Что такое метки ГРМ?

Для начала следует разобраться, что такое ГРМ. Газораспределительный механизм (ГРМ) представляет собой совокупность большого количества различных деталей участвующих в работе двигателя и играющих основную роль в его работе. К нему относятся: клапана, распределительный вал, коленчатый вал и поршневая группа.
Все автомобильные двигателя являются 4-х тактными, следовательно, в них используются клапана и распределительные валы.
Впуск и выпуск отработанных газов производится непосредственно клапанами, которые приводятся в движение с помощью ремня или цепи ГРМ.
В данной статье речь пойдет об метках ГРМ, для чего они нужны как правильно и когда нужно выставлять эти самые метки.
Когда необходимо выставлять метки
Метки ГРМ выставляются при необходимости замены ремня или цепи ГРМ. Если для ремня это 50 – 60 тыс. км. пробег, то для цепи больше 100 тыс. Цепные привода ГРМ служат намного дольше, но являются более шумными по сравнению с ременными приводами.

Так же придется регулировать метки при замене натяжных и обводных роликов, водяного насоса (помпы) и т.п. навесных деталей приводящихся в движение приводом ГРМ.
Крайне не рекомендуется запускать замену ГРМ и продолжительно использовать автомобиль при посторонних шумах исходящих из данного механизма. Различные повреждения в механизме распределения газов могут серьезно навредить двигателю и полностью вывести его из строя. Например, пренебрежение заменой помпы или натяжных роликов может привести к их клину или вовсе поломке, то в результате этого произойдет загиб клапанов двигателя.
Вышедший из строя ролик ГРМ
Почему гнет клапана
Загнутые и новые клапана
Ответ на вопрос «Почему гнет клапана при обрыве ремня ГРМ?» довольно прост. При нормальной работе двигателя и конечно же при правильно выставленных метках ГРМ коленчатый вал синхронно вращается с распределительными валами. Как только поршень начинает отходить от верхней мертвой точки начинают открываться клапана и подается топливо, после того как поршень начинает подниматься клапана уже закрыты для увеличения степени сжатия и воспламенения топливной смеси.
При обрыве ремня происходит что коленчатый вал продолжает вращаться, а распределительные валы остаются на месте из-за того что ремень перестал вращать их. Отсюда следует, что клапана, которые были открыты в момент вращения остались на своих местах, а поршня продолжают движение по инерции и ударяются в эти открытые клапана, что приводит к их неизбежному загибу.
Почему сбиваются метки при замене ремня
При каждой замене ремня необходимо выставлять метки по причине, что под воздействием возвратных пружин, когда ремень ГРМ снят или ослаблен, клапана разводят распредвалы в разные стороны и метки сбиваются. Так же при замене ремня возможно отклонение меток на несколько зубов шкива распределительного вала или коленчатого вала.
Как выглядят метки
Чаще всего метки наносятся на корпус двигателя или его пластиковые части в виде точек, прорезей или стрелочек. Метки обязательно должны быть как на шкивах, так и на корпусе. Метки на шкивах выполнены в виде точки или дополнительного выступа (отлива).
Метки ГРМ
Вне зависимости от производителя автомобиля метки должны строго совпадать и смотреть друг на друга, малейшее отклонение от метки даже в один зуб может привести к неправильной работе двигателя из-за сбоя в механизме газораспределения или же вовсе к поломке всего двигателя.
Как проверять метки

