Вариатор Сафари для мотобуксировщиков: правила обслуживания и эксплуатации

Трансмиссия на мотобуксировщиках может быть реализована двумя вариантами:

  • упрощенный и дешевый способ – установка на мотособаку понижающего редуктора и автоматического центробежного сцепления;
  • более дорогой и оптимальный с точки зрения конструкции способ – применение клиноременного вариатора. Вариатор позволяет плавно менять крутящий момент, что способствует увеличению силы тяги при преодолении сложных участков трассы. От вариатора момент передается с помощью цепной передачи на приводную звездочку гусеницы. Особую популярность среди современных конструкций мотобуксировщиков снискали вариаторы «Сафари».

Подробнее о назначении вариатора

Вариатор «Сафари», применяемый на современной мото- и автотехнике (снегоходы, буксировщики, квадроциклы), представляет собой бесступенчатую клиноременную передачу. Конструкция вариаторной передачи, представленная на фото ниже, состоит из двух шкивов.

Вариатор осуществляет автоматическую регулировку передаточного числа по следующим параметрам:

  • сопротивлению движения «собаки»;
  • частоте вращения коленчатого вала движка мотобуксировщика.

В зависимости от сочетания на конкретный момент движения указанных выше параметров осуществляется автоматическая регулировка определенного передаточного числа вариатора. К тому же ведущий шкив клиноременной передачи выполняет функции сцепления и при снижении оборотов мотора ниже 1500 об/мин автоматом происходит отключение вала двигателя от промежуточного вала передачи.

Технические данные вариатора

Вариаторы Safari, применяемые на мотобуксировщиках, обладают следующими габаритными размерами:

  • диаметр ведущего шкива – 210 мм;
  • длина – 167 мм;
  • масса – 3,9 кг.

Конструкция и работа регулятора

Регулятор центробежного действия включает в себя конус неподвижный 1, установленный на валу 12, конус подвижный 3 с грузиками 2, которые вращаются на осях, упор 4 с роликами 9, предназначенными для перемещения грузиков, пружину 6, которая установлена между упором и крышкой 5. Конус неподвижный и упор посажены на вал с помощью метрической резьбы. Установка этих элементов производится воротком с моментом затяжки 8-10 кГм. Пружина разводит конуса ведущего шкива передачи при снижении оборотов вращения вала двигателя, тем самым обеспечивая холостой ход. На холостых оборотах зазор между клиновым ремнем и поверхность подвижного конуса составляет 1-3 мм.

Работа регулятора происходит следующим образом: при вращении вала центробежные силы, действуя на грузики, стремятся повернуть их и отодвинуть подвижный конус от упора, тем самым зажимая ремень в канавке шкива. Возвратная пружина противодействует центробежным силам на оборотах, не превышающих значение 1600 об/мин. При росте числа оборотов двигателя конуса захватывают ремень, увеличивая его натяжение и сжатие от нуля до номинальных значений, требуемых для передачи крутящего момента и преодоления сил сопротивления движению транспортного средства.

Монтаж и демонтаж ведущего шкива

Установка шкива на хвостовике коленвала двигателя мотобуксировщика осуществляется с помощью резьбового соединения. Для этого подвижный конус необходимо сдвинуть, чтобы отверстие под вороток на валу стало доступно и с помощью воротка осуществить монтаж вариатора. Момент затяжки составляет 8-10 кГм.

Существует вариант исполнения, когда вариатор крепится с помощью шпонки. Для этого шкив вариатора со шпоночным пазом одевается на хвостовик вала с ответным пазом вместе со шпонкой. Шкив притягивается с помощью болта.

Для установки клинового ремня и защитного кожуха передачи следует обратиться к инструкции по эксплуатации мотобуксировщика.

Снятие шкива с коленвала двигателя с метрической резьбой производится в следующей последовательности:

  • снятие защитного кожуха вариатора;
  • снятие клинового ремня;
  • подвижный конус сдвигается в сторону так, чтобы стало доступно монтажное отверстие на валу;
  • конус стопорится с помощью распорки от обратного перемещения;
  • коленвал стопорится от проворачивания;
  • с помощью воротка вал отворачивается.

Для вариатора со шпоночным пазом процедура демонтажа выглядит следующим образом:

  • снятие защитного кожуха вариатора;
  • снятие клинового ремня;
  • шкив вариатора стопорится от проворачивания;
  • отворачивается фиксирующий болт;
  • снятие шкива с вала.

Неисправности вариатора

Основные неисправности вариаторной передачи мотобуксировщика и методы их устранения представлены в таблице ниже.

Источник

Вариатор Сафари на «Буран», «Тайгу» и мотобуксировщики

Снегоходы являются отдельной категорией техники, которой присуща своя специфика работы и оригинальное устройство многих узлов, в том числе и коробки передач. Вариатор Сафари разработан именно для снегоходов Буран Тайга или мотобуксировщиков.

Что такое вариатор Сафари

Вариатор Сафари для снегохода Тайга представляет собой бесступенчатую коробку передач клиноременного типа. Данное устройство выступает в качестве штатной трансмиссии для снегоходов Буран и Тайга, а также может устанавливаться в качестве замены на стандартные мотобуксировщики.

Бесступенчатая коробка появилась более 50 лет назад на автомобильном рынке. Со временем, войдя в повседневную жизнь автомобилистов, такой агрегат стали устанавливать на более компактную технику.

Принцип работы системы остался прежним, как и в автомобильных вариантах, однако габариты изменились в сторону уменьшения. Двигатели снегоходов имеют меньший объем, крутящий момент и габариты, соответственно, не требуют больших трансмиссий для передачи крутящего момента и мощности на свои гусеницы. Аналогичная ситуация и с мотобуксировщиками, где именно «паровозная» тяга без привязки к скорости разгона и мощностным показателям играет решающее значение. Следовательно, вариатор Сафари в сборе для снегохода должен обладать специфическими характеристиками:

  1. Простота в обслуживании является одним из определяющих факторов при выборе техники. Учитывая небольшие габариты изделия и простоту конструкции данного вариатора, профилактические работы, небольшой ремонт и замену отдельных вышедших из строя частей потребитель может выполнять самостоятельно при наличии минимальных технических знаний и инструмента.
  2. Дешевизна агрегата и запасных частей. Данная система предназначена для снегоходов и ее конечная стоимость в полном комплекте редко превышает 6 000 рублей. В сравнении с конкурентами данный показатель меньше в среднем на 15-20%.
  3. Простота в установке также является важным параметром при эксплуатации. Замена производится с использованием специального инструмента и с последующей регулировкой. Также в сравнении с конкурентами данный тип не требует специальных ремонтных навыков (за исключением процесса регулировки, который довольно трудоемок).
  4. Тяговые свойства данного вариатора по меркам снегохода высоки. Среди аналогичных устройств данный аппарат находится в лидерах, обеспечивая возможность буксировки нескольких взрослых пассажиров или груза массой до 150 кг при применении на буксировщике.

