«Горе ты моё!»: как нам вредят негативные установки и что можно с ними сделать
Почему фразы вроде «деньги портят людей» или «мальчики не плачут» пора оставить в прошлом.
Наши поступки определяются нашим образом мышления. А тот, в свою очередь, складывается из набора установок. То есть идей и убеждений, своеобразных мыслительных клише, которые живут в нашей голове и влияют на то, как мы принимаем решения. Плохая новость в том, что влияют они порой не лучшим образом. Хорошая: это можно исправить.
Откуда берутся вредные установки
- Мы слышим их от родителей: «В нашей семье с математикой у всех плохо, иди лучше на юриста», «Ну что ж у тебя руки такие кривые, вечно всё портишь», «Горе ты моё!»
- Нам внушает их общество: «Все женщины меркантильные и ветреные», «Все мужчины изменяют, и нужно им только одно», «Без денег и связей ничего не добиться», «Мальчики не плачут».
- Мы придумываем их сами на основе своего неудачного опыта: «Публичные выступления не моё. Когда я сфальшивил на школьном концерте, надо мной все смеялись».
- Они приходят из пословиц, поговорок и народных мудростей: «Кто много смеётся, будет много плакать», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе».
- Или формируются исторически: «Мужчина должен приносить мамонта, а женщина — хранить очаг», «Ребёнка нужно воспитывать ремнём, только тогда из него вырастет что‑то путное», «Все бизнесмены — воры, обманщики и лентяи, а простые рабочие люди — честные и трудолюбивые».
Доля истины в этих убеждениях есть, но зачастую они необъективны, построены на обобщениях, ложных выводах или устаревших предпосылках.
Как такие установки нам вредят
Профессор психологии Кэрол Дуэк считает, что все установки условно можно разделить на два типа: на неизменность (фиксированное мышление) и на рост (гибкое мышление). Те, у кого преобладает первый тип, верят в судьбу и считают, что от них мало что зависит, а успех определяется какими‑то заданными факторами вроде генетики или благосостояния родителей. Те же, кто мыслит гибко, знают, что их жизнь во многом определяется ими самими.
Люди с установкой на рост спокойнее относятся к неудачам, готовы работать над собой и добиваться своих целей.
А большинство вредных установок можно как раз отнести к фиксированному мышлению. И вот как они мешают нам жить.
Они мешают нам достойно зарабатывать
«За работу нужно держаться до последнего», — говорим мы себе. И не уходим оттуда, где нам платят копейки, обижают и заставляют бесплатно перерабатывать. Или боимся развиваться и пробовать что‑то новое, убеждая себя, что смена профессии или новое образование — это только для тех, кто помоложе. А ещё не решаемся открыть своё дело, потому что «деньги портят людей», а «бизнес нельзя вести честно».
Они не позволяют нам бороться за лучшую жизнь
Под любой новостью, рассказывающей, что в каком‑нибудь городе не убирают мусор, не платят людям зарплаты или не закупают лекарства, обязательно появляются комментарии в духе: «Всюду коррупция, мы ничего не сможем изменить». Или: «Не жили хорошо, нечего и начинать». Такая позиция очень опустошает и демотивирует, а в результате люди почти не сопротивляются беззаконию.
Они заставляют нас бояться перемен
Вы наверняка слышали фразы в духе «где родился, там и пригодился», «после тридцати уже поздно», «работать нужно по профессии, зря что ли учился столько лет». А может быть, и сами не раз их произносили. Все эти выражения только кажутся безобидными. Если мы слышим и повторяем их постоянно, нам сложнее отважиться на переезд, новые отношения, смену работы, профессии или новое хобби.
Они не дают нам строить здоровые отношения
«Все женщинам нужны только деньги, а мужчинам — только секс», — доносится отовсюду. И мы привыкаем воспринимать окружающих людей как циничных потребителей, которые только и хотят, что извлечь из нас какую‑то выгоду.
Женщины не решаются уйти от пьющего, бьющего или просто нелюбимого мужа, только потому что он «плохонький, да свой» и «всё-таки мужчина в доме». А ещё перекладывают ответственность на партнёра, потому что «я девочка и не хочу ничего решать».
Они лишают нас радости
В основе страха расплаты за счастье часто лежат именно установки, почерпнутые из пословиц, поговорок и семейных мудростей: «ничего не даётся просто так», «кто много смеётся, тот будет много плакать» и так далее. Впитывая всё это, мы и правда начинаем думать, что за счастье обязательно придётся расплачиваться, и не можем в итоге получать удовольствие от жизни.
Как бороться с вредными установками
Некоторые установки так плотно укоренились в нашем разуме, что, кажется, от них никак не избавиться. Но, к счастью, с ними всё же можно бороться. Вот что рекомендуют 4 Steps to Release “Limiting Beliefs” Learned From Childhood делать психологи.
Распознайте вредные установки
Каждый раз, когда какая‑то мысль мешает вам действовать, нагоняет страх или портит настроение, попробуйте остановиться, поймать её за хвост и как следует рассмотреть. Проанализируйте, как звучит эта идея, откуда она взялась, где вы её услышали. Был ли человек, озвучивший её, достаточно компетентен и авторитетен, и действительно ли важны его слова сейчас.
Задайте себе вопросы
Для работы с установками и убеждениями психологи предлагают Ограничивающие убеждения спросить себя:
- Это убеждение помогает мне быть эффективным?
- Это убеждение помогает мне быть счастливым?
- Оно помогает мне выстраивать отношения?
- Чего мне будет стоить отказ от этого убеждения? С какими последствиями я столкнусь?
- Что это будет стоить моим близким и дорогим людям?
- Улучшится ли моя жизнь, если я поменяю своё убеждение? Как я тогда буду себя чувствовать?
- Я понимаю, что хочу изменить убеждение. Что придёт ему на смену?
Сформулируйте новые установки и убеждения
Каждую установку нужно переформулировать так, чтобы она начала вас мотивировать и вдохновлять. Или хотя бы не мешала вам действовать.
- «Без денег и связей ничего не добиться» → «Если бы я был богаче, мне было проще. Но я на многое способен и найду способ добиться успеха, используя то, что у меня есть».
- «Публичные выступления не моё» → «Да, сейчас я не смогу выступить на публике, но если потренируюсь, у меня всё получится».
Действуйте
Новые установки нужно подкрепить поступками, иначе они так и останутся теориями. Ведь именно наши действия (или бездействие) когда‑то помогли укорениться старым, вредным паттернам.