Метки необходимо проверять на остановленном двигателе при правильно натянутом ремне ГРМ и ровно под прямым углом по отношению к метке.
При установке нового ремня или замене каких-либо деталей после натяжки и выставления меток необходимо вручную прокрутить двигатель за шкив коленчатого вала и снова проверить метки.
Источник
Установка меток шестерни газораспределения
ЦЕЛЬ. Формирование умений и навыков установления газораспределительных шестерен и проверка фаз газораспределения. Определить техническое состояние деталей ГРМ.
По окончании лабораторного занятия студент, как будущий механик – специалист по организации и обеспечению технической эксплуатации машин, должен, в объеме изученного материала, Овладеть следующими знаниями и навыками:
А) определять последовательность установления газораспределительных шестерен и проверка фаз газораспределения;
Б) проводить дефектовку деталей субъективными методами и с использованием контрольно-измерительного инструмента, приспособлений, приборов и стендов;
В) определять техническое состояние деталей ГРМ.
В частности студент Должен Уметь:
А) выполнять разборку и сборку узлов и механизмов тракторов, самоходных шасси и автомобилей с соблюдением требований техники безопасности, с сохранением первоначального состояния деталей, с сохранением комплектности и принадлежности деталей и др. правилами разборочно-сборочных работ;
Б) грамотно выбрать, подготовить и использовать контрольно-измерительный инструмент;
В) выполнять контроль состояния и измерение: подшипников распределительного вала, величины износа кулачков распределительного вала, прямолинейности и биения фаски клапана ГРМ, герметичности клапанного механизма ГРМ;
Г) пользовать справочной литературой при выполнении аналитического расчета агрегата, а также иных работ.
ОБОРУДОВАНИЕ. Двигатели СМД-60 и ЗИЛ-130, инструмент для монтажных работ, устройства для разборки и сборки механизма газораспределения, щуп, металлическая линейка 300 мм, циркуль, детали и сборные единицы ГРМ двигателя, инструкционная карта и методическое обеспечение рабочего места.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гуревич А. М. и Сорокин Е. М. Тракторы и автомобили. Изд. 4-е, перераб. и доп. М. «Колос», 1978.
2. Гуревич А. М. и Сорокин Е. М. Тракторы и автомобили. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. «Колос», 1974.
3. Трактори та автомобілі: Підручник / Я. Ю. Білоконь, А. І. Окоча. – К.: Вища освіта, 2003. – 560 с.: іл.
4. Гуревич А. М. Тракторы и автомобили. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Колос, 1983. – 336 с. ил.
5. Тракторы и сельскохозяйственные машины / Л. А. Гуревич, В. А. Лиханов, Н. П. Сычугов. — М.: Агропромиздат, 1986. – 336 с., ил.
6. Зайцевский А. П., Чичков В. А. Практикум по тракторам и автомобилям.
7. Ковалев Н. Г. Практикум по тракторам и автомобилям. Колос, 1981. – 223 с., ил.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ:
1. К выполнению работы приступать только после инструктажа и по указанию преподавателя. 2. На рабочем месте соблюдать порядок и чистоту. Не загромождать проходы и территорию рабочего места. Демонтированные детали и узлы складировать на столах или других, предназначенных для этого, местах. При необходимости, до начала работы навести порядок на рабочем месте. 3. Использовать исправные инструмент и приспособления, применять их по назначению. 4. Без разрешения преподавателя не покидать и не менять рабочее место и характер работы. 5. Использовать только безопасные приемы выполнения работы, соблюдать дисциплину.6. Согласовывать свои действия с действиями других участников работы с целью предупреждения травмирования друг друга. 7. При обнаружении угрозы собственной безопасности или безопасности окружающих, а также в случае получения травмы, немедленно прекратить работу и сообщить преподавателю.
Содержание и последовательность выполнения работы
Для выполнения данного занятия необходимо ознакомиться с инструкционной картой и теоретическими материалами заданной темы в литературе [1] с. 86-99, [2] с. 69-76.
После чего можно приступать к выполнению работы, получив у преподавателя задание для каждого звена.
Источник
Как устроен цепной привод ГРМ автомобиля ВАЗ 2106: обзор и замена
Популярный автомобиль ВАЗ 2106, чей выпуск начался во времена СССР, комплектовался тремя типами двигателей — рабочим объёмом 1300, 1500 и 1600 см куб. Конструкция перечисленных моторов одинакова, разница заключается только в размерах цилиндропоршневой группы, коленчатого вала и шатунов. На всех силовых агрегатах шестерни газораспределительного механизма (ГРМ) приводятся в движение двухрядной цепью. Последняя постепенно вытягивается и нуждается в периодической подтяжке, минимальный ресурс детали — 100 тыс. км пробега. Когда натягивание не даёт результата, цепной привод меняется целиком — вместе с шестерёнками.
Назначение и конструкция привода
Механизм газораспределения отвечает за подачу топливной смеси в цилиндры и выброс отработанных газов. Для своевременного открывания впускных и выпускных клапанов распределительный вал должен вращаться синхронно с коленвалом. В «Жигулях» эта функция возложена на цепной привод, установленный в передней части двигателя.
Замену цепи и шестерён ГРМ нельзя отнести к сложным операциям, но процедура довольно трудоёмкая. Чтобы выполнить работы своими руками, надо понимать принцип действия и устройство привода, состоящего из таких элементов:
- на переднем конце коленчатого вала установлена ведущая шестерёнка малого диаметра;
- над ней расположена промежуточная большая звёздочка, отвечающая за вращение привода масляного насоса и трамблёра;
- к торцу распредвала прикреплена третья ведомая шестерня большого диаметра;
- 3 вышеуказанные звёзды соединяются двухрядной цепью;
- с одной стороны цепь натягивается изогнутым башмаком, который поджимает плунжерное устройство;
- чтобы исключить биение ослабленной цепи, с другой стороны предусмотрен второй башмак — так называемый успокоитель;
- возле ведущей звёздочки установлен ограничительный палец, не позволяющий цепи соскочить с зубьев.

