В какие сроки проводится проверка системы пожарной автоматики (пожарной сигнализации)
В какие сроки проводится проверка системы пожарной автоматики (пожарной сигнализации).
Что такое системы пожарной автоматики?
< пожарная сигнализация;
< система пожаротушения;
< система дымоудаления;
< система оповещения людей о пожаре.
Определим, в какие сроки проводится проверка систем пожарной автоматики, или другими словами, как часто проводить проверку пожарной сигнализации?
Рассмотрим 1-й документ.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации установлены следующие требования: Руководители организаций обеспечивают исправное состояние данных систем, и организуют не реже 1 раза в квартал проведение проверки исправности данных систем с оформлением соответствующего акта проверки.
Рассмотрим 2-й документ.
Согласно документу РД 009 01 96 «Установка пожарной автоматики. Правила технического содержания», работы по техническому обслуживанию и ремонту данных систем должны проводиться только специализированными организациями, которые имеют лицензию МЧС России. В этом же документе есть регламенты технического обслуживания системы пожарной автоматики с указанием периодичности обслуживания. Согласно этому документу:
• если у Вас организация с массовым пребыванием людей, то проверка работоспособности систем пожарной автоматики должна проводиться ежемесячно.
• если у Вас объект без массового пребывания людей, то проверка работоспособности данных систем может проводиться ежеквартально.
В любом случае, акт проверки оформляет та специализированная организация, которая будет Вам проводить эту проверку. Согласно правилам противопожарного режима, акт проверки должен находиться на объекте.
Источник
Каким образом обеспечивается исправное состояние систем и установок противопожарной защиты
Всем работникам компаний, ранее аттестованных по пожарно-техническому минимуму, не зависимо от их сферы деятельности, необходимо пройти внеочередную проверку знаний в соответствии с новыми правилами противопожарного режима № 1479 от 06.09.2020г. (введены в действие с 01.01.2021 года).
Руководителям организаций и/или ответственным за противопожарный режим в организациях, прошедшим внеочередную проверку знаний в Учебных центрах, необходимо провести внеплановый инструктаж по новым правилам в своих организациях.
Какие изменения произошли?
Утратили силу пункты: 5, 6, 8, 13, 25, 47, 87, 102, 111, 119, 140, 199, 206, 224, 223, 372, 383, 427, 444, 492.
Изменения в разделе 1 «Общие положения»
- Теперь руководитель лишь имеет право назначать ответственных лиц за пожарную безопасность. В старых правилах это было обязанностью.
- Планы эвакуации должны быть размещены на видных местах. Однако, непонятно, как доказать инспектору при проверке, видное это место или нет.
- Пунктом 8 вводится новое требование для досуговых центров: запрещается использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга.
- Ещё одно послабление в новой редакции: больше не требуется передача в ближайшее подразделение пожарной охраны информации о количестве людей на объекте с ночным пребыванием.
- С 1 января 2021 года в местах установки приёмно-контрольных приборов пожарных должна появиться новая табличка с указанием защищаемых помещений.
- Кроме того, расширена информация про запрет курения. Теперь курение запрещено также на объектах здравоохранения, образования и транспорта за исключением мест, специально отведённых для курения в соответствии с законодательством РФ.
- Также теперь необходимо провести категорирование помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и определение класса зоны.
- Добавлено требование по содержанию и испытанию открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре. Все данные необходимо заносить в новый журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
- Пункт 18 обязывает содержать закрытыми двери чердаков, техэтажей, подполов и подвалов, в которых не предусмотрено постоянное пребывание людей. Также необходимо обеспечить автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов из помещений с особым режимом содержания.
- Поменялись требования к обеспечению фонарями и СИЗ органов дыхания. Введена обязанность ежегодной проверки. • Загораживать лестничные клетки баннерами и рекламными конструкциями нельзя!
- Введён ряд требований к качеству и размещению электропроводки и электрических щитов. В частности, запрещено использование кабелей со следами термического воздействия; использование некалиброванных пластиковых вставок; складирование горючих и легковоспламеняющихся веществ и материалов в электрощитовых, а также ближе 1 метра от электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры; запрещена прокладка электропроводки по горючему основанию.