Если решили, что сможете прокачаться в публичных выступлениях, значит, стоит записаться на уроки ораторского искусства или начать заниматься самостоятельно. А если поняли, что второе высшее не поздно получать ни в 40, ни в 80, выбирайте вуз и начинайте изучать условия поступления. Первые успехи помогут новым установкам закрепиться — и вы поймёте, что находитесь на правильном пути.
Источник
Как переделать негативные установки
Часть 1. Как сменить негативные денежные установки на позитивные
Сознание терпеть не может противоречий. Его корежит, как пластиковую бутылку в огне, когда факты и мысли вступают в борьбу. И ничто так не богато на противоречия, как мысли о деньгах.
Что ж, возьмем скальпель и, с хирургической точностью, заглянем внутрь, в самую суть и глубину сознательных и бессознательных денежных убеждений.
— Хочешь денег? Хочешь богатства? Хочешь жить в лучших условиях. Ты достоин/а лучшего!
– Конечно! Кто ж этого не хочет.
— Так почему тогда ты все еще беден/а?
А еще ты работаешь не покладая рук, ждешь, что когда-нибудь последует вознаграждение за праведные труды. И это длится десятки лет… А конца и края не видно. Только пенсия впереди.
И сознательно мы понимаем, что деньги мы любим, что деньги нам нужны.
А подсознательно носим в себе связки убеждений времен Союза, которые не так-то просто поменять.
Даже если вы пробовали менять денежные установки на позитивные и даже влюбились в деньги, стали ли вы человеком богатым после такой работы? Произошло ли обещанное чудо?
К примеру,
установку «деньги- зло», переделали на «деньги- добро».
«Деньги портят человека» сменили на «деньги украшают человека»,
«грязные деньги» на «чистые деньги»,
«бедность- не порок» на «богатство- не порок».
Если такой работы над своими денежными установками еще не проводили- обязательно попробуйте. Вдруг у вас сработает. Первые перемены со слезами на глазах, гарантированы при правильном выполнении.
Как правильно переписать денежные установки?
Первый день выписывайте не меньше 300! установок касательно темы денег.
Начните с тех, что вспомните, добавьте пословицы и поговорки, которые можно поискать в интернете.
Выпишите те, которые вызывают у вас яркую реакцию — как позитивную, так и негативную.
Если этого окажется мало, вспомните установки родителей, подруг и друзей и поспрашивайте их, чтобы получился максимально длинный список. Здесь, как и денег — чем больше, тем лучше!
Второй день – меняете негативные установки на позитивные.
Переписываете каждую из установок, меняя полярность, со знака минус на знак плюс.
У вас получится что-то вроде:
- большими деньгами вымощена дорога в рай,
- швыряться деньгами- неприлично приятно,
и все в таком духе.
На третий день сожгите старые и зачитайте новые установки.
Повторяйте их как можно чаще, чтобы заставить отмахивающиеся от вас, как от надоедливого ухажера сознание, вам поверить.
Когда впечатления улягутся, неожиданные клиенты перестанут возникать из неоткуда, подарков станет поменьше, и забытые долги будут возвращены до последней копейки, — сознание вновь обретет свой баланс.
И, увы, тут окажется, что богатство так и не стало частью вашей жизни.
Почему? А об этом я расскажу ниже и поделюсь практикой, которая это исправит.
Не переключайтесь =)
Часть 2. Что лишает нас богатства и изобилия?
Почему до сих пор работа над денежным мышлением не привела вас к богатству? Что в этой схеме не так?
Аффирмации твержу эври дэй, а толку мало. Мало на карте денег. Аффирмаций много, а денег мало.
Денежные установки переписала, красный кошелек завела, 5 тысячную купюру в него засунула, для притяжения больших сумм, все по фэн-шую, а они, зараза такая, дай им Бог здоровья, не притягиваются.
Похоже, как дамочка собирается с кем-нибудь срочно познакомиться, а нужные мужчины не притягиваются.
Есть у меня подруга, которая все время хочет с кем-то познакомиться. Красоту навела, макияж, каблук, идет вся из себя, а они, настоящие мужчины, мимо проезжают. Только ненастоящие поглядывают с любопытством, но подойти не смеют.
Вернемся к сознательным и подсознательным противоречиям относительно финансов.
С одной стороны, мы очень их хотим и сознательно понимаем, что с деньгами лучше, чем без них, а с другой, подсознание продолжает нас от этих денег защищать.
Даже если мы поменяли все свои денежные убеждения, древняя память не так легко поддается сознательным манипуляциям.
Противоречие и конфликт между сознанием и подсознанием тормозит обогащение. Кстати, как вам нравится это слово?
Надо еще поработать над денежными установками 😊.
В основном люди работают со своими денежными убеждениями.
(О том, как это делать, я рассказала в первой части. )
И это — работа с сознанием.
Теперь ВНИМАНИЕ: мы не можем поменять установки внутри подсознания, но мы можем сделать кое — что, что ослабит это влияние.
➤ Итак, как ослабить влияние подсознательных установок?
Сейчас я все объясню и станет все понятно.
Нам нужно отделить привязку денег к тем или иным предметам.
Разъединить понятия. Мух положить отдельно от котлет.
Например, есть масса установок на тему работы.
Типа «кто не работает, тот не есть», «без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «делу время, потехе час».
Сюда же «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела…» и прочие стихи, сюжеты, поговорки, песни, мысли, родительские установки на которых мы выросли.
Что же нужно с ними сделать?
Вспомним, что на первом шаге мы сменили полюс и получили множество подобных вариаций:
- Кто не работает, тот ест сытно и вкусно;
- Я отдыхаю, а деньги текут сами ко мне в руки;
- Без бумажки- ты образованный человек, а с бумажкой -ты образованный человек, чье образование подтверждено бумажкой;
Теперь, на этом шаге нам предстоит полностью разорвать и убрать связь между деньгами и работой.
➤ Деньги – это мухи. Работа – это котлеты. Между ними нет никакой связи!
Деньги можно получать и на работе и без работы. Работать можно и с деньгами и без денег.
Это разные понятия, которые мы так крепко связали в единое целое, что когда пытаемся их разделить, черепная коробка начинает жалостливо поскрипывать от активности в полушариях мозга.
Что еще часто связывают с деньгами и богатством?
Плохих и хороших людей. Честных и воров. Обманщиков и праведных. Духовных и материалистов. Власть и простоту.