Соотношение размеров шестерён — приблизительно 1:2. То есть, пока ведущая звёздочка коленчатого вала совершает 2 оборота, шестерёнка распредвала поворачивается 1 раз.
Требуемую натяжку привода ГРМ ВАЗ 2106 обеспечивает плунжерное устройство, подпирающее полукруглый башмак. Автомобили старого выпуска оснащались чисто механическим плунжером — выдвигающимся штоком с мощной пружиной, который приходилось подтягивать вручную. Более поздние модели получили гидравлический натяжитель цепи, работающий автоматически.
По незнанию я однажды попал в глупую ситуацию. У знакомого на «шестёрке» вытянулась цепь и начала сильно шуметь, я посоветовал её подтянуть. На месте выяснилось, что болт фиксации плунжера отсутствует, совет оказался бесполезным. Позже выяснилось, что на машине стоит автоматический натяжитель, срабатывающий под давлением масла. Растянутую цепь пришлось заменить.
Привод ГРМ смазывается моторным маслом, поступающим от распределительного вала. Чтобы смазка не разбрызгивалась, механизм спрятан за герметичной алюминиевой крышкой, прикрученной к торцу блока цилиндров 9 болтами М6. Ещё 3 винта соединяет защитный кожух с поддоном масляного картера.
Итак, цепной привод выполняет 3 функции:
- крутит распредвал, который поочерёдно нажимает кулачками на штоки клапанов;
- через косозубую шестерню (на жаргоне водителей — «поросёнок») передаёт крутящий момент масляному насосу;
- вращает валик главного распределителя зажигания.
Как подобрать цепь по длине
При покупке новой запчасти нужно учитывать один параметр — длину, определяемую числом звеньев. Указанная величина зависит от типа двигателя, установленного на конкретном авто. У моторов рабочим объёмом 1,5 и 1,6 л (модификации ВАЗ 21061 и 2106) ход поршня составляет 80 мм, а в силовых агрегатах 1,3 л (ВАЗ 21063) этот показатель равен 66 мм. Соответственно, блоки двигателей 1,5 и 1,6 л выше, а цепь — длиннее:
- версии ВАЗ 21061 и 2106 — 116 секций;
- ВАЗ 21063 — 114 звеньев.

Количество секций новой запчасти можно выяснить без изнурительного пересчёта. Уложите цепь на плоскую поверхность, чтобы соседние звенья соприкасались. Если крайние секции выглядят одинаково, в цепи 116 звеньев. Деталь из 114 частей выдаёт одно последнее звено, повёрнутое под углом.
При замене приводной цепи категорически рекомендуется ставить новые звёздочки — ведущую, ведомую и промежуточную. Иначе механизм долго не прослужит — звенья снова растянутся. Шестерни продаются комплектами по 3 шт.
Видео: выбор новой цепи для «Жигулей»
Замена цепного привода — пошаговая инструкция
Часть ремонтных работ ведётся из смотровой канавы. Придётся ослаблять ось генератора, демонтировать защиту и откручивать гайку храповика — перечисленные операции выполняются снизу автомобиля. Для полной замены привода лучше приобрести готовый ремкомплект ГРМ для ВАЗ 2106, состоящий из следующих запчастей:
- три звёздочки;
- цепь на 114 или 116 секций в зависимости от рабочего объёма мотора;
- башмаки успокоителя и натяжителя;
- механический плунжер (гидравлический менять не обязательно);
- прокладки для крышки и плунжерного устройства.