- Расширен перечень требований к руководителю обеспечивать укомплектованность средствами пожаротушения, а также добавлена обязанность вносить информацию в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
- Введён запрет на обслуживание СОПБ во время массовых мероприятий.
- Информация о наличии, осмотрах и перезарядке огнетушителей теперь вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Изменения в разделе 6 «Культурно-просветительные и зрелищные учреждения»
- Вводится требование обеспечить пропитку огнезащитными составами не только деревянных, но и иных конструкций сценической коробки, выполненных из горючих материалов. Информацию о принятых мерах с указанием даты и срока действия требуется вносить в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
- Теперь при проведении массовых мероприятий запрещается не только применение открытого огня на сцене, но и в целом огневые работы в здании.
- Руководитель организации также обязан проинформировать зрителей о мерах противопожарной безопасности, направлениях выходов и правилах пользования СИЗ органов дыхания и зрения. При этом в период проведения мероприятий запрещено закрывать на ключ входные двери и двери эвакуационных выходов.
Изменения в разделе 7 «Объекты организаций торговли»
- Торговые аппараты теперь можно размещать на путях эвакуации, но при условии, что они не уменьшают ширину самих путей.
- Теперь горючие товары и товары в горючей упаковке нельзя хранить только в помещениях, не имеющих открывающихся окон или систем дымоудаления с механическим приводом.
- Упразднено требование о применении дополнительных мер ПБ при проведении распродаж.
Изменения в разделе 8 «Медицинские учреждения»
- Уточнено требование к расстоянию между кроватями в больничных палатах и к их группировке.
- Запрещена установка и хранение кислородных баллонов в зданиях, если это не предусмотрено проектной документацией.
- Упразднено требование об обязательном наличии приставных лестниц в медорганизациях, расположенных в сельской местности.
Изменения в разделе 14 «Объекты хранения»
- Уточнено требование о расстояние от светильников, теперь оно касается только светильников с лампами накаливания.
- Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей теперь возможно только в отдельных шкафах из негорючих материалов.
- При хранении горючих материалов штабелями на открытой площадке расстояние между штабелями должно быть не менее 8 метров.
Изменения в разделе 18 «Требования к инструкции о МПБ»
- Незначительно изменились требования к инструкции о мерах пожарной безопасности. Содержание подпунктов дополнилось, а сам раздел остался под тем же номером.
- Несмотря на это, лицу, ответственному за пожарную безопасность, необходимо будет актуализировать все инструкции по ПБ в организации с проведением внепланового инструктажа работникам.
- Полный список изменений, вносимых каждым пунктом, смотрите в полной сравнительной таблице. Скачать её можно по ссылке в конце статьи.
Изменения в разделе 19 «Первичные средства пожаротушения»
- Теперь не каждый огнетушитель на время перезарядки можно заменить другим, требуется соответствие по параметрам.
- Уточнены требования к зданиям и сооружениям производственного и складского назначения площадью более 500 кв. метров по наличию передвижных огнетушителей.
- Из новых правил исчезло требование о наличии паспорта огнетушителя.
- Уточнено требование по высоте размещения огнетушителей.
- Покрывала для изоляции очага возгорания теперь необходимо проверять раз в год.
- Не забудьте заменить журнал! Теперь учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.
- •празднён ряд требований к опломбировке огнетушителей.
Штрафы за не прохождение проверок по пожарной безопасности
Согласно ст. 20.4. КоАП РФ, за нарушение требований ПБ предусмотрен штраф:
Источник
Проверять системы пожарной безопасности будут по-новому: что это значит для организаций

МЧС России в своем письме от 19.03.2018 № что неисполнение требований таких документов не может квалифицироваться надзорными органами МЧС как нарушение обязательных требований.
Какие требования устанавливает новый ГОСТ?
Требования стандарта распространяются на организацию проведения проверки работоспособности следующих систем ППЗ:
— автоматических установок пожаротушения;
— автономных установок пожаротушения;
— автономных устройств пожаротушения;
— автоматической пожарной сигнализации;
— систем оповещения и управления эвакуацией;
— систем противодымной защиты;
— внутренних противопожарных водопроводов.
Кто должен организовывать проверку систем ППЗ?
Какова цель проверки?
Как часто нужно проверять системы ППЗ?