Разъедините понятия!
Деньги не делают людей честными или ворами, хорошими и плохими, добрыми и злыми. Они другой природы, другого качества.
Деньги могут быть и у хорошего человека и у злодея, денег может и не быть ни у хорошего, ни у злодея.
Мы сами их связали, как ездовых собак в одну упряжку, и теперь приходится отгонять мух всякий раз, когда мы вспоминаем о котлетах.
Разъедините понятия. Очистите материю денег от всего, что на них налипло.
Отлепите с понятия «деньги», как старую жвачку с нового свитера все то, что ими не является. Отправьте в мусор денежные оценки человеческих качеств.
Пусть деньги остаются деньгами. И вы можете их взять в руки, как берете стакан чая, без рассуждений о том, достойны ли вы этого чая, достаточно ли вы честны, чтобы его держать и хорошо ли вы потрудились, чтобы иметь право его выпить.
✔ Богатства всем!
.. кто поделится с друзьями и оставит свой комментарий 😊.
Источник
Как выявить и заменить ограничивающие убеждения
Многие знают, что реальность вокруг создается мыслями, которые находятся в голове. И от того, какие эти мысли: позитивные или негативные зависит, какая будет ваша реальность.
Ограничивающие убеждения — не добро и не зло. Они могут как стопорить нас, так и помогать развиваться. Это же классно, когда мы знаем свои слабые стороны. Если они есть, значит над ними можно работать и расти.
Как же следует работать с ограничивающими убеждениями? В этой статье я расскажу о том, что такое установки и поделюсь техникой их проработки.
Что такое установки
Установки — это то, во что мы верим. Это наши мысли, мнения, которые формируют систему убеждений.
Возьмем для примера двух девушек.
Одна считает: чтобы быть хорошей женой, нужно готовить, стирать, убирать и забить на свою реализацию. Пол всегда должен быть вымыт до блеска, посуда перемыта, вещи должны быть идеально выглажены, ужин готов к приходу любимого. Она живет только ради мужа, забывает о себе, считает это правильным.
Вторая уверена, что в браке необязательно быть Золушкой, чтобы тебя любили. Домашние дела можно делегировать, обед заказать на дом, а самой можно сходить на любимую работу, пообщаться с друзьями или прогуляться с мужем.
Кто из этих девушек прав? Обе. Просто у них разные системы убеждений.
Или возьмем двух парней.
Один считает, что зарабатывать можно только в офисе. Тут стабильная зарплата, хорошая компания, премии и возможность подняться по карьерной лестнице. Такой расклад — верх его мечтаний.
Другой думает, что может больше зарабатывать в интернете. Для него офис — клетка. Ты должен ходить на работу каждый день, сидеть там с 9.00 до 18.00. Отпуск раз в год, если дадут. А зарплата не может быть выше определенного потолка. На фрилансе же он сможет работать сколько хочет. Сможет путешествовать хоть 20 раз в год и при этом работать. Если захочет, легко сменит место жительства. Сможет увеличивать заработок, когда создаст свою команду.
Кто прав здесь? Снова оба. У первого одна система убеждений, у второго другая.

Эта система полностью влияет на жизнь. Ведь как говорят, мысль первична. То есть система убеждений создает нашу реальность. И если вы думаете, что на любимом деле не заработать, то будете находить подтверждения именно этой установке. Если будете считать, что все мужики — козлы, только такие и будут попадаться в вашей реальности. Если думать, что отдых — только для богатых, то вы не будете нормально отдыхать.
Установки мешают брать от жизни все. Мешают верить в то, что реальность может складываться по-другому. Но всегда есть выход: изменить ограничивающие убеждения.
Как выявить ограничивающие убеждения
Чтобы изменить ограничители, нужно их сначала найти. Как же выявить свои ограничивающие убеждения? Для этого есть несколько способов:
1. Понаблюдать за своими эмоциями
Чтобы самостоятельно определить негативные установки, найти их в подсознании, нужно понаблюдать за своими эмоциями. Когда мы думаем или говорим об ограничивающих убеждениях, появляется чувство беспомощности, безысходности. Они отнимают у человека всю радость и энергию.
Например, вы мечтаете стоять на большой сцене, собирать стадионы и петь для людей, которые любят ваше творчество. Когда вы это представляете, внутри словно разливается теплый свинец, а тело заполняют те самые порхающие бабочки. И тут в голове звучат фразы: «Это невозможно. У меня нет такого таланта. Чтобы стать известным певцом, нужно много денег». В этот момент все внутри рушится. Вот это и есть ограничители.
2. Обратить внимание на фразу
В негативных установках и блоках часто встречаются слова: никогда, все, всякий, всегда, должен, невозможно, неправильно.
Если вы произносите или думаете о фразе с этими маркерами, то, скорее всего, это то самое негативное убеждение.
Как проработать негативные установки

Что делать с негативными установками, которые мешают больше зарабатывать, строить отношения, реализовываться? Как работать с ними? Поделюсь с вами техникой трансформации ограничивающих убеждений, которая в этом поможет.
Возьмите чистую тетрадь и разбейте ее на сферы:
- здоровье
- деньги, работа, бизнес
- отношения
- отдых
- дружба
Выпишите все убеждения, которые вы чаще всего произносите. Либо, о которых чаще думаете в этих направлениях. Обязательно пишите от руки. Когда мы прописываем слова, выводим буквы, задействуется большее количество нейронных связей в мозге, чем когда печатаем на компьютере или в телефоне.
В сфере о деньгах и бизнесе вы можете найти у себя такие установки:
- денег нет;
- открывать свой бизнес рискованно;
- для того, чтобы хорошо зарабатывать, нужно сутками пахать;
- чтобы занять хорошую должность, нужно деньги или связи.
Если мы говорим о здоровье:
- я постоянно болею;
- врачам нужны только деньги;
- у меня слабый иммунитет;
- нормальных врачей нет.
В сфере отношений могут быть такие ограничения:
- все мужики — козлы;
- разведенная женщина с ребенком никому не нужна;
- все мужчины изменяют;
- сильная и независимая женщина никому не нужна.
- настоящая дружба может быть только в детстве;
- дружбы между мужчиной и женщиной не существует;
- в наше время каждый сам за себя, никто тебе не поможет;
- настоящий друг познается в беде.
У некоторых людей даже есть установки про отдых:
- если я отдыхаю, то впустую трачу время;
- отдых для ленивых;
- если отдыхать, то только с шиком;
- отдых — не для всех.