Из расходных материалов потребуется силиконовый высокотемпературный герметик, ветошь и тканевые перчатки. Перед разборкой обратите внимание на внешний вид передней части мотора — случается, что передний сальник коленвала пропускает смазку, двигатель покрывается слоем маслянистой грязи. Поскольку сальник установлен внутри крышки ГРМ, его нетрудно сменить во время ремонта.
Подготовка инструментария
Чтобы успешно разобрать и поменять цепь вместе со звёздочками, приготовьте рабочий инструмент:
- стандартный набор головок с воротком, оборудованным возвратной трещоткой;
- комплект рожковых либо накидных ключей размером 10—19 мм;
- мощная отвёртка с плоским наконечником;
- молоток;
- пассатижи;
- монтировка, желательно с изогнутым концом.

Для откручивания большой гайки храповика найдите специальный накидной ключ 36 мм с длинной рукояткой. Он же используется при совмещении меток путём ручного проворачивания коленвала. В крайнем случае возьмите накидной ключ с рукояткой, согнутой под 90° по образцу колёсного «баллонника».

Этап предварительной разборки
Сразу добраться до узла ГРМ невозможно — мешает ремень генераторного привода, шкив коленчатого вала и электрический вентилятор. В старых моделях ВАЗ 2106 крыльчатка прикреплена к валу помпы, поэтому снимать её не обязательно. Чтобы демонтировать цепной привод, выполните ряд операций:
- Загоните машину на яму, затормозите и выждите 20–60 мин, пока двигатель охладится до комфортной температуры 40–50 °C. Иначе при разборке обожжёте руки.
- Спуститесь под автомобиль и снимите решётку, защищающую масляный поддон силового агрегата. Ключом на 10 мм выверните 3 винта крепления кожуха ГРМ к крышке поддона, затем отпустите гайку 19 мм на оси генератора.






В процессе разборки проверьте состояние прокладки клапанной крышки — возможно, она разбухла и пропускает масло. Тогда купите и поставьте новый уплотнитель.
Перед снятием алюминиевой крышки, за которой скрывается узел ГРМ, рекомендуется удалить всю грязь с переднего торца двигателя. Когда вы снимете кожух, откроется небольшой просвет между блоком и поддоном картера. Нельзя допустить, чтобы туда попадали посторонние частицы, особенно после недавней замены масла.

На автомобиле, оснащённом электронной системой впрыска топлива (инжектор), разборка ведётся в том же порядке. Только здесь отсоединяется шланг адсорбера, а короб воздушного фильтра снимается вместе с гофрой, подключённой к блоку дроссельной заслонки.
Видео: как снять вентилятор ВАЗ 2106
Выставление меток и монтаж цепи ГРМ
Перед дальнейшей разборкой следует совместить риску на шкиве коленчатого вала с первой длинной меткой на кожухе. При таком совмещении поршень первого либо четвёртого цилиндра находится в верхней мёртвой точке, все клапаны закрыты. Обратите внимание: в данном положении круглая метка на верхней звёздочке ГРМ совпадёт с приливом, сделанным на постели распределительного вала.

Две оставшихся метки на крышке (возле шкива) предусмотрены для установки углов опережения зажигания на 5 и 10 градусов соответственно.
Предварительное выставление меток облегчает дальнейшую работу — поворачивать коленчатый вал за храповик гораздо проще, нежели захватывать ключом при снятом шкиве. Дальше действуйте согласно инструкции:
Заклиньте шкив любым подходящим инструментом и ослабьте храповик ключом на 36.







Мой товарищ при разборке узла ГРМ случайно уронил шпонку внутрь картера. Местные «специалисты» советовали оставить её в поддоне, мол, опустится на дно поддона и останется там лежать, ничего страшного. Товарищ не послушал этих рекомендаций, слил масло и открутил поддон, чтобы вытащить шпонку. Чтобы избежать таких неприятностей, нужно после демонтажа передней крышки затыкать проём картера ветошью.
По окончании разборки хорошенько протрите внутренние полости блока, крышку и сальник. Как правильно установить новые запчасти привода:
- Поставьте новый успокоитель, плунжерный механизм и башмак натяжителя.
- Цепь опустите сверху через щель в головке цилиндров (где стоит шестерёнка распределительного вала). Чтобы она не упала, просуньте внутрь любой длинный инструмент.