Не реже 1 раза в полгода потребуется проверять систем противодымной защиты, автономных установок (устройств) пожаротушения и автоматических установок пожаротушения, а также внутреннего противопожарного водопровода (п.5.2 стандарта).
Как проводится проверка?
Внеплановые проверки работоспособности систем ППЗ осуществляются по мере необходимости.
Проведение проверки работоспособности систем ППЗ проводится с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации или на договорной основе, с привлечением юрлиц или ИП, обладающих необходимой компетенцией, подтвержденной в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (далее — экспертная организация) (п.6.2 стандарта).
Как оформляются результаты проверки?
При подтверждении соответствия систем ППЗ показателям работоспособности с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации, результаты оформляются актом проверки.
Если в ходе проверки выявятся неисправности, что тогда?
Какая документация должна быть при проведении проверки?
а) проектная документация;
б) акты ввода систем в эксплуатацию;
в) паспорта, техническая документация и/или сертификат на элементы, технические средства систем;
г) инструкции по эксплуатации систем;
д) акты проверки работоспособности систем;
е) акты о наличии неисправностей в системах;
ж) журнал учета состояния неисправностей систем;
и) сертификат соответствия систем <1> (при наличии действующих сертификатов);
к) акт мониторинга вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112» (в случаях, предусмотренных Федеральным законодательством).
Как хранится техническая документация?
Чем грозит нарушение требований пожарной безопасности?
— для должностных лиц — от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;
— для компаний — от 150 тыс. до 200 тыс. руб.
Когда стандарт вводится в действие?
В соответствии с Приказом Росстандарта от 21.11.2017 № 1794-ст стандарт вводится в действие с 1 мая 2018 года.
Источник
Регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты в 2021 году
С января 2021 года в России действуют новые правила противопожарного режима. Они утверждены Постановлением Правительства РФ № 1479, распространяются на все виды объектов, предприятий, систем и мер противопожарной защиты. Основной объем требований по противопожарному режиму не изменился или был незначительно уточнен, по сравнению с ранее действовавшим Постановлением № 390. Одним из важнейших нововведений стала обязанность руководителя организации разработать и утвердить регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты.
Читайте в статье, что представляет собой регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты, кто обязан его разрабатывать, где взять образец документа и как правильно его заполнить.
Изменения в правилах противопожарного режима 2021 года
Правила противопожарного режима устанавливают обязательные требования по следующим направлениям:
- по документам в сфере пожарной безопасности, которые нужно разработать и применять при эксплуатации объекта;
- по разовым или постоянным мероприятиям, которые нужно обеспечить для противопожарной защиты;
- по особенностям эксплуатации, проверок, обслуживания и ремонта технических средств, установок и систем защиты.
- Правила обязаны применять руководители предприятий всех форм собственности, от муниципальных учреждений до коммерческих структур.
С 2021 года вступили в силу новые Правила противопожарного режима. Это связано с проведением в России «регуляторной гильотины», т.е. отменой или корректировкой нормативных актов, содержащих избыточные требования для бизнеса, граждан. В новых правилах были отменены некоторые требования, которые несущественно влияли на противопожарную защиту объектов.
Уважаемые КЛИЕНТЫ!
Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:
8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)
8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)
Все консультации бесплатны.

Новый регламент нужно разработать на все операции и процессы по обслуживанию, проверкам, эксплуатации и ремонту систем противопожарной защиты.
Одновременно в Постановлении № 1479 появилось несколько новых требований, которые наверняка осложнят работу любого руководителя:
- на руководителя организации возлагается обязанность разработать и утвердить регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты;
- с января 2021 года обязательно ведутся журналы эксплуатации систем защиты (в них фиксируется каждая плановая и внеочередная проверка систем);
- инструкции по пожарной безопасности объектов необходимо дополнить новыми разделами (например, по обеспечению доступа спасателей на объект, по алгоритму использования систем входа и выхода из здания, и т.д.);
- скорректированы нормы обеспечения объекта огнетушителями;
- введены дополнительные запреты и ограничения на использование подвалов и цокольных этажей для ведения деятельности.
Есть и еще ряд новелл, которые распространяются на отдельные виды объектов или систем защиты.