Подробнее о том, какие существуют убеждения в разных сферах можно почитать в предыдущей статье. Возможно, среди них вы найдете свои установки, о которых забыли или не подумали.
После того, как вы выпишите все убеждения, напротив каждого негативного напишите по 3 продвигающих. То есть нужно трансформировать ограничивающие убеждения в позитивные.
Трансформация убеждений создает в мозге новые нейронные связи, которые отвечают за навыки и способы мышления. Если действие или убеждение не повторяются, нейронные связи ослабевают. Поэтому будет хорошо, если вы будете постоянно произносить позитивные утверждения, как аффирмации.
Аффирмация — позитивное утверждение, которое может заменить негативное при многократном повторении.

Примеры замены негативных установок на позитивные
Давайте рассмотрим примеры замены негативных установок на позитивные:
Для того, чтобы хорошо зарабатывать, нужно сутками пахать. | Деньги зарабатываются легко. Я могу получать большие деньги и много отдыхать. Я зарабатываю все больше, а работаю все меньше. |
Духовные люди не думают о деньгах. | Деньги — это теплая энергия, они нужны всем. Деньги помогают творить добро. Деньги раскрывают добрую душу человека. |
Отношения — клетка. | Отношения могут быть гармоничными и построенными на доверии. В отношениях оба партнера свободные и независимые личности. Отношения — это весело и легко. |
Все мужчины изменяют. | Вокруг много верных мужчин. Верность — это осознанный выбор человека. В мире много счастливых пар, где мужчина верен своей женщине. |
Я болею каждую весну. | Я чувствую себя прекрасно в любое время года. У меня сильный иммунитет. Я абсолютно здорова и полна энергии. |
Всем врачам нужны только деньги. | У нас много честных и грамотных врачей. Мне попадаются только чуткие и знающие врачи. Главное для врача — здоровье пациента. |
Настоящей дружбы не бывает. | Дружба между людьми существует. Люди умеют дружить годами. В мире много людей, которые умеют искренне дружить. |
Дружба бывает только в детстве. | Взрослые люди умеют дружить. Дружба не зависит от возраста. Во взрослом возрасте можно найти друзей. |
Если я отдыхаю, то трачу время впустую. | Когда я отдыхаю, то заряжаюсь энергией на будущее. Отдых — важная жизненная составляющая. Отдыхать можно и нужно. |
Если отдыхать, то с шиком. | Классный отдых может быть разным. Отдыхать можно везде и всюду. Лежание на кровати тоже отдых. |
У всех людей есть свои ограничители. Их просто нужно обнаружить и заменить на продвигающие установки. Тогда поменяется мышление, а вместе с ним ваша реальность. Ведь все начинается с головы.
Источник
Упражнения для осознания и смены негативных установок
Как формируются негативные установки.
Попробуйте понаблюдать за маленькими детьми. Как они себя ведут? Они всегда делают то, что захотят. Они свободно выражают свои эмоции: кричат, плачут, радуются. Они легко могут отобрать какую-то игрушку, с легкостью могут ударить другого малыша. Для ребенка все это естественно – он отстаивает свои права на обладание всем, что захочет. Он всегда свободно самовыражается. Он еще не знает обо всех ограничениях, которые приняты в обществе. Таким образом, каждый ребенок изначально уверен в себе. У него нет мыслей о запретах, он не задумывается, как на него смотрят окружающие.
Только в процессе социализации ребенок усваивает нормы принятые в обществе. Вместе с необходимыми для адаптации знаниями, мы приобретаем различные негативные убеждения по поводу себя и окружающего мира.
Усвоение, как норм морали, так и негативных убеждений происходило еще до того, как мы овладели речью. Мы совершали действие и со стороны взрослого – чаще всего матери – следовала какая-то эмоциональная реакция. Если реакция мамы была отрицательной, то мы принимали, что это действие под запретом. В тоже время наше внимание фиксировалось на этом предмете или действии. Далее интерес к этой теме всегда сопровождается чувством вины.
Даже с овладением речи, родителям не обязательно было что-то нам внушать прямым текстом. Все было ясно из поведения и реакций. Например, часто можно наблюдать, как в транспорте ребенок пытается разговаривать с мамой, что-то ей рассказывает. В ответ он слышит – «Замолчи!» или «Не кричи!». Мать, всем своим поведением показывает, что ей стыдно и неудобно за шумное поведение своего ребенка. При этом ребенку не разъясняют, почему нельзя говорить громко или почему нельзя вообще говорить в этой ситуации. Ему это не ясно, но он чувствует негативное отношение к себе. Какой он делает вывод? При частом повторении таких ситуаций, при постоянных запретах без объяснений причин, ребенок усваивает формулу «Я глупый», так как матери за него стыдно и поэтому принимает решение «Высказывать свои мысли и чувства на людях нельзя». Дальше по жизни человек будет в любой похожей ситуации бояться высказывать своё мнение.
Для ребенка любовь родителей самое важное в жизни, и он начинает вести себя так, как они того желают. Но только в их присутствии. Когда никого нет рядом продолжает делать то, что ему интересно, но уже с чувством вины. Так мы с детства научаемся врать сначала взрослыми, а потом и себе.
В процессе травмирующего воспитания мы постепенно перестаем доверять своим чувствам, в меньшей мере полагаемся на свою интуицию. Начинаем опасаться высказывать свои мысли вслух из страха показаться глупыми. Мы перестаем ориентироваться на себя и начинаем слушать, как говорят другие. Мы смотри как поступают другие и стараемся действовать так же, чтобы не привлекать внимание. Мы начинаем делать только так, как велят другие. Идеальные рабы.
Бессмысленно винить родителей. Конечно, они несут ответственность за ваши травмы детства. Но примите, что у них тоже есть свои, которые они получили от ваших дедушек и бабушек. Эта модель воспитания, – все страхи и бессознательные запреты семьи – передаются из поколения в поколение. Если вы не будете работать над собой, то и вы передадите их своим детям.
Так проходит процесс формирования установок – убеждений по поводу себя и окружающего мира. Они находятся в вашем бессознательном, уже стали частью вашей психики. Вы не задумываетесь о них, но действуете исходя их этих установок.
Именно, ваши установки, убеждения, определяют большую часть всех ваших действий! Вы думаете, принимаете решения, общаетесь, реагируете на события в соответствии со сложившимися у вас в процессе жизненного опыта и воспитания установками.