Высокая надежность не раз подтверждалась на практике владельцами снегоходов. Система рассчитана на работу при низких температурах и отлично подходит для такой местности. Даже при превышении максимальной массы тяги не раз агрегат справлялся с нагрузкой и при этом не выказывал конструктивных недостатков.

Устройство в собранном виде на фото.

Какой вариатор лучше – Альпина или Сафари

В сегменте мотобуксировщиков и снегоходов в части коробок передач идет неусыпная конкуренция между двумя зарекомендовавшими себя агрегатами – Сафари и Альпина. Оба изделия штатно устанавливаются на снегоходы Тайга и Буран. Также оба имеют схожие характеристики – отличия присутствуют лишь в деталях – максимальная работа оборотов и общая масса. Однако при детальном сравнении вполне возможно выявить нюансы, которые позволяют отдать предпочтение Сафари, а именно:

  • максимальная тяговая масса буксируемого веса у Сафари пусть и не намного, но все же выше – 150 кг (в отличие от 140 кг);
  • максимальное количество оборотов также выше у Сафари, что позволяет развить большую скорость;
  • в плане ремонтопригодности оба изделия заслуженно приобрели хорошую репутацию среди владельцев как надежные устройства и довольно доступные для самостоятельного ремонта;
  • по стоимости оба конкурента также примерно равны – вариатор Сафари в сборе или Альпину можно приобрести в пределах 4-6 тысяч рублей.

С небольшим преимуществом Сафари по потребительским характеристикам и свойствам обходит своего конкурента Альпину. Остальные модели отечественного и китайского производства по своим характеристикам в сумме уже значительно уступают данным моделям.

Технические характеристики вариатора Сафари

Технические данные агрегата довольно типичны для своего класса, хотя по сравнению со своими ближайшими конкурентами и разнятся:

  1. Диаметр устройства, учитывая его специфику работы в паре с двигателем снегохода, составляет 210 мм. Для данного класса этот параметр является стандартным в пределах допуска в 10-20 мм. Благодаря таким размерам данная система оптимально устанавливается в штатное посадочное место снегоходов Буран и Тайга, а также в абсолютное большинство мотобуксировщиков.
  2. Длина составляет 167 мм, что также обусловлено спецификой устройства. Именно на такую длину рассчитано штатное посадочное место снегоходов с небольшими допусками. Это означает, что при установке владельцу не придется вносить какие-либо изменения в конструкцию и прилагать дополнительные усилия.
  3. Максимальная буксируемая масса составляет 150 кг. Для снегохода это означает перевозку водителя и пассажира, для буксировщика перевозку груза в 1-2 полных тележках. Однако на практике нередки случаи, когда вариатор выдерживает и большие нагрузки без вреда для своего состояния.
  4. Масса устройства составляет 3,8 кг, что облегчает его установку или демонтаж в случае неисправности. Также благодаря габаритам и штатным размерам установки вариатора Сафари позволяет без труда проводить ремонтные работы по замене вышедших из строя частей, а также регулировке ремней и шкивов.

Устройство и чертеж вариатора Сафари

Устройство данного клиноременного механизма не представляет каких-либо сложных механизмов, именно за счет простоты конструкции достигается высокая надежность.

Данное устройство состоит из нескольких основных частей:

  • упор;
  • нажимной механизм, который состоит из пружины;
  • два основных шкива, которые в процессе работы сочетаются в отношении как ведущий и ведомый шкив вариатора Сафари;
  • крышки корпуса самого устройства;
  • ремень на вариатор Сафари;
  • вал вариатора;
  • грузики конуса.

Устройство вариатора представлено на схеме.

Принцип работы вариатора Сафари

Принцип работы данного устройства заключается в действии центробежной силы при вращении коленвала двигателя. При достижении оборотов такого вращения в 2200 оборотов/минуту такая сила оказывает давление на грузики и конус, который начинает раскручиваться.

Затем приводной ремень под воздействием данной силы прижимается к конусу и передает крутящий момент. После прижимания снегоход начинает движение или увеличивает скорость. Особенность данной работы заключается не только в особом передаточном числе вариатора сафари, а в отсутствии ступеней благодаря конструктивной особенности коробки.

Как установить вариатор Сафари

Для правильной и корректной установки вариатора как в снегоходы, так и буксировщики, необходимо пользоваться инструкцией производителя и соблюдать правила техники безопасности. Аппараты должны быть обесточены, все их системы должны быть исправны, в противном случае велика вероятность некорректной работы вариатора.

В случае нахождения в процессе монтажа неисправности ее необходимо устранить до полной установки. Также для монтажа трансмиссии вариатора сафари не потребуется специальных ремонтных навыков, лишь ключи для регулировки зазоров должны иметь различные головки.

Установка вариатора Сафари на мотобуксировщик

В части установки прибора на мотобуксировщик производителем не предполагается особых отличий. На большинстве буксировщиков предусмотрено штатное место для монтажа вариатора, который по своим габаритам подходит для данных креплений. Последовательность установки аналогична для снегоходов, однако при настройке холостого хода и набора крутящего момента присутствуют свои нюансы. Буксировщику без надобности набор высокой скорости – упор сделан на тяговые характеристики. Поэтому при настройке необходимо выставлять зазоры и прижимную силу шкивов с учетом характеристики повышенной тяги аппарата.

Установка вариатора сафари на «Буран» и «Тайгу»

Для установки данного аппарата в корпус снегохода необходимо соблюдение определенных правил, указанных производителем:

  • перед производством установки необходимо демонтировать старый аппарат и проверить работоспособность остальных систем буксировщика или снегохода, а также расчистить пазы для монтажа;
  • конус устройства должен быть подсоединен к коленчатому валу двигателя снегохода одной частью, другой при помощи резьбы соединяется с упором;
  • шкивы устанавливают при помощи крепежа в штатные посадочные места, между ними должен быть закреплен ремень (в последующем должна быть проведена регулировка холостого хода и установлены);
  • после установки корпуса необходимо произвести настройку работы системы с данным двигателем, помимо холостого хода ей подлежат зазоры между шкивами и прижимная сила пружины.