После сборки цепь необходимо подтянуть. Для этого достаточно ослабить болт плунжера — мощная пружина вытолкнет шток, который надавит на башмак. Сделайте 2 оборота коленчатого вала вручную и обратно затяните болт натяжного устройства. После вращения убедитесь, что метки не сбились. Дальше проверяйте мотор в работе — заведите и прислушайтесь к шуму цепного привода.
Видео: как самостоятельно поменять цепь ГРМ на «классике»
Изношенный привод ГРМ на «Жигулях» выдаёт себя определённым звуком — стук и тарахтение в передней части двигателя. Второй признак — невозможность подтянуть цепь. Обнаружив указанные симптомы, загляните под клапанную крышку, проверьте состояние механизма. С заменой не медлите — слишком растянутая цепь перескочит на 1 зубец, ГРМ начнёт функционировать неправильно, а двигатель — глохнуть и «стрелять» в карбюратор либо выхлопную трубу.
Источник
Установление приводных шестерен ГРМ по меткам. Определение моментов открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов.
ЦЕЛЬ. Формирование умений и навыков установления газораспределительных шестерен и проверка фаз газораспределения. Определить техническое состояние деталей ГРМ.
По окончании лабораторного занятия студент, как будущий механик – специалист по организации и обеспечению технической эксплуатации машин, должен, в объеме изученного материала, Овладеть следующими знаниями и навыками:
А) определять последовательность установления газораспределительных шестерен и проверка фаз газораспределения;
Б) проводить дефектовку деталей субъективными методами и с использованием контрольно-измерительного инструмента, приспособлений, приборов и стендов;
В) определять техническое состояние деталей ГРМ.
В частности студент Должен Уметь:
А) выполнять разборку и сборку узлов и механизмов тракторов, самоходных шасси и автомобилей с соблюдением требований техники безопасности, с сохранением первоначального состояния деталей, с сохранением комплектности и принадлежности деталей и др. правилами разборочно-сборочных работ;
Б) грамотно выбрать, подготовить и использовать контрольно-измерительный инструмент;
В) выполнять контроль состояния и измерение: подшипников распределительного вала, величины износа кулачков распределительного вала, прямолинейности и биения фаски клапана ГРМ, герметичности клапанного механизма ГРМ;
Г) пользовать справочной литературой при выполнении аналитического расчета агрегата, а также иных работ.
ОБОРУДОВАНИЕ. Двигатели СМД-60 и ЗИЛ-130, инструмент для монтажных работ, устройства для разборки и сборки механизма газораспределения, щуп, металлическая линейка 300 мм, циркуль, детали и сборные единицы ГРМ двигателя, инструкционная карта и методическое обеспечение рабочего места.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гуревич А. М. и Сорокин Е. М. Тракторы и автомобили. Изд. 4-е, перераб. и доп. М. «Колос», 1978.
2. Гуревич А. М. и Сорокин Е. М. Тракторы и автомобили. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. «Колос», 1974.
3. Трактори та автомобілі: Підручник / Я. Ю. Білоконь, А. І. Окоча. – К.: Вища освіта, 2003. – 560 с.: іл.
4. Гуревич А. М. Тракторы и автомобили. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Колос, 1983. – 336 с. ил.
5. Тракторы и сельскохозяйственные машины / Л. А. Гуревич, В. А. Лиханов, Н. П. Сычугов. — М.: Агропромиздат, 1986. – 336 с., ил.
6. Зайцевский А. П., Чичков В. А. Практикум по тракторам и автомобилям.
7. Ковалев Н. Г. Практикум по тракторам и автомобилям. Колос, 1981. – 223 с., ил.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ:
1. К выполнению работы приступать только после инструктажа и по указанию преподавателя. 2. На рабочем месте соблюдать порядок и чистоту. Не загромождать проходы и территорию рабочего места. Демонтированные детали и узлы складировать на столах или других, предназначенных для этого, местах. При необходимости, до начала работы навести порядок на рабочем месте. 3. Использовать исправные инструмент и приспособления, применять их по назначению. 4. Без разрешения преподавателя не покидать и не менять рабочее место и характер работы. 5. Использовать только безопасные приемы выполнения работы, соблюдать дисциплину.6. Согласовывать свои действия с действиями других участников работы с целью предупреждения травмирования друг друга. 7. При обнаружении угрозы собственной безопасности или безопасности окружающих, а также в случае получения травмы, немедленно прекратить работу и сообщить преподавателю.
Содержание и последовательность выполнения работы
Для выполнения данного занятия необходимо ознакомиться с инструкционной картой и теоретическими материалами заданной темы в литературе [1] с. 86-99, [2] с. 69-76.
После чего можно приступать к выполнению работы, получив у преподавателя задание для каждого звена.
Источник