимо этого каждый МКД собственники помещений обязаны оборудовать общедомовыми приборами учёта.
Просто установить счётчики недостаточно, их нужно обслуживать. Сегодня вы узнаете о том, как проходит поверка прибора учёта – обязательное мероприятие, в ходе которого необходимо подтвердить пригодность счётчика – и как заменить счётчик, если вышел срок его эксплуатации или он не прошёл проверку.
- наличием приборов учёта;
- состоянием счётчиков;
- достоверностью предоставляемых показаний ПУ.
Состояние общедомовых приборов учёта нужно проверять не реже 1 раза в год. Индивидуальные приборы учёта, находящиеся в жилом помещении потребителя можно проверять не чаще 1 раза в 3 месяца.

Виды проверок ПУ электроэнергии
Существует два вида проверок счётчиков: первичная и периодическая. Первичную поверку прибор учёта проходит на заводе-изготовителе до установки и начала использования по прямому назначению.
- отсутствует документ, подтверждающий проведение периодической проверки;
- существует подтверждённая необходимость в настройке такого счётчика;
- возникла необходимость установить новый счётчик.
Интервалы проверки могут отличаться для приборов разного типа. Также на периодичность ревизии могут повлиять различные нештатные ситуации.
Учёт электроэнергии может осуществляться только с помощью прибора учёта, который имеет паспорт изделия или свидетельство, подтверждающее его соответствие действующим стандартам.
Проведение проверок приборов учёта входит в компетенцию специальных организаций. Вызвать специалиста такой организации можно на дом. Если такой вариант кажется вам недостаточно надёжным, отвезите счётчик в специальную организацию. После проверки измерительного прибора вам выдадут акт проверки.
Этапы проверки счётчиков электроэнергии на дому
Первое, на что обращают внимание при проверке прибора учёта электроэнергии, – правильность его подключения. С помощью визуального осмотра счётчик проверяют на отсутствие дополнительных подключений и нарушения соединения.
- наличие в счётчике отверстий, которые не предусмотрены заводом-изготовителем;
- нарушения в креплении стекла прибора учёта;
- наличие непредусмотренного подключения;
- наличие ослабленного винта подключения.
Любой из этих признаков говорит о том, что нарушаются правила пользования счётчиком и электроэнергией пользуются незаконно.
На следующем этапе проверяющий вычисляет самоход. Термин «самоход» применяется для обозначения ситуаций, при которых диск прибора учёта вращается без нагрузки.
Затем проверяется передаточное число прибора учёта. Передаточный коэффициент означает число оборотов диска или миганий электронного индикатора при потреблении одного киловатта энергии.
- токоизмерительными клещами;
- мультимером;
- электроприбором.
Если проверка счётчика выявит погрешность измерений свыше 10 %, прибор придётся заменить.
Последнее, что нужно сделать при проверке ПУ – определить его намагниченность, так как в определённых условиях магнитное поле может не только тормозить, но и разгонять диск, что увеличит размер счетов за потребляемую электроэнергию.

Лабораторная проверка ПУ
Проверка приборов учётов в лаборатории состоит из нескольких этапов:
1. Внешний осмотр.
Внешний осмотр позволяет выявить механические деформации корпуса или элементов счётчика. На этом этапе проверяется наличие персонального номера ПУ, его комплектация или маркировка. Все элементы должны соответствовать действующим государственным стандартам.
2. Проверка изоляционных элементов.
Такую проверку можно не проводить в отношении новых счётчиков, а также тех ПУ, которые прошли обслуживание в специализированной организации, где была проверена прочность изоляционных элементов. Также проверки можно избежать, если установлен факт сохранности пломбировки, подтверждающей целостность изоляции.
3. Опробование и проверка правильности функционирования счётного механизма.
На этом этапе прибор подключают к электросети и прогревают в течение четверти часа. Режим передачи электроэнергии и напряжение при этом должны находиться в пределах минимальных значений. Контроль счётчика можно проводить путём замера частотного показателя вращения диска.
4. Подтверждение отсутствия самохода.