Каждому взрослому человеку необходимо пересмотреть свои установки и сознательно принять решение, какие из них адекватны вашим целям, а какие уже потеряли свою актуальность. Таким образом, вы избавитесь от инфантильного поведения.
Примеры негативных установок
Например, у вас могло сложиться убеждение, что вы очень скучный человек и с вами не о чем пообщаться. Это убеждение сидит в вас. Исходя из него, вы действуете и выстраиваете отношения с людьми. Именно эта установка является причиной того, что ваши отношения не складываются. Поэтому вы бездействуете, избегаете контактов, не проявляете инициативу. Мысль заговорить с незнакомым человеком вызывает страх. Вы мучаетесь ревностью. Вам трудно выражать свои эмоции, трудно творить, самовыражаться. Все потому, что уверены, будто ваши мысли скучные и не интересные.
Существует множество других, подобных установок относительно себя: я не красивый, я занудный, я застенчивый, я стеснительный, я глупый и т.д. У вас могут быть физические недостатки, которые также служат причиной ваших комплексов. Вы боитесь проявлять любую активность, потому что люди якобы увидят ваши недостатки, – некрасивый нос, большие уши, низкий рост, слишком высокий рост, кривые зубы и т. д. Вы считаете, что все люди обязательно обращают внимание на эти детали.
Также есть подобные заблуждения относительно окружающих. Например: меня никто не способен оценить по достоинству; добиться чего-то в жизни можно только имея связи; меня окружают одни дураки; мужчинам нужен только секс; женщинам нужны только деньги; все хорошие парни (девушки) уже заняты; всем девушкам нравятся накачанные парни; всем парням нравятся стройные девушки. Таких установок у вас может быть очень много.
Ваше бессознательное все время стремится подтвердить эти убеждения. Вы обращаете внимание на ситуации и замечаете только ту информацию, которая соответствует вашим установками. Негативные установки сужают поле вашего внимания, поэтому вы не видите открывающиеся перед вами возможности.
Осознайте, что ваши представления о себе и об окружающем мире не всегда верны и не всегда полезны для вас лично. Пришло время взять судьбу в свои руки. Необходимо подвергнуть критике ваше представление о себе, о жизни и об окружающих.
Техника избавления от негативных установок.
Предлагаю вам выполнить последовательность упражнений для выявления и замены негативных установок. Сменив установки на положительные, вы на порядок повысите свою эффективность и уверенность в себе. Это упражнение должно стать частью комплексной работы по обретению базовой уверенности в себе.
Первый шаг.
Необходимо осознать, что в вашей психике существуют структуры, сдерживающие вас и не позволяющие вам раскрыться, жить в соответствии со своими вкусами, жить в свое удовольствие. Эти структуры не позволяют вам развиваться. Эти структуры и есть ваши негативные представления о себе и об окружающих. Осознайте, что именно в вас самих находится источник большинства ваших проблем.
Многим трудно сделать именно этот шаг – осознать. Возможно, вы не верите в бессознательное, – тем хуже для вас. В реальности, ваше поведение лишь на несколько процентов определяется вашим сознанием. Остальные реакции и модели поведения определяются неосознанными мотивами, установками, детскими комплексами и страхами. Но человек способен расширять зону сознательного контроля. Этот процесс называется личностным ростом.
Второй шаг.
Выявите эти негативные представления. Для этого начните наблюдать за собой, отслеживайте свое поведение, свои мысли. Например, вам понравился человек и у вас возникло мимолетное желание заговорить, познакомиться. Вы тормозите и не решаетесь. Срабатывает психологическая защита и вы думаете: – «А мне не очень то и хотелось!». Подумайте, как можно словами сформулировать причину вашего бездействия? Например, «Я некрасивый, я скучный, я ему(ей) не понравлюсь, потому что..(подставить любую причину)». Вспомните ситуации из прошлого, когда вы чего-то хотели, но отказались сделать первый шаг. Сформулируйте причину отказа по схеме «Я + характеристика личности».
Анализ детских воспоминаний для выявления установок
У каждого человека есть воспоминания из детства, которые вроде бы ничего не значат, но почему-то запомнились. Вспомните подробности ситуации и запишите их. Чем больше, тем лучше. Затем обдумайте каждую в течение 5 минут. Что было важного для вас в этом событии? Почему оно осталось в памяти, а тысячи других забылись? Найдите те, которые связаны с актуальными жизненными задачами. Запомните, что в каждом таком воспоминании есть элементы:
- факт события (что произошло на самом деле, без вашей оценки);
- интерпретация (как вы восприняли, эмоциональный окрас ситуации и ваши выводы о ней);
- решение (если повториться подобная ситуация, как вы будете действовать, как будете относиться к людям, как теперь будете относится к себе, и другие).
Рассмотрим пример, которые уже приводил выше. Допустим ребенку 5 лет. У него возникла очень интересная мысль, которой он решил поделиться со своей мамой. В ответ он слышит – «Не говори глупостей». Факт в том, что он действительно мог сказать что-то наивное с точки зрения взрослого человека. Его интерпретация скорее всего будет в виде обобщений: «Я глупый», «Я раздражаю маму, значит со мной что-то не так». Решением будет – «Лучше никогда не рассказывать маме о своих мыслях, чтобы её не тревожить», а также «Я буду держать свои мысли при себе, чтобы не вызывать такую же реакцию и оценку».
Примите, что возможно ваша интерпретация события на самом деле ошибочна, а значит и решение неверное. Примите, что вы приняли решение исходя из мышления ребенка.
Поразмышляйте, что произошло на самом деле. Насколько решение было адекватным? Насколько верно следовать этому решению всю жизнь? Вспомните случаи, когда в других ситуациях действовали исходя из этого решения. Насколько это было адекватно?
Примите, что в любой жизненной ситуации есть эти три элемента. Всегда есть факт, его интерпретация и решение. Если событие детства запомнилось, велика вероятность, что решение стало установкой, которая срабатывает автоматически в схожих ситуациях. При анализе избавьтесь от жалости к себе, от желания переложить ответственность на других, а также не оправдывайте интерпретации и решения своим малым возрастом. Полностью примите ответственность за эти решения на себя.
Если считаете решение адекватным, и его последствия полезными – оставьте. Если нет – пересмотрите и примите решение, которое считаете адекватным и полезным. Затем наблюдайте за собой, не действуете ли вы автоматически по старым решениям и установкам. Придерживайтесь нового решения.