Комментарий эксперта. Принципиально новым требованием стала разработка и утверждение регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты. При этом в Постановлении № 1479 нет ни слова о форме и содержании этого документа. Несмотря на это, отсутствие каждого обязательного документа по пожарной безопасности повлечет штраф и предписание при проверках МЧС. Поэтому регламент нужно разрабатывать незамедлительно, пока госпожнадзор не пришел с проверкой на ваше предприятие.
Основные понятия для разработки регламента на системы противопожарной защиты | Описание |
Исправное состояние системы противопожарной защиты | Состояние системы противопожарной защиты, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации. |
Мониторинг системы противопожарной защиты | Непрерывно осуществляемый автоматизированный сбор данных, наблюдение за техническими параметрами системы противопожарной защиты, выполнением системой противопожарной защиты или ее отдельными элементами своих функциональных задач в целях фиксации и последующей аналитической обработки получаемой информации для подготовки необходимых решений по предупреждению и ликвидации негативных последствий, связанных с повреждением или неисправностью системы противопожарной защиты |
Ремонт системы противопожарной защиты | Комплекс технологических операций и организационных действий по восстановлению работоспособности, исправности и ресурса системы противопожарной защиты и/или ее составных частей. |
Техническое обслуживание; ТО системы противопожарной защиты | Комплекс технологических операций и организационных действий по поддержанию исправного состояния (исправности, работоспособности) системы противопожарной защиты при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. |
Что такое регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты
Регламент – это документ, локальный акт предприятия. Он может разрабатываться по различным направлениям деятельности компании. Согласно п. 54 Постановления № 1479, с января 2021 года у каждой организации, где есть системы противопожарной защиты, должен быть регламент на их эксплуатацию, обслуживание и ремонт. Таким образом, регламент может разрабатываться:
- на пожарно-охранную сигнализацию;
- на систему оповещения и управления эвакуацией;
- на технические установки пожаротушения;
- на внутренний пожарный водопровод;
- по другим системам, используемых на объектах;
- сразу на все системы защиты, которые установлены на объекте.
Постановление № 1479 не обязывает делать отдельный регламент под каждую систему. Более того, в одном документе проще описать требования, которые одинаковы или несущественно отличаются для разных систем. Так как системы защиты обеспечивают безопасность объекта в комплексе, можно иметь единый регламент.

Одновременно с регламентом нужно применять журналы учета технического обслуживания и ремонта систем защиты.
На кого возложена обязанность оформлять регламенты
Такая обязанность по новым правилам предусмотрена для руководителя организации. Даже если он передаст полномочия по разработке документов подчиненным, за нарушения или отсутствие регламента к ответственности будут привлекать директора.
Незнание закона не освобождает от наказания. Поэтому если у вас еще не проведена работа по подготовке регламента и журналов эксплуатации систем защиты, нужно сделать это незамедлительно. Помощь в разработке всех документов по пожарной безопасность окажут эксперты ООО Смарт Вэй.
Можно ли сделать самостоятельно
Для обеспечения надлежащей противопожарной защиты можно привлекать экспертные организации и частных специалистов, аудиторов, инженеров, проектировщиков. В отношении регламента регламент по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту систем защиты тоже нет запрета на привлечение экспертов. Более того, помощь специалистов гарантирует, что при подготовке документа будут учтены все технические особенности системы, требования производителя и проектировщика, нормы пожарной безопасности.
Что оформить регламент на системы противопожарной защиты. воспользуйтесь услугами наших экспертов. Мы гарантируем, все регламент будет точно соответствовать состоянию защиты вашего объекта, не вызовет замечаний у инспекторов госпожнадзора.
Источник
"ГОСТ Р 57974-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования" (утв. Приказом Росстандарта от 21.11.2017 N 1794-ст) (ред. от 03.06.2020)
1 РАЗРАБОТАН Национальным исследовательским Московским государственным строительным университетом (НИУ МГСУ), Общероссийской общественной организацией «Всероссийское добровольное пожарное общество» (ВДПО), Ассоциацией «Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности» (НСОПБ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 001 «Производственные услуги»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 ноября 2017 г. N 1794-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Автоматические системы противопожарной защиты (далее — системы) зданий и сооружений являются одним из наиболее эффективных средств противопожарной защиты объектов.