Для такой проверки осуществляется передача электроэнергии по параллельной цепи с напряжением 115% от номинального. Процедура проходит в условиях отсутствия напряжения в последовательном соединении при номинальном значении напряжения источника электроэнергии и вспомогательных электроцепей. Длительность исследования составляет 600 секунд. Подобная проверка не проводится в отношении приборов, конструкционные особенности которых исключают возможность самохода.
5. Проверка порога чувствительности.
В течение 600 секунд на фоне номинального напряжения электроцепи, параллельной учётному прибору и источнику электроэнергии.
Параллельно проводится контроль относительной и основной погрешности счётчика на предмет соответствия величинам, предусмотренным разработчиками. Для установления погрешности используют измерители напряжения и силы тока, секундомер.
Если исследование покажет, что прибор учёта не отвечает каким-либо параметрам, он подлежит замене.

Замена счётчиков электроэнергии
Замена приборов учёта регулируется № 261-ФЗ. Федеральный закон от 26.06.2008 №102-ФЗ определяет виды ПУ электрической энергии, которые можно устанавливать в МКД.
- давно истёк срок государственной поверки;
- обнаружены дефекты целостности корпуса или смотрового стекла;
- не работает счётный механизм;
- табло счётчика неисправно;
- отсутствует пломба государственной поверки;
- выявлена погрешность показаний более 10%.
- типы снятого и установленного приборов учёта;
- их заводские номера;
- показания;
- причины проведения замены;
- ФИО лица, заменившего счётчик.
Если произведена замена общедомового прибора учёта, управляющей организации нужно передать копию акта замены в РСО, если же заменён индивидуальный счётчик, собственник помещения уведомляет об этом управляющую организацию.
Источник
Требования к средствам учета электроэнергии
Для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений.
Технические параметры и метрологические характеристики счётчиков электрической энергии должны соответствовать требованиям ГОСТ 52320-2005 Часть 11 «Счетчики электрической энергии», ГОСТ Р 52323-2005 Часть 22 «Статические счетчики активной энергии классов точности 0,2S и 0,5S», ГОСТ Р 52322-2005 Часть 21 «Статические счетчики ивной энергии классов точности 1 и 2» (для реактивной энергии — ГОСТ Р 52425−2005 «Статические счетчики реактивной энергии»).
Основным техническим параметром электросчетчика является «класс точности», который указывает на уровень погрешности измерений прибора. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений.
Требования к приборам учета электрической энергии, потребляемой юридическими лицами:
1. В зависимости от значения максимальной мощности (указанной в акте разграничения) и уровня напряжения на месте установки измерительного комплекса класс точности прибора учёта должен быть:
· Для точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства напряжением 35 кВ и ниже с максимальной мощностью (согласно акту разграничения) менее 670 кВт — счетчики класса точности не менее 1,0.
· Для точек присоединения к объектам электросетевого хозяйства напряжением 110 кВ и выше класса точности не менее 0,5S.
Для учета электрической энергии, потребляемой потребителями с максимальной мощностью не менее 670 кВт, подлежат использованию счетчики, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности не менее 0,5S, обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии за последние 90 дней и более или включенные в систему учета.
(основание п. 139 ПП РФ №442 от 04.05.2012)
2. На винтах, крепящих корпус счётчика должна быть пломба с клеймом госповерителя (основание п. 1.5.13 ПУЭ).
3. На крышке клеммной колодки счётчика должна быть пломба энергоснабжающей организации (основание п. 1.5.13 ПУЭ).
4. Прибор учёта должен быть допущен в эксплуатацию в установленном порядке (основание п. 137 ПП РФ №442 от 04.05.2012).
5. Собственник прибора учёта обязан:
· обеспечить эксплуатацию прибора учёта;
· обеспечить сохранность и целостность прибора учёта, а также пломб и (или) знаков визуального контроля;
· обеспечить снятие и хранение показаний прибора учёта;
· обеспечить своевременную замену прибора учёта;
(основание п. 145 ПП РФ №442 от 04.05.2012).