Анализ внутреннего диалога
Сядьте удобно, расслабьтесь, уберите и выключите все, что может вас отвлекать. Возьмите лист бумаги и ручку, или откройте текстовый файл на компьютере. В течение 20-30 минут прислушивайтесь к своему внутреннему диалогу. Обращайте внимание на мысли, которые содержат такие формы как: «если только», «должен», «следовало бы», «не могу», «но», «пытаюсь», «трудно», «что-то держит». Зафиксируйте эти фразы.
Задайте себе вопросы: «Кто я?» «Какой я?» Выделите из потока мыслей свои претензии к другим людям, жалость к себе, любые страхи и сомнения, чувство вины, осуждение себя или других, чувство беспомощности.
Третий шаг.
Это очень важный шаг. Не пропускайте его.
Вы написали список детских воспоминаний. Они сохраняются в памяти, потому что поддерживаются эмоциональным зарядом, который возник в момент травмирующего события. Эти заряды хранятся в теле в виде мышечных зажимов, на удержание которых расходуется ваша жизненная энергия.
Память о травмирующем событии нужна психике, потому что она хочет высвободить эти заряды и разгрузить организм. Каждый раз, когда в вашей жизни происходит ситуация, похожая на травмирующую из детства, вас снова охватывают тяжелые чувства. Такая ситуация называется «триггером». К сожалению, у человека без подготовки снова не получается с ними справиться и происходит ретравматизация.
Например, в детстве ребенка отвергали за то, что он «говорил глупости». В эти моменты на него находила целая гамма чувств: отвержение, стыд, вина. Детская психика не справилась с ними, и эмоции застряли в теле — возник ущемленный аффект. Далее человек взрослеет и попадает в ситуацию, где нужно выступить, например, сказать тост на празднике. Он сильно волнуется, говорит невнятно и нескладно — его снова накрывает та же гамма чувств — он переживает их как помутнение сознания, сжатие и желание исчезнуть. Непрожитые чувства сцепляются с возрастом, в котором они возникли, и человек реагирует, будто он снова маленький ребенок, которого отвергли. Даже если это не так, ему покажется, что после неудачного тоста окружающие перестанут его уважать.
Таким образом, непрожитые чувства поддерживаю ваши установки о себе, заставляют реагировать по-детски. Если прожить эмоции, то они растворятся. Триггер исчезнет, и вы сможете управлять собой в ситуациях похожих на травмирующие. Для этого сделайте следующее:
- Продолжите список воспоминаний. Подробно опишите обстоятельства ситуаций из детства и взрослой жизни, когда вы испытывали унижение, стыд, вину, отвержение.
- Напротив каждой ситуации подробно опишите свои чувства. Необходимо снова мысленно вернуться в нее, детально представить себя в этой ситуации и заново прожить. Начинайте предложение «Когда я вспоминаю об этом, я чувствую…». Пишите все, что приходит в голову. Дышите и замечайте ощущения тела.
- Далее запишите, какого поведения и реакций от себя и других вы стали боятся после этого события. Какие собственные проявления вы стали себе запрещать после этого события?
Четвертый шаг.
Осознайте, что вы несете личную ответственность за свои взгляды, прежде всего перед собой. Даже если усвоили их, когда не были способны критически мыслить. Вы сами в ответе за все свои мысли и убеждения. Не обвиняйте родителей в плохом воспитании, они лишь передали вам, то что усвоили сами. Сейчас вы способны самостоятельно выбрать – жить со старыми установками или же выработать новые?
Пятый шаг.
На основе этих размышлений сформулируйте и запишите короткой фразой несколько убеждений. Например:
«Никто не хочет иметь дело с таким скучным человеком как я».
Выпишите в столбик все ваши негативные представления о себе и об окружающих. Очень важно зафиксировать их на бумаге или в файле.
Теперь, после того, как выявили и записали убеждения, которые вам мешают – измените формулировки. Напишите напротив негативного убеждения, другое – противоположное, которое вам полезно. Важно чтобы в формулировке не использовалась частица «НЕ». Нельзя формулировать «Я не застенчивый», необходимо сформулировать утверждение «Я спокоен и уверен в себе», используя настоящее время.
«У меня ничего не получается» | «Я создал свое прошлое, и я создам будущее – по своей воле». |
«Я не красивая» | «Я самая обаятельная и привлекательная». |
«Я заурядный, скучный человек» | «Мне все время приходят новые идеи, обычно я бодр и весел» |
Шестой шаг.
Поразмышляйте над каждой формулировкой. Полезны ли лично ДЛЯ ВАС эти убеждения? Они вам мешают в жизни или же помогают? Они препятствуют вашим действиям или же стимулируют их? Запишите ваши мысли.
Седьмой шаг.
Читайте настрои. На каждую негативную установку вы сформулировали позитивную. Получилось 5-10 предложений. Выучите их наизусть. Повторяйте, когда у вас есть свободное время, например, в пробке или когда едете в общественном транспорте. Наиболее важные для вас формулировки поставьте в виде напоминания в телефон.
Важно в процессе произношения наиболее полно представлять себе эти ощущения. Как бы вы себя чувствовали, если все что вы повторяете в настрое, было бы правдой? Представляйте, что вы уже обладаете всеми этими качествами. Действуйте как будто ваше новое убеждение уже истинно. Это ключевой момент. Вам необходимо сразу представлять себя человеком, обладающим этими качествами. В этот момент нужно играть роль такого человека. Повторяйте это упражнение регулярно, когда есть свободно время.
Важно постоянно напоминать себе о существовании негативных установок. Таким образом формируется сознательный контроль над убеждением.
Восьмой шаг.
Произносите эти формулировки во время аутотренинга. Перейдите по ссылке, чтобы изучить эту технику.
Девятый шаг.
Распечатайте или напишите на бумаге свои новые установки и повесьте перед глазами, поставьте изображение с вашими формулами на заставку рабочего стола.
Десятый шаг.
Начинайте сразу действовать исходя из новой установки. Чувствуйте себя так, как будто утверждение уже истинно. Получайте от этого удовольствие!
Уловив новые импульсы, ранее не свойственные вам, знайте, что они ведут вас к новой действительности. Если возникнет желание изменить прическу, позвонить старому другу, пробежаться по снегу или просто посмотреть на луну, сделайте, не тормозите! Если вы отступите, не поддержите новые импульсы, бессознательное убедится, что вы не думали всерьез меняться и начнет новую атаку. Не давайте ему шансов!