Систематическая и качественно выполненная проверка работоспособности систем позволит повысить их надежность и вероятность недопущения превышения значений допустимого риска на объектах защиты, установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 г.) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Реализация положений настоящего стандарта направлена на обеспечение выполнения требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» настоящий стандарт является нормативным документом по пожарной безопасности.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к организации проведения проверок работоспособности вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых в зданиях и сооружениях (далее — объект защиты) систем, установок противопожарной защиты и их элементов (далее — системы ППЗ).
Требования стандарта распространяются на организацию проведения проверки работоспособности следующих систем ППЗ:
— автоматических установок пожаротушения;
— автономных установок пожаротушения;
— автономных устройств пожаротушения;
— автоматической пожарной сигнализации;
— систем оповещения и управления эвакуацией;
— систем противодымной защиты;
— внутренних противопожарных водопроводов;
— лестниц пожарных наружных стационарных и ограждений кровли;
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и документы:
абзац исключен. — Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 03.06.2020 N 249-ст
абзац исключен. — Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 03.06.2020 N 249-ст
ГОСТ 21.001 Система проектной документации для строительства. Общие положения
ГОСТ 27.002 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ Р 1.1 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности
абзац исключен. — Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 03.06.2020 N 249-ст
абзац исключен. — Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 03.06.2020 N 249-ст
ГОСТ Р 56935 Производственные услуги. Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112»
абзац исключен. — Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 03.06.2020 N 249-ст
ГОСТ Р 57369 Производственные услуги. Термины и определения
СП 5.13130 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования
СП 10.13130 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочной стандарт, на которой дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которые дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56935, ГОСТ Р 57369, ГОСТ 21.001, ГОСТ 27.002, [1], [2], [3], СП 5.13130, СП 10.13130:
3.1 автоматическая пожарная сигнализация: Совокупность технических средств для обнаружения пожара, обработки, представления в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и/или выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и технических устройств.
3.2 автоматическая установка пожаротушения: Установка пожаротушения, автоматически срабатывающая, при превышении контролируемым фактором (факторами) пожара, установленных пороговых значений в защищаемой зоне.
3.3 автономная установка пожаротушения: Установка пожаротушения, автоматически осуществляющая функции обнаружения и тушения пожара независимо от внешних источников питания и систем управления.
3.4 автономное устройство пожаротушения: Стационарное техническое средство, предназначенное для тушения пожара, обеспечивающее выпуск огнетушащего вещества при срабатывании от воздействия опасных факторов пожара.
3.5 внутренний противопожарный водопровод: Совокупность трубопроводов и технических средств, обеспечивающих подачу воды к пожарным кранам.
3.6 проектная документация: Совокупность текстовых и графических документов, определяющих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические и иные решения проектируемого здания (сооружения), состав которых необходим для оценки соответствия принятых решений заданию на проектирование требованиям технических регламентов и документов в области стандартизации и достаточен для разработки рабочей документации для строительства.
3.7 проверка работоспособности систем (системы, элементов) обеспечения пожарной безопасности объекта: Подтверждение соответствия (несоответствия) систем (системы, элементов) обеспечения безопасности объекта, при котором проверяются значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции и их соответствие (несоответствие) требованиям законодательства, а также нормативной, технической и/или конструкторской (проектной) документации, стандарта организации, согласованного с профильным техническим комитетом и проводится лицом, имеющим оценку компетентности в соответствующей области, выполненной специалистом (экспертом-аудитором), с применением необходимого аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений.
3.8 работоспособность: Состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
3.9 сертификат соответствия: Документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
3.10 система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: Совокупность технических средств, предназначенных для информирования людей о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.
3.11 система противодымной защиты: Комплекс инженерных систем и технических средств, направленных на предотвращение или ограничение распространения продуктов горения в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасные зоны, или в течение всей продолжительности пожара.
3.12 стандарт организации: Документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, и согласованный с профильным техническим комитетом по стандартизации услуг в области обеспечения пожарной безопасности, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, за которым закреплен мониторинг применения настоящего стандарта (далее — профильный технический комитет).
4 Общие требования
4.1 Проверку работоспособности систем ППЗ организует собственник объекта защиты или лицо, владеющее им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании (далее — руководитель).