Как настроить вариатор Сафари

Настройка вариатора Сафари должна осуществляться строго по инструкциям завода изготовителя. Данная процедура проходит в несколько этапов:

  1. После установки нового агрегата в штатное посадочное место регулируют зазоры между шкивами.
  2. При этом также необходимо отрегулировать силу натяжения при помощи динамометрического ключа. От силы натяжения будет зависеть эффективность передачи крутящего момента.

Данную процедуру необходимо проводить при установке мотора в нейтральной передаче.

Регулировка вариатора Сафари на мотобуксировщиках

Регулировка данного аппарата происходит также при помощи специальных ключей и в соответствии с регламентом работы. Для этого нужно выполнить следующие действия:

  1. Необходимо при помощи ключей выставить расстояние между ремнем и конусом. Такое расстояние предусмотрено производителем в 33 мм. При увеличении расстояния ремень будет находиться в ослабленном положении, что негативно скажется на тяговых свойствах. При перетягивании и уменьшении расстояния, воздействие на деталь станет чрезмерным.
  2. Выставление прогиба приводного ремня. Данное расстояние должно составлять 32 мм. Этот параметр позволяет правильно выставить натяжение детали.

Трансмиссия на снегоходе на фото.

Регулировка вариатора Сафари на «Буране» и «Тайге»

Регулировка аппарата на снегоходах моделей Буран и Тайга аналогична по своей процедуре таковой на буксировщиках. Все процедуры выполняются такой же последовательности. При установке новых элементов необходимо также проводить смазку предусмотренными средствами. Также владельцу помимо обычных ключей понадобится специальный динамометрический ключ для выставления зазоров и установки усилия натяжения ремня.

Чем смазывать вариатор Сафари

Для смазывания ведущих и ведомых элементов конструкции производителем предусмотрено несколько составов:

  • ЦИАТИМ – смазывающее вязкое вещество, которое не пропускает влагу и позволяет сохранять шкивы в целостности под воздействием агрессивной окружающей среды, реализуется в стандартной таре с распылителем;
  • Литол – аналогичное вещество, которые к тому же препятствует распространению коррозии и полностью обволакивает обрабатываемую деталь.
Кроме этого:  Установка профильного карниза простые решения самые лучшие

Также владелец может воспользоваться силиконовыми смазками иных производителей, однако их эффективность должна не уступать вышеприведенным препаратам, иначе велик риск получения поломки.

Как смазать вариатор Сафари

Для того чтобы смазать отдельные узлы системы, необходимо демонтировать корпус, шкивы (при необходимости), отсоединить валы и ослабить пружину. После проведения данных операций владелец получит доступ ко всем необходимым для смазки элементам. Для смазки применяют специальные вещества, рекомендованные производителем (ЦИАТИМ, Литол).

Как разобрать вариатор Сафари

Для того чтобы разобрать вариатор, владельцу потребуется набор ключей с различными головками. Процедура проходит в несколько этапов:

  • снятие корпуса заглушки, где располагается само устройство (при этом снегоход должен быть заглушен);
  • отсоединить ведомые части вариатора от силового агрегата снегохода;
  • ослабить воздействие шкивов и отсоединить ремень;
  • отсоединить пружину перед этим ослабив натяжение.

После этого можно снять корпус, открутив его с посадочных мест.

Неисправности вариатора Сафари

К самым частым неисправностям, которые иногда проявляются при неправильной эксплуатации, относятся:

  1. Некорректный монтаж устройства, что может привести к механическим повреждениям, работе с неверным передаточным числом вариатора Сафари, а также выходу из строя самого двигателя из-за перегрузок.
  2. Заклинивание шкивов при больших перегрузках или отсутствии постоянной профилактической смазки. Такая неисправность ведет к полной замене всего аппарата.
  3. Стирание вкладышей от отсутствия смазки, или из-за потери своих свойств в связи с перегрузкой или от старости.

Такие проблемы распространены более всего и требуют своевременной профилактики состояния вкладышей и их замены.

Ремонт вариатора Сафари своими руками

Ремонт данного устройства можно производить в специализированном сервисе или же своими руками. При проявлении первых неисправностей необходимо заглушить работу мотора и при наличии ключей произвести частичную или полную разборку аппарата. При выявлении неисправности произвести замену на новую деталь или попытаться отремонтировать элемент. Однако в силу конструкции редко удается придать поврежденному механизму былые свойства, так как работа вариатора предполагает целостность устройства и отличную подгонку деталей.

Правила эксплуатации и ухода

Правила эксплуатации продиктованы экстремальными условиями работы коробки, а также рекомендациями производителя. Для сохранения работоспособности вариатора на протяжении десятков тысяч километров пробега владельцу необходимо:

  • проводить смазку закрепленного вала специальными средствами типа циатим или литол, такую процедуру необходимо осуществлять каждые 3 000 км пробега;
  • через 5 тысяч пробега следует профилактически произвести частичный разбор коробки на предмет изношенности втулок и вкладышей.

Важно избегать перегрузок при эксплуатации.

Заключение

Вариатор Сафари выступает надежным и недорогим элементом систем снегоходов Буран и Тайга и заслуженно пользуется популярностью среди потребителей. При правильной эксплуатации данный элемент может без проблем прослужить своему владельцу на протяжении нескольких лет, не требуя больших ремонтов или полной замены.

Источник

Вариатор «сафари»: технические характеристики, установка, регулировка и отзывы

Комплект механизмов и оборудования для мотобуксировщиков и снегоходов реализуется под разными брендами. Популярностью пользуется вариатор «Сафари», он меняет передаточное отношение и впоследствии плавно регулирует скорость передвижения техники. Этот механизм также используется для установки на утилитарный снегоход, например, «Буран» или «Тайгу». У данного вида вариатора усиленная крестовина, а также качественный механизм нажима. Эти два узла способствуют надежности изделия в целом.

У «Сафари» малый вес, простая конструкция, при этом он характеризуется хорошей надежностью. При массе 3800 грамма диаметр механизма составляет 21 сантиметр, а длина 16,7 сантиметра. Вариатор для снегохода и мотобуксировщика Forward также пользуется спросом среди потребителей. Этот механизм характеризуется высоким качеством конструкции, долговечностью и надежностью.

Конструкция и работа регулятора

Регулятор центробежного действия включает в себя конус неподвижный 1, установленный на валу 12, конус подвижный 3 с грузиками 2, которые вращаются на осях, упор 4 с роликами 9, предназначенными для перемещения грузиков, пружину 6, которая установлена между упором и крышкой 5. Конус неподвижный и упор посажены на вал с помощью метрической резьбы. Установка этих элементов производится воротком с моментом затяжки 8-10 кГм. Пружина разводит конуса ведущего шкива передачи при снижении оборотов вращения вала двигателя, тем самым обеспечивая холостой ход. На холостых оборотах зазор между клиновым ремнем и поверхность подвижного конуса составляет 1-3 мм.