Опять сомнения?
Вам может показаться, что невозможно таким образом измениться, что на это нужно потратить много времени. Если вы думаете, что это долгий, болезненный, мучительный процесс, что нельзя так просто изменить свои убеждения, – обдумайте эту мысль! Может вам страшно меняться? Может, стоит изменить и это представление?
Обдумайте, что мешает вам принять новые установки? Желаете ли вы любить себя и других? Готовы ли искать любви, любя, а не ожидая, что сначала полюбят другие? Способны ли Вы отпустить прошлое и тянуться к будущему? Хотите ли Вы принять ответственность за свою жизнь и согласиться, что мы сами создаем нашу действительность? Подумайте об этом.
Откажитесь от чувства жалости к себе, не перекладывайте ответственность на других людей. Ваши убеждения сидят глубоко, поэтому может возникнуть сопротивление, вы найдете новые аргументы для подтверждения своих старых мыслей.
Если вы поменяли ваше убеждение, но ваша жизнь и ощущение жизни не меняется, значит, на самом деле, ваша установка не поменялась. Изменениям препятствуют более глубинные установки, отследите и проанализируйте их.
Если последуете этим рекомендациям, ваше ощущение жизни может начать меняться уже через несколько дней, некоторым может потребоваться больше времени, в любом случае вы почувствуете изменения.
Источник
Практические рекомендации: как изменить негативные установки
Мы много говорили в предыдущих статьях про трансформационный коучинг. Сегодня мы затронем интересную тему – побеседуем про ограничивающие убеждения и деструктивные установки.
Конечно, обязательно разберем, как их проработать и как от них избавиться.
Нерациональные ограничения
При рождении, все люди подобны чистому листу.
Никаких ограничивающих убеждений в момент появления на свет у человека нет. Но потом, социум, родители, учителя начинают навязывать ребенку нерациональные мнения и “правильную” модель поведения, которые крепко засели в подсознании и сопровождают человека всю оставшуюся жизнь.
И если все установки свести к определенным типам, то мы выделим две ярко выраженные модели:
Люди, подверженные самоуничижению, часто ловят себя на мысли: “я плохой”, “я не достоин”, самооценка у них весьма и весьма занижена.
Альтернативой этому нерациональному взгляду может стать безусловное принятие себя.
Ну и что. Я могу быть любым. И ничего страшного в этом нет!
Не нужно закапывать себя еще глубже. Это никак не повысит самооценку.
- Преувеличение своих негативных сторон
Как пример, такие люди могут думать:
Я этого не вынесу…
Я с этим не справлюсь…
У меня не получится…
Другими словами, это слабая терпимость к проблемам и их многократное преувеличение.
Альтернатива – научиться справляться с трудностями и принять такое понятие, как “отложенное вознаграждение”.
Многие люди бросают начатое дело на полпути, полагая, что у них никогда ничего не получится.
На самом деле, они двигались в сторону своей цели и надо было просто набраться терпения, продолжать действовать и не сводить фокуса с поставленной задачи.
>> Отложенное вознаграждение обязательно наступит.
Как работают нерациональные убеждения
Есть триггер – какая-то мысль, событие, чувство, поведение. Для удобства, назовем это событие А.
Что происходит дальше.
Событие А активирует одну из наших позиций, структуру взглядов.
Назовем его Б.
- Когда сработал триггер,
- активировалось убеждение,
- появилась эмоциональная или поведенческая реакция.
Произошло событие А.
Оно активировало занимаемую позицию.
Если мы научимся его правильно осознавать и интерпретировать, то сможем истолковать событие с положительной для себя оценкой.
Действенный способ, который помогает работать с негативными событиями – это переинтерпретировать их.
У каждой медали есть две стороны.
Если у вас произошло негативное событие, не стоит заламывать руки и рвать на себе волосы.
Найдите вторую сторону этой медали.
Уверяю, она есть.
Посмотрите на проблему другим взглядом, переинтерпретируйте ее.
Делайте это всякий раз, когда мир рушится и что-то идет не так, как вы запланировали.
Это хорошие упражнения для изменения бессознательных установок.
Интерпретация в коучинге
Допустим, у человека есть старый-престарый взгляд на вещи . Он начинает сомневаться в себе и в правильности своих действий.
После этого, у человека появляется желание поверить в новую концепцию и готовность ее принять.
Он начинает работать над переинтерпретацией. Естественно, это происходит не мгновенно. Нужна последовательность действий, настойчивость.
Постепенно, человек меняет свое мнение, он по другому начнет реагировать на событие А, о котором мы говорили чуть выше. Соответственно, изменяются его установки.
Мы с клиентом определяем цель. После этого, делаем анализ реальности, заключаем контракт на коучинг и здесь, на этом этапе, создаем карту человека (выясняем текущие установки и ценности, касающиеся цели).
То есть, у клиента есть какие-то хотелки, но определенные взгляды и принципы не дают реализовать эту задачу.
Функция коуча – найти альтернативные убеждения, которые будут вести к цели, либо, изменить старое мнение, т.е переинтерпретировать его.
А после этого, определить новые виды поведения для реализации новых взглядов.
Способы трансформации убеждений
Как это работает. Смотрим, что было перед ним, откуда это мнение взялось, откуда развилось, какова истинная причина и, главный вопрос:
- А действительно ли все это правда?
Приведу понятный всем пример.
Человек считает, что все богатые – жулики, воры, обманщики.
А ведь это главная причина, по которой он не может разбогатеть.
Мы начинаем узнавать, откуда такие мысли?
Ваш клиент рассказывает историю из детства: когда они с мамой проходили через коттеджный поселок, мама сказала, что эти деньги нечестные. А те, кто живет в таких домах – ворюги и спекулянты.
Реакция коуча. Задать клиенту вопрос: А действительно ли это правда?
Вы уверены, что этот коттедж построен на ворованные деньги?
Действительно ли все богатые воруют?
Задавая такие вопросы человеку, мы вносим трещину в его образ мыслей.
В тот момент, когда мама это произнесла, она не знала на 100%, что это наворованное. Тогда зачем принимать это на веру?
И вот таким вопросами мы докапываемся, что привело человека к подобным взглядам на жизнь.
Уверен, найдутся примеры, и не один, что богатые люди не все воры и срослись с криминалом.
Надо найти и привести пример этих людей.
Тогда у вашего клиента начнется мыслительный процесс, и, таким образом, мы сможем разрушить его старый взгляд на ситуацию.