4.2 Цель (цели) проверки:
— подтверждение соответствия (несоответствия) работоспособности систем ППЗ;
— возможность продления сроков эксплуатации систем ППЗ.
5 Периодичность проведения проверки работоспособности систем ППЗ с использованием методов инструментального контроля
5.1 Проверка работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией проводится не реже 1 раза в квартал.
5.2 Проверка работоспособности систем противодымной защиты, автономных установок (устройств) пожаротушения и автоматических установок пожаротушения, а также внутреннего противопожарного водопровода проводится не реже 1 раза в полгода.
5.3 Проверка средств огнезащиты на объекте проводится не реже 1 раза в год.
5.4 Проверка эксплуатационной пригодности лестниц пожарных наружных стационарных и ограждений кровли проводится не реже 1 раза в год по окончанию зимнего периода.
6 Порядок организации проверок
6.1 Приказом руководителя утверждается график проведения плановых проверок работоспособности систем ППЗ, с учетом периодичности, установленной настоящим стандартом.
Внеплановые проверки работоспособности систем ППЗ осуществляются по мере необходимости.
6.2 Руководитель организует проведение проверки работоспособности систем ППЗ с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации или на договорной основе, с привлечением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих необходимой компетенцией, подтвержденной в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (далее — экспертная организация).
6.3 Результаты подтверждения соответствия систем ППЗ показателям работоспособности экспертная организация оформляет в форме сертификата соответствия (далее — сертификат), либо актом о наличии неисправностей в системах.
При подтверждении соответствия систем ППЗ показателям работоспособности с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации, результаты оформляются актом проверки.
6.4 В случае выявления в ходе проведения проверки работоспособности систем ППЗ их неисправностей, либо механических повреждений, руководитель обязан принять меры по их устранению, путем привлечения организаций, осуществляющих деятельность по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию систем ППЗ.
6.5 Сертификаты направляются для мониторинга и учета в реестр профильного технического комитета, размещаемый в открытом доступе сетевого издания средства массовой информации (далее — СМИ), зарегистрированного в установленном порядке [4].
Информация, размещенная в открытом доступе сетевого издания СМИ, является одним из индикаторов пожарной безопасности объекта защиты. Открытые данные предназначены для информирования граждан о состоянии пожарной безопасности посещаемых ими объектов защиты.
6.6 Испытания (измерения) систем ППЗ проводится с использованием аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений по методикам, изложенным в межгосударственных, национальных стандартах, стандартах организаций, а также в технической документации предприятий-изготовителей.
6.7 Методики проверки работоспособности систем ППЗ, изложенные в технической документации и/или стандарте организации предприятия-изготовителя, представляются на техническую экспертизу в секретариат профильного технического комитета.
На основании результатов экспертизы профильный технический комитет готовит заключение, которое направляет разработчику методики.
6.8 Проверка работоспособности системы ППЗ включает в себя следующие этапы:
— анализ нормативной, проектной и (или) технической документации, устанавливающей требования к смонтированной на объекте защиты системе ППЗ;
— осмотр системы ППЗ на объекте защиты;
— испытания (измерения) системы ППЗ. Оформление полученных (фактических) показателей протоколом (актом);
— анализ соответствия фактических показателей требуемым. Оформление результатов проверки работоспособности системы ППЗ в соответствии с 6.3.
7 Требования к технической документации
7.1 Для проведения работ по проверке работоспособности систем должна находиться следующая документация:
а) проектная документация;
б) акты ввода систем в эксплуатацию;
в) паспорта, техническая документация и/или сертификат на элементы, технические средства систем;
г) инструкции по эксплуатации систем;
д) акты проверки работоспособности систем;
е) акты о наличии неисправностей в системах;
ж) журнал учета состояния неисправностей систем;
и) сертификат соответствия систем <1>;
<1> При наличии действующих сертификатов.
к) акт мониторинга вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112» <2>.
<2> В случаях, предусмотренных Федеральным законодательством.
7.2 Порядок учета и хранения технической документации определяется руководителем.
[1] Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
[2] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»
[3] Технический регламент Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 043/2017 «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения»
[4] Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. N 2124 — 1 «О средствах массовой информации»
УДК 006.3: 006.354
Ключевые слова: проверка работоспособности, системы противопожарной защиты
Источник