Работа регулятора происходит следующим образом: при вращении вала центробежные силы, действуя на грузики, стремятся повернуть их и отодвинуть подвижный конус от упора, тем самым зажимая ремень в канавке шкива. Возвратная пружина противодействует центробежным силам на оборотах, не превышающих значение 1600 об/мин. При росте числа оборотов двигателя конуса захватывают ремень, увеличивая его натяжение и сжатие от нуля до номинальных значений, требуемых для передачи крутящего момента и преодоления сил сопротивления движению транспортного средства.

Чем смазывать вариатор Сафари

Для смазывания ведущих и ведомых элементов конструкции производителем предусмотрено несколько составов:

  • ЦИАТИМ – смазывающее вязкое вещество, которое не пропускает влагу и позволяет сохранять шкивы в целостности под воздействием агрессивной окружающей среды, реализуется в стандартной таре с распылителем;
  • Литол – аналогичное вещество, которые к тому же препятствует распространению коррозии и полностью обволакивает обрабатываемую деталь.

Также владелец может воспользоваться силиконовыми смазками иных производителей, однако их эффективность должна не уступать вышеприведенным препаратам, иначе велик риск получения поломки.

Как установить вариатор Сафари

Для правильной и корректной установки вариатора как в снегоходы, так и буксировщики, необходимо пользоваться инструкцией производителя и соблюдать правила техники безопасности. Аппараты должны быть обесточены, все их системы должны быть исправны, в противном случае велика вероятность некорректной работы вариатора.

В случае нахождения в процессе монтажа неисправности ее необходимо устранить до полной установки. Также для монтажа трансмиссии вариатора сафари не потребуется специальных ремонтных навыков, лишь ключи для регулировки зазоров должны иметь различные головки.

Установка вариатора Сафари на мотобуксировщик

В части установки прибора на мотобуксировщик производителем не предполагается особых отличий. На большинстве буксировщиков предусмотрено штатное место для монтажа вариатора, который по своим габаритам подходит для данных креплений. Последовательность установки аналогична для снегоходов, однако при настройке холостого хода и набора крутящего момента присутствуют свои нюансы. Буксировщику без надобности набор высокой скорости – упор сделан на тяговые характеристики. Поэтому при настройке необходимо выставлять зазоры и прижимную силу шкивов с учетом характеристики повышенной тяги аппарата.

Установка вариатора сафари на «Буран» и «Тайгу»

Для установки данного аппарата в корпус снегохода необходимо соблюдение определенных правил, указанных производителем:

  • перед производством установки необходимо демонтировать старый аппарат и проверить работоспособность остальных систем буксировщика или снегохода, а также расчистить пазы для монтажа;
  • конус устройства должен быть подсоединен к коленчатому валу двигателя снегохода одной частью, другой при помощи резьбы соединяется с упором;
  • шкивы устанавливают при помощи крепежа в штатные посадочные места, между ними должен быть закреплен ремень (в последующем должна быть проведена регулировка холостого хода и установлены);
  • после установки корпуса необходимо произвести настройку работы системы с данным двигателем, помимо холостого хода ей подлежат зазоры между шкивами и прижимная сила пружины.

Важно! При установке данного аппарата в штатное место владельцу необходимо придерживаться строгих рекомендаций производителя. При неправильной установке отдельных элементов некорректная работа вариатора гарантирована.

Неисправности вариатора Сафари

К самым частым неисправностям, которые иногда проявляются при неправильной эксплуатации, относятся:

  1. Некорректный монтаж устройства, что может привести к механическим повреждениям, работе с неверным передаточным числом вариатора Сафари, а также выходу из строя самого двигателя из-за перегрузок.
  2. Заклинивание шкивов при больших перегрузках или отсутствии постоянной профилактической смазки. Такая неисправность ведет к полной замене всего аппарата.
  3. Стирание вкладышей от отсутствия смазки, или из-за потери своих свойств в связи с перегрузкой или от старости.

Такие проблемы распространены более всего и требуют своевременной профилактики состояния вкладышей и их замены.

Обслуживание

Как и любой другой составной в конструкции мотобуксировщика, вариатору требуется техническое обслуживание. Его стоит осуществлять через каждые 3000 километров пробега техники. Владельцу машины не стоит забывать о смазке вариатора. Смазывать детали стоит специальным универсальным средством. После того как техника пройдет 6000 километров, потребуется осуществить проверку состояния вкладышей на утяжелительных осях. Прогревать двигатель необходимо при нейтральном положении, это способствует предотвращению намотки резины на вал. Резиновый налет на валу можно устранить кусочком ткани, что смочена в бензине.

Вариатор «Сафари» для мотобуксировщиков: правила обслуживания и эксплуатации

Трансмиссия на мотобуксировщиках может быть реализована двумя вариантами:

  • упрощенный и дешевый способ – установка на мотособаку понижающего редуктора и автоматического центробежного сцепления;
  • более дорогой и оптимальный с точки зрения конструкции способ – применение клиноременного вариатора. Вариатор позволяет плавно менять крутящий момент, что способствует увеличению силы тяги при преодолении сложных участков трассы. От вариатора момент передается с помощью цепной передачи на приводную звездочку гусеницы. Особую популярность среди современных конструкций мотобуксировщиков снискали вариаторы «Сафари».

Что такое вариатор Сафари

Вариатор Сафари для снегохода Тайга представляет собой бесступенчатую коробку передач клиноременного типа. Данное устройство выступает в качестве штатной трансмиссии для снегоходов Буран и Тайга, а также может устанавливаться в качестве замены на стандартные мотобуксировщики.

Бесступенчатая коробка появилась более 50 лет назад на автомобильном рынке. Со временем, войдя в повседневную жизнь автомобилистов, такой агрегат стали устанавливать на более компактную технику.

Принцип работы системы остался прежним, как и в автомобильных вариантах, однако габариты изменились в сторону уменьшения. Двигатели снегоходов имеют меньший объем, крутящий момент и габариты, соответственно, не требуют больших трансмиссий для передачи крутящего момента и мощности на свои гусеницы. Аналогичная ситуация и с мотобуксировщиками, где именно «паровозная» тяга без привязки к скорости разгона и мощностным показателям играет решающее значение. Следовательно, вариатор Сафари в сборе для снегохода должен обладать специфическими характеристиками:

  1. Простота в обслуживании является одним из определяющих факторов при выборе техники. Учитывая небольшие габариты изделия и простоту конструкции данного вариатора, профилактические работы, небольшой ремонт и замену отдельных вышедших из строя частей потребитель может выполнять самостоятельно при наличии минимальных технических знаний и инструмента.
  2. Дешевизна агрегата и запасных частей. Данная система предназначена для снегоходов и ее конечная стоимость в полном комплекте редко превышает 6 000 рублей. В сравнении с конкурентами данный показатель меньше в среднем на 15-20%.
  3. Простота в установке также является важным параметром при эксплуатации. Замена производится с использованием специального инструмента и с последующей регулировкой. Также в сравнении с конкурентами данный тип не требует специальных ремонтных навыков (за исключением процесса регулировки, который довольно трудоемок).
  4. Тяговые свойства данного вариатора по меркам снегохода высоки. Среди аналогичных устройств данный аппарат находится в лидерах, обеспечивая возможность буксировки нескольких взрослых пассажиров или груза массой до 150 кг при применении на буксировщике.

Высокая надежность не раз подтверждалась на практике владельцами снегоходов. Система рассчитана на работу при низких температурах и отлично подходит для такой местности. Даже при превышении максимальной массы тяги не раз агрегат справлялся с нагрузкой и при этом не выказывал конструктивных недостатков.

Устройство в собранном виде на фото.

Возможные неисправности

Любая техника и ее элементы выходят из строя, вариатор не является исключением. При эксплуатации данного приспособления могут быть замечены следующие неполадки.

  1. Неравномерное перемещение мотобуксировщика, наличие посторонних звуков во время работы. Причиной данной ситуации может стать изношенный ремень вариаторной передачи либо износ ее пластиковых вставок. Для ликвидации проблемы потребуется заменить ремень или вставки.
  2. Распространение металлического гула может свидетельствовать о повреждении подшипников. Чтобы исправить неполадку, потребуется заменить подшипники.
  3. При развитии оборотов двигателя не наблюдается движение мотобуксировщика. В этом случае стоит проверить, не порван ли ремень, не перевернулся ли гусеничный каток от механического повреждения. Устранение неполадки подразумевает замену ремня и возврат катка в первоначальное положение.
  4. Заклинивание вариатора во время его перегрева. Повлечь данную неприятность может изношенность втулки или проскальзывание ремня. Для того чтобы вариатор не заклинивал втулку, нужно проверить ремень, почистить диски.

Для того чтобы он функционировал без проблем, потребуется соблюдать рекомендации по техническому обслуживанию.

О том, как настроить вариатор на мотобуксировщике, смотрите далее.

Техобслуживание

Вариатор «Сафари» требует периодического техобслуживания. Эту процедуру выполняют через каждые 3 тыс. км пробега. Потребуется смазать вал. Он находится под разрезной втулкой. Смазка должна быть универсальной типа литола. Это предотвратит преждевременное разрушение металлических деталей.

На осях утяжелителей, а также состояние материала вкладышей необходимо проверять через каждые 6 тыс. км пробега. Степень износа можно определить, измерив расстояние люфта. Он не должен достигать более 1 мм. Также определяется величина зазора направляющих и вкладышей конуса подвижного типа. Здесь должен определяться зазор не более 1,5 мм.

Чтобы резина не наволакивалась на вал, двигатель должен прогреваться исключительно в нейтральном положении. Если на этом конструкционном элементе появляется налет из резины, его необходимо удалить при помощи ветоши. Материал смачивается перед очисткой в бензине.

Кроме этого:  Выбираем место для установки чтобы подключить к водопроводу

Ведомый ШКИВ Снегоход Тайга

Снимите кожух вариатора и ремень вариатора со снегохода.

Отверните болт 15, снимите стопорную шайбу 14, втулку 13, затем снимите ведомый шкив с вала вариатора.

Для разборки ведомого шкива вариатора используйте приспособление для сжатия пружины (съемник полумуфты ведомого шкива вариатора).

Совместите штифт со шпоночным пазом

Проверьте на трещины, царапины и на свободное движение при сборке с неподвижным диском.

C помощью нутромера измерьте диаметр втулок 7 и 9.

Точка измерения должна быть, как минимум, в 5 мм от края втулки.

Если износ у втулки 7 более заданного, необходимо заменить подвижный диск со втулками, если у втулки 9 – заменить втулку.

Проверьте вкладыши на износ. Замените, когда боковая кромка имеет размер 3,5 мм или менее.

Здесь измерить толщину основания

Поверхность, прилегающая к диску

Собирать детали шкива в обратном порядке процедуры разборки.

15 Крепежный винт шкива

Затяжка от 21,57 до 27,45 Н·м (2,157…2,745 кгс·м).

См. раздел 05-05 для регулировки шкивов.

Отрегулируйте высоту ремня вариатора в ведомом шкиве, чтобы получить заданное натяжение ремня раздел 05-02.

Обычно не дается никаких точных рекомендаций по регулировке преднагрузки новой пружины во время ее обкатки. Заводская установленная преднагрузка пружины слегка завышена для компенсации настройки ее. После обкатки (300 км эксплуатации) установить нагрузку пружины в соответствии с техническими данными раздела 10-02.

Предварительная нагрузка пружины

Для проверки регулировки преднагрузки пружины пользуйтесь безменом и скобой для пружинных весов.

Снимите ремень вариатора. Установите скобу на подвижный диск. Зафиксируйте неподвижный диск 2 от проворачивания, тяните подвижный диск безменом (пружинными весами) перпендикулярно оси шкива.

Проведите первое измерение усилия закрутки, когда подвижный диск начинает поворачиваться. Поверните подвижный диск на 10 мм по наружному диаметру. Держите безмен в этом положении. Медленно снимайте усилие с безмена и проведите второе измерение усилия раскрутки, когда подвижный диск начинает возвращаться. Преднагрузка пружины – это среднее арифметическое между этими двумя измерениями.

1 измерение 2 измерение (при открывании) + (при закрывании) = Преднагрузка пружины

Этап 1. 1-е измерение

Этап 2. 2-е измерение

Для регулировки преднагрузки пружины смените положение конца пружины в полумуфте, сдвигая его по часовой стрелке для увеличения преднагрузки и против часовой стрелки – для снижения. См. технические данные раздел 10-02.

Если не хватает запаса регулировки преднагрузки, попытайтесь сместить другой конец пружины в подвижном диске (отверстия 1, 2, 3).

Цифры на иллюстрации – истинные, вытисненные на деталях

ПРИМЕЧАНИЕ: Всегда перепроверяйте преднагрузку после регулировки.

Устройство и принцип работы

После приобретения вариатора для мотобуксировщика рекомендуется внимательное ознакомление с инструкцией. Изучив правильность эксплуатации, можно продлить срок службы своей мототехники. В составе механизма имеется регулятор центробежного типа, в котором находятся конусы с грузиками подвижного и неподвижного вида. Чтобы грузики могли перемещаться, при их производстве используют упоры с роликами. Также в конструкции механизма присутствуют крышка и пружинка.