6.Энергоснабжающая организация должна пломбировать:
клеммники трансформаторов тока;
крышки переходных коробок, где имеются цепи к электросчетчикам;
токовые цепи расчетных счетчиков в случаях, когда к трансформаторам тока совместно со счетчиками присоединены электроизмерительные приборы и устройства защиты;
испытательные коробки с зажимами для шунтирования вторичных обмоток трансформаторов тока и места соединения цепей напряжения при отключении расчетных счетчиков для их замены или поверки;решетки и дверцы камер, где установлены трансформаторы тока;
решетки или дверцы камер, где установлены предохранители на стороне высокого и низкого напряжения трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики;
приспособления на рукоятках приводов разъединителей трансформаторов напряжения, к которым присоединены расчетные счетчики.
Во вторичных цепях трансформаторов напряжения, к которым подсоединены расчетные счетчики, установка предохранителей без контроля за их целостностью с действием на сигнал не допускается.
Поверенные расчетные счетчики должны иметь на креплении кожухов пломбы организации, производившей поверку, а на крышке колодки зажимов счетчика пломбу энергоснабжающей организации.
Для защиты от несанкционированного доступа электроизмерительных приборов, коммутационных аппаратов и разъемных соединений электрических цепей в цепях учета должно производиться их маркирование специальными знаками визуального контроля в соответствии с установленными требованиями.
(Основание – п. 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей)
Требования к учету электрической энергии с применением измерительных трансформаторов:
Измерительные трансформаторы тока по техническим требованиям должны соответствовать ГОСТ 7746-2001 («Трансформаторы тока. Общие технические условия»).
1. Класс точности измерительных трансформаторов, используемых в измерительных комплексах для установки (подключения) приборов учета, должен быть не ниже 0,5. (основание п. 139 ПП РФ №442 от 04.05.2012).
2. Допускается применение трансформаторов тока с завышенным коэффициентом трансформации (по условиям электродинамической и термической стойкости или защиты шин), если при максимальной нагрузке присоединения ток во вторичной обмотке трансформатора тока будет составлять не менее 40% номинального тока счетчика, а при минимальной рабочей нагрузке — не менее 5% (основание п. 1.5.17 ПУЭ).
3. Присоединение токовых обмоток счетчиков к вторичным обмоткам трансформаторов тока следует проводить, отдельно от цепей защиты и совместно с электроизмерительными приборами (основание п. 1.5.18 ПУЭ).
4. Использование промежуточных трансформаторов тока для включения расчетных счетчиков запрещается (основание п. 1.5.18 ПУЭ).
5. Нагрузка вторичных обмоток измерительных трансформаторов, к которым присоединяются счетчики, не должна превышать номинальных значений (основание п. 1.5.19 ПУЭ).
6. Сечение и длина проводов и кабелей в цепях напряжения расчетных счетчиков должны выбираться такими, чтобы потери напряжения в этих цепях составляли не более 0,25 % номинального напряжения при питании от трансформаторов напряжения класса точности 0,5. Для обеспечения этого требования допускается применение отдельных кабелей от трансформаторов напряжения до счетчиков (основание п. 1.5.19 ПУЭ).
7. Измерительные трансформаторы напряжения по техническим характеристикам должны соответствовать ГОСТ 1983-2001 («Трансформаторы напряжения. Общие технические условия»).
Требования к приборам учета электрической энергии, потребляемой гражданами (физическими лицами):
1. Счётчики должны иметь класс точности не менее 2,0 (основание п. 138 ПП РФ №442 от 04.05.2012).
2. На винтах, крепящих корпус счётчика должна быть пломба с клеймом госповерителя (основание п. 1.5.13 ПУЭ).
3. На крышке клеммной колодки счётчика должна быть пломба энергоснабжающей организации (основание п. 1.5.13 ПУЭ).
4. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (основание п. 80 ПП РФ №354 от 06.05.2011г.).
5. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. (основание п. 81 ПП РФ №354 от 06.05.2011г.).
6. Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (основание п. 81(10) ПП РФ №354 от 06.05.2011г.).
7. Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу (основание п. 81(11) ПП РФ №354 от 06.05.2011г.).
Источник