Если префрейминг – это то, что стояло перед той позицией, которую мы занимали, то постфрейминг – это то, что стоит после.
Задаем клиенту вопросы о последствиях:
- Как ты думаешь, к чему приведет тебя слепое следование своим установкам?
Для примера возьмем все ту же уверенность, что все богатые воры и моральные уроды.
Клиент может ответить так:
- Я понимаю, что если я буду взращивать в себе эти мысли, я никогда не разбогатею.
- А ты действительно этого хочешь?
Человек понимает, что нет, конечно.
А мы снова начинаем расшатывать это мнение.
- Как ты думаешь, смог бы ты разбогатеть, имея другую точку зрения относительно богатых людей?
- Да, я уверен в этом!
- Хорошо, давай поищем новый взгляд на проблему.
Мы проделали серьезную работу: мы только что расшатали его старые, закоренелые взгляды.
После этого, надо искать удачные примеры новой концепции.
Аутфрейминг – это методика, при которой мы ищем то, что стоит несколько выше над позицией. Мы расширяем рамки, поднимаемся выше и пытаемся найти ценность более высокого порядка.
Рассмотрим на примере все тех же богатых людей.
Все богатые люди априори плохие и злые.
Мы смотрим, а что стоит выше этого расхожего мнения?
Как адекватные люди, мы понимаем, что это не богачи плохие и злые. Есть различные ситуации, в которых они могут себя вести конкретным образом.
- Частью чего является это мнение, и как его вложить в рамки более высшего?
И уже там, наверху, мы пытаемся изменить эту точку зрения. Далее происходит эффект матрешки: если высшая концепция изменится, то низшая изменится по умолчанию.
То есть, найдя и изменив более высокое убеждение, мы автоматически меняем отношение к проблеме.
Дефрейминг – это разделение концепции на части.
Не отпускаем богатых людей и продолжаем этот пример.
Мы начинаем разбираться, из каких частей состоит эта концепция, уточняем детали, проверяем, а действительно ли стыкуются эти части?
Говорим нашему подопечному:
- А у тебя есть какой-нибудь богатый друг?
- Да, есть. Мой одноклассник Толян.
- А он действительно жадный, злой, ворюга и т.п.?
- Кто? Толян? Нет! Он классный малый.
Мы фиксируем – у клиента есть богатый знакомый и, похоже, вовсе не жмот и не вор.
Таким образом, в голове подопечного происходит расшатывание старой концепции.
Мы берем устоявшуюся точку зрения, расчленяем ее на части и с этим уже работаем.
Это работа с историями и с метафорами.
Мы можем рассказать какую-нибудь трансформирующую историю, и человек может поменять свой взгляд на привычные вещи.
Есть такой фильм – “Невидимая сторона”. Там снимается Сандра Буллок. Этот фильм основан на реальных событиях. И это один из редких фильмов, где богатый – действительно классный человек.
Вы можете пересказать или порекомендовать своему подопечному этот фильм.
И ваш подопечный увидит через историю, что богатые – это вполне нормальные люди, то этот факт тоже пошатнет его непримиримое отношение к богачам.
Это когда мы помещаем нашу концепцию в другие рамки, смотрим на нее под другим углом.
В этом случае, она также прилично расшатывается.
И человек понимает: как можно на такой предпосылке выстраивать свое мнение?
Это противоположный пример.
В нашем случае – не богатство ведет к тому, что человек становится плохой. Возможно, это какая-то внешняя ситуация.
Если вывести формулу, то она будет звучать так:
Х не ведет к Y
Богатство не ведет к тому, что люди в одночасье становятся плохими. Также верно и обратное: богатство не ведет к тому, что обеспеченные люди вдруг станут хорошими.
И опять же, для клиента нам нужно найти примеры, когда работает это правило.
Люди начинают об этом размышлять, и у них в голове происходит расшатывание позиций.
Если свести в одно все вышеперечисленные убеждения, то это называется переинтерпретация.
И этот метод работает не только с нашим мировоззрением, но в с отношением к жизни в целом.
Любое плохое событие можно переинтерпретировать так, что оно станет хорошим.
Вспомните Эдисона, который 1000 раз пытался создать лампочку, но лампочка не загоралась.
Он мог бы подумать: Нет. Это в принципе невозможно.
Конечно, мог! И каждый новый эксперимент он мог бы подытожить такими словами.
Но он переинтерпретировал данное событие и говорил: Отлично! Я знаю еще один способ, при котором лампочка не загорается! И…продолжал эксперименты.
На 1001-м эксперименте лампочка загорелась.
Почему я привел этот пример.
В любой ситуации в вашей жизни, когда случился незапланированный косяк, можно найти плюсы для вас или вашего бизнеса.
Это и называется переинтерпретация.
Нужно переинтерпретировать событие, а потом искать подтверждение – в окружающей жизни, в фильмах, книгах – новой, только что рожденной концепции.
Подведем итоги
Я надеюсь, информация понятна для понимания.
Работая по этой методике, вы сможете бороться с застарелыми блоками и убрать негативные установки из подсознания.
Применяйте эту технику, ищите плюсы там, где, казалось бы их нет. Делайте из ситуации перевертыш: была негативная, стала позитивная. Это поможет вам не свернуть с намеченного пути.
А сейчас, давайте коротко резюмируем.
- Самые распространенные ограничивающие позиции:
- Преувеличение своих негативных сторон.
Средством борьбы с этими установками станут принятие себя и согласие с понятием “отложенное вознаграждение”.
- Действенный способ, который помогает работать с негативными событиями – это переинтерпретировать их.
- В коучинге, также необходимо найти ограничивающие убеждения и переинтерпретировать их, либо, найти альтернативу.
- Переинтерпретация включает в себя различные способы:
Смотрим, что было перед тем, как мнение утвердилось.
Это то, что стоит после того, как уверенность укрепилась.
То, что стоит несколько выше над позицией.
Это разделение концепции на части.
Это работа с историями и с метафорами.
Когда мы помещаем нашу концепцию в другие рамки, смотрим на нее под другим углом.
Диаметрально противоположный взгляд: Х не ведет к Y
Надеюсь, мои материалы были для вас полезны. Во всяком случае, я постарался донести до вас всю информацию максимально простым языком.
Тем не менее, если остались белые пятна и что-то все-таки осталось за рамками понимания, пишите свои вопросы в комментариях. Я с удовольствием на них отвечу.
Источник