Неподвижный конус, у которого есть упор, прикрепляется к валу благодаря резьбе. Коленчатый вал монтирован к неподвижному конусу. Пружина необходима, чтобы создавать холостой ход. При правильной установке расположение вариаторного ремня должно быть фиксировано в 1-3 миллиметрах от поверхности конуса. Такой вариант способствует регулировке холостого хода. Для смены зазора используются кольца, что располагаются на границе упора вала и выступа. В работе вариатора прослеживается определенный алгоритм:

  • вращается регулятор;
  • возникают центробежные силы;
  • центробежные силы оказывают влияние на грузики.

Вышеперечисленные действия способствуют ременному сжатию шкивной канавки в вариаторе. Возвратная пружина оказывает противодействие центробежной силе. По этой причине грузики беспроблемно могут преодолеть противодействие. Количество оборотов в минуту должно составлять не меньше 2200. Когда превышается данный порог, сила, что воздействует на ремень, возрастает до рабочего показания. При этих факторах возникает крутящийся момент, а сопротивление пересиливается.

Разборка механизма

Вариатор «Сафари» может потребовать разборки. Регулятор в этом случае потребуется снять с транспортного средства. Неподвижный конус в этом случае потребуется закрепить в токарном станке (можно применять иной удобный способ).

Между деталями подвижного конуса потребуется вставить дюралевый пруток. Можно применять в этом случае деревянные бруски. Конус необходимо отвернуть вместе с крышкой и упором. Если немного постучать в районе ребер конуса, процесс демонтажа будет значительно проще.

Далее следует выкрутить 6 болтов, удерживающих крышку на подвижном конусе. Когда останется всего 2 болта, ее необходимо придерживать. В противном случае пружина может сильно «выстрелить». Когда очередь дойдет до упора, необходимо снять только вкладыши. Оси и ролики необходимо хорошо промыть. Для этого применяется керосин или бензин. Вставив новые вкладыши, можно собрать упор в обратной последовательности. Смазка не должна попасть на поверхности конусов дисков.

Какой вариатор лучше – Альпина или Сафари

В сегменте мотобуксировщиков и снегоходов в части коробок передач идет неусыпная конкуренция между двумя зарекомендовавшими себя агрегатами – Сафари и Альпина. Оба изделия штатно устанавливаются на снегоходы Тайга и Буран. Также оба имеют схожие характеристики – отличия присутствуют лишь в деталях – максимальная работа оборотов и общая масса. Однако при детальном сравнении вполне возможно выявить нюансы, которые позволяют отдать предпочтение Сафари, а именно:

  • максимальная тяговая масса буксируемого веса у Сафари пусть и не намного, но все же выше – 150 кг (в отличие от 140 кг);
  • максимальное количество оборотов также выше у Сафари, что позволяет развить большую скорость;
  • в плане ремонтопригодности оба изделия заслуженно приобрели хорошую репутацию среди владельцев как надежные устройства и довольно доступные для самостоятельного ремонта;
  • по стоимости оба конкурента также примерно равны – вариатор Сафари в сборе или Альпину можно приобрести в пределах 4-6 тысяч рублей.

С небольшим преимуществом Сафари по потребительским характеристикам и свойствам обходит своего конкурента Альпину. Остальные модели отечественного и китайского производства по своим характеристикам в сумме уже значительно уступают данным моделям.

Источник



Вариатор "Сафари": описание, технические характеристики, установка, регулировка, ремонт и отзывы

На смену традиционным коробкам передач механического и автоматического типа приходят так называемые вариаторные. Эти устройства устанавливаются сейчас на разные виды транспорта – автомобили, снегоходы, квадроциклы и другую мототехнику. Вариатор «Сафари» является надежным и доступным. У него практически нет конкурентов из представленных видов на современном авторынке. Этот механизм имеет свои особенности эксплуатации, с которыми нужно познакомиться перед тем, как приобретать технику с вариаторной КПП.

Что это такое

Устройство, называемое вариатором, предназначается для того, чтобы регулировка скорости движения была более плавной. Этот блок помогает изменить передаточное отношение. В отличие от других видов трансмиссий он может выполнить это постепенно, без резких рывков. Вариатор «Сафари» принадлежит к типу механизмов с клиноременной передачей.

С 2000 года их устанавливают на снегоходы «Тайга» и «Буран». Эти и другие средства малой механизации производит известный завод «Русская механика». Вариатор востребован и другими автопроизводителями, ценящими простоту ухода и долговечность деталей

Как устроен

Различают несколько разновидностей вариаторов «Сафари», они отличаются друг от друга только по массе грузиков. Главная часть механизма, отвечающая за правильную работу – центробежный регулятор. Он представлен конструкцией из нескольких элементов:

  • пружинного нажимного механизма;
  • диска на подвижном конусе;
  • упора;
  • ведущего и ведомого шкива;
  • грузиков подвижного конуса, которые крутятся на своих осях;
  • вариаторного вала;
  • крышки вариатора.

К другим конструктивным особенностям относится и то, что в механизме расположен неподвижный конус с упором. Он присоединен к валу с помощью правой резьбой. Нажимные детали с пружиной, предназначенной для того, чтобы происходил возврат двигающегося конуса в первоначальное состояние, если будут снижены обороты двигателя с вариатором «Сафари» на транспортном средстве.

Для каждого конуса выполняется отдельная балансировка, для мелких деталей не требуется выполнение этого сложного процесса. При работе силовой установки без нагрузки на холостом ходу водителю рекомендуется следить за тем, чтобы между ремнем и подвижным шкивам оставался небольшой промежуток, составляющий 1-3 мм. Откорректировать этот зазор можно с помощью специальных колец.

Как работает

Владельцу, который собирается самостоятельно выполнять ремонт вариатора и его техническое обслуживание, нужно знать принципы его работы устройства. В то время, как начинается процесс вращения механизма, на него воздействует центробежная сила. Тут большую роль играют грузики – с их помощью конус вариатора, приходящий в движение, начинает постепенно смещаться. Диаметр вала, вокруг которого происходит движение приводного ремня, изменяется. Для того чтобы происходило противодействие смещению конуса в устройстве вариатора, установлен такой механизм, как возвратная пружина.

В то время как число вращений становится больше 2200 оборотов в минуту, начинается действие, обратное усилию нажимной пружины. После достижения этого числа оборотов, приводной ремень, имеющий трапециевидную форму, прижимается с помощью диска к подвижному конусу вариатора. Силовой агрегат передает крутящий момент к основному валу транспортного средства. В это время и происходит плавное понижение или повышение скорости.

Технические параметры

По сравнению с механическими аналогами вариатор «Сафари» имеет сравнительно небольшую массу. Его отличает более простая конструкция и несложная эксплуатация. В полной сборке устройство имеет следующие габариты:

  • 210 мм в диаметре;
  • общий вес — 3,8 кг;
  • длину 167 мм.

Если сравнивать «Сафари» с аналогичными вариаторными коробками, то они тоже проигрывают этому механизму. Многие из них имеют больший вес и диаметр. К другим техническим характеристикам относятся – захват груза при 2200 оборотах в минуту, масса груза 150 г.

Как отрегулировать

В своей конструкции, незначительно отличающейся от подобных устройств, вариатор «Сафари» имеет шкив, который специально отрегулирован под трапециевидный ремень. Он имеет параметры 1120*33*14 мм в длину, ширину и толщину соответственно. После окончательной установки механизма на валу двигателя транспортного средства, требуется полная проверка правильности регулировки следующих параметров:

  1. Расстояния, заложенного между ременной деталью и краями конусов. Для этого следует проверить, какой промежуток остался до краев неподвижных конусов. Он должен быть не больше 55 миллиметров. Регулировка осуществляется с помощью смещения мотора в пазах, находящихся снизу. Также нужно проверить дополнительно расстояние от конусов ведомого шкива до ремня. Этот показатель по регламенту должен быть не больше 33 мм.
  2. Натяжения приводного ремня. Во время выполнения процедуры устанавливают ремень, осуществляющий привод, на нейтральной передаче мотора. Затем проворачивают ведомый шкив несколько раз, до тех пор, пока приводной ремень не совпадет с наружным диаметром. Теперь можно проверить, насколько хорошо натянута ременная деталь. Это лучше всего выполнить с помощью планки, которая прикладывается к верхней поверхности ремня. При этом прогиб этого элемента должен составлять около 32 мм. После этих процедур проводят регулировку натяжение с помощью трех винтов, которые необходимо ввернуть в резьбовые отверстия, находящиеся на ведомом диске.

Если не получается выполнить правильную регулировку, и расстояние, описанное в регламентированной технической документации, не подходит по требованиям, то мототехника с вариатором «Сафари» после регулировки будет трогаться с места гораздо тяжелее. Это часто случается из-за износа какого-либо из элементов.

Специалисты советуют заранее посмотреть технические характеристики приводного ремня, которые устанавливаются на данном виде вариатора. Иногда его размер может равняться 35*14*1118. Тогда во время установки обязательно нужно соблюдать правильный размер промежутка между конусами шкивов и краями ремня. При этом ременная часть должна иметь упор на валу шкива. Когда зазор выполнен неправильно или его совсем нет, требуется установка дополнительных колец для правильной регулировки. Их обычно ставят между выступом вала и упором. В некоторых случаях устанавливается ремень, имеющий большую ширину. По техническим параметрам допускается применение такой запчасти. Если все выполнено правильно, то дополнительная регулировка вариатора не требуется.

Периодичность технического обслуживания

Такие устройства, как вариаторы «Сафари», отличаются большим ресурсом работы. Однако для того, чтобы механизм прослужил долго, нужно выполнять регулярное техническое обслуживание. Специалисты советуют прибегать к подобным процедурам через следующие периоды:

  1. Через 3 тыс. км пробега смазывать вал, находящийся под разрезной втулкой. Для выполнения этой процедуры подойдут такие материалы, как «Литол-24» или «Циатим-200».
  2. Через 6 тыс. км выполнять проверку износа вкладышей и втулок, которые находятся в осях грузиков.

Узнать, насколько повредились такие запчасти, как втулки грузиков, можно с помощью проверки показателя радиального люфта. Если он составляет уже более 1 мм, то нужно выполнить замену деталей. Повреждение вкладышей легко проверить по величине зазора между элементами и направляющими ребрами ведущего конуса. Допускается погрешность не больше 1,5 мм.

Кроме того, обязательно нужно проверять состояние вала центробежного регулятора. После длительной интенсивной эксплуатации здесь остается небольшой слой резины от нагорания приводного трапециевидного ремня. Этот дефект очень просто устранить, если воспользоваться хлопковой ветошью, смоченной в бензине. Впоследствии рекомендуется заранее прогревать двигатель при нейтральной передаче, чтобы не возникла такая неполадка.

Как снять шкив

Очень важную роль при ремонте вариатора «Сафари» выполняет ведущий шкив. С его помощью передается крутящий момент с мотора на колесные оси. Для того чтобы установить эту запчасть, следует навернуть шкив на хвостовик, находящийся на коленчатом валу силовой установки. Для этого подвижный конкурс двигается таким образом, чтобы можно было получить доступ к специальному отверстию на валу. После этого выполняется затяжка с помощью воротка. Теперь можно установить ремень и кожух вариатора. В инструкции по эксплуатации снегохода подробно описано, как это сделать.

Кроме этого:  Как происходит исправление ошибок в AutoCAD

Если требуется выполнить снятие шкива с хвостовика, то эта операция должна выполняться в такой очередности:

  1. Демонтировать кожух.
  2. Убрать ремень вариатора.
  3. Отодвинуть подвижный конус. Тогда отверстие под вороток на валу станет доступным. С помощью специальной распорки застопорить конус, чтобы не произошло обратного перемещения. Она должна размещаться между упором и подвижным конусом.
  4. Поставить какой-либо металлический предмет под зуб шестерни электрозапуск, чтобы не произошло проворачивания коленчатого вала двигателя.
  5. Воротком отвернуть вал.

Разборка регулятора

При разборке такого устройства, как регулятор, необходимо соблюдать меры предосторожности, оговоренные в технической документации. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы смазка попадала на конусную поверхность дисков. Разобрать устройство можно самостоятельно, если соблюдать правильную последовательность:

  1. Снять регулятор с транспортного средства.
  2. Зажать конус в тисках или другим способом зафиксировать его неподвижно.
  3. Отвернуть конус с крышкой и упором.
  4. Вывернуть болты, которые соединяют крышку и подвижный конус. Нужно аккуратно придерживать крышку при откручивании последних болтов. Под ней находится сжатая пружина, которая может выстрелить.
  5. Разобрать упор — удалить все прокладки, в керосине промыть ролики и оси.

После ремонта регулятор монтируется в обратной последовательности. Поврежденные прокладки на упоре заменяют на новые.

Преимущества

Вариатор «Сафари» на «Буране» используется уже много лет, поэтому превосходство перед моделями с понижающим редуктором является несомненным. Основное достоинство механизма – использование на низких оборотах. Он неприхотлив к обслуживанию и детали стоят недорого. Кроме того, вариатор отличает небольшой вес, что позволяет его применять на малогабаритной технике.

Недостатки

Как утверждают специалисты, это устройство практически не имеет недостатков. Однако слабые места есть и у вариаторов «Сафари»:

  • регулировка, которую сложно сделать непрофессионалу;
  • слабый клиновидный ремень, не выносящий попадания влаги;
  • быстрый износ трапециевидного приводного ремня.

При попадании воды на клиновидный ремень снижается качество сцепления со шкивами и ухудшается тяговое усилие, а на приводном ремне поверхность быстро изнашивается, когда превышается крутящий момент силового агрегата.

Основные конкуренты

Кроме вариаторов «Сафари» в сборе на квадрациклах и снегоходах устанавливают другие типы устройств. Основными конкурентами на рынке запчастей являются:

  • «Альпина»;
  • «Арктик»;
  • «Барс».

Среди этих механизмов полноценную конкуренцию может составить только «Барс». Он более оборотистый и подходит тем людям, которые и на снегоходах любят развивать большую скорость. Остальные представители – «Арктик» и «Альпина» более медленные и тяжеловесные.

Отзывы

Сейчас можно встретить разные отклики о установке вариаторов «Сафари» и регулировке механизма. Их оставляют не только владельцы транспортных средств, но и специалисты, занимающиеся ремонтом. Профессиональные автотехники хвалят качество комплектующих, но рекомендуют перед покупкой подержанного устройства проверить пружину и крестовину вариатора. На них не должно быть никаких дефектов, тогда проблем с обслуживанием не возникнет.

Вариатор «Сафари», по отзывам, нравится покупателям. Специалисты предупреждают, что механизм прослужит дольше, если не выполнять запуск двигателя со снятым ремнем и защитным кожухом. В противном случае шкив может отвернуться от вала и придется выполнять частичный ремонт блока.

Заключение

Среди устройств аналогичного типа у этого вариатора нет конкурентов. Он позволяет двигателю бесперебойно работать и быстро развивать нужную скорость. Починить квадрацикл или «Лифан» с вариатором «Сафари» сможет даже непрофессионал, внимательно изучивший инструкцию и советы автоспециалистов. Основная сложность касается регулировки зазоров между деталями. Если все сделать правильно, то эксплуатация этого блока будет очень простой.

В последнее время можно встретить даже самодельные снегоходы с вариатором «Сафари». Для них лучше использовать кевларовые ремни, они меньше страдают от пробуксовки. При регулировке этого компонента советуют слегка изменить его преднатяг в меньшую сторону. Тогда легче будет надеть ремень на шкив меньшего диаметра.

Источник

вариатор сафари для мотобуксировщика

Вариатор «Сафари» (УСИЛЕННЫЙ, ВКЛАДЫШИ «ЛЮКС») относится к устройству, которое способно плавно менять передаточное отношение и, как следствие, плавно регулировать скорость движения транспортного средства. Вариатор предназначен для установки, как на утилитарные снегоходы марок «Буран» и «Тайга» от российского производителя снегоходов Русская Механика, так и на такие средства малой механизации, как мотобуксировщики или «мини-снегоболотоходы». Конструктивных отличий между вариатором устанавливаемом на снегоход и вариатором устанавливаемом на мотобуксировщик нет (за исключением формы профиля и массы грузиков вариатора). На данном вариаторе установлены специальные прямоугольные вкладыши — «ЛЮКС», которые снижают вибрацию вариатора при работе, а таже делают его работу более плавной.

Обратите внимание (усиленная версия)

Вариаторы поставляемые нами, имеют усиленную крестовину и более качественный нажимной механизм (пружина вариатора).Данные два узла определяют надежность всего изделия. Ниже представлены на фотографии крестовины вариаторов «Сафари» поставляемых нами и сторонними производителями.

Покупка вариатора «Сафари» (усиленный, вкладыши «ЛЮКС»)

Для покупки вариатора или комплекта, можно оформить через наш каталог (перейти по ссылке в каталог), либо воспользоваться формой ниже.

Стоимость вариатора «Сафари» (усиленный) : 3950 руб. (19.05мм, 20мм, 25мм, 25.4мм)

Запросить вариатор «Сафари»

Для организации трансмиссии с использованием вариатора, требуется «ответная» часть или специальные вариаторные комплекты

Принцип действия вариатора

Вариатор «Сафари» относится к одному из наиболее распространенных типов вариаторов – клиноременному. Вариаторы клиноременного типа состоят из двух шкивов: центробежного шкива (чаще всего его называют ведущим) и ведомого. Ведущий и ведомый шкивы представляют собой два конических диска, один из которых может смещаться (подвижный шкив) относительно другого (неподвижного шкива). Между коническими дисками помещается клиноременный приводной ремень, с трапециевидной формой сечения. Следует заметить, что ведущий шкив вариатора (представлен на изображении ниже) одновременно выполняет и функцию фрикционной муфты сцепления.

Регулирование передаточного отношения возможно за счет изменения частоты вращения двигателя, а так же за счет изменения сопротивления движения транспортного средства (например, при поднятии снегохода или мотобуксировщика в гору или при изменении плотности снежного покрова). При изменении скорости движения снегохода, либо при движении в гору, устанавливается определенное передаточное отношение клиноременной передачи. Таким образом, с увеличеним передаточно числа происходит увеличение тяговых усилий снегохода или мотобуксировщика, а с уменьшением — увеличение скорости транспортного средства. Иными словами чем больше расстояние между дисками на ведущем шкиве (диски разжаты) и меньше расстояние между дисками на ведомом шкиве (диски сжаты) тем ниже скорость и выше тяговые характеристики (и наоборот).

Технические характеристики вариатора

Вариатор имеет небольшой вес и по сравнению с механическими коробками передач, является более простым устройством и, как следствие, более надежен. Вариатор имеет следующие габаритные размеры:

Следует упомянуть и об одном из недостатков передач вариаторного типа – они работают за счет трения т.е. относится к фрикционному типу механических передач. Таким образом при превышении крутящего момента двигателя сверх меры, поверхность приводного трапециевидного ремня интенсивно изнашивается.

Центробежный регулятор имеет следующие конструктивные части:

диск неподвижного конуса — (1)

грузики подвижного конуса вращающиеся на своих осях — (2)

диск подвижного конуса — (3)

крышка вариатора — (5)

нажимной механизм в виде пружины — (6)

вал вариатора — (12)

Чертёж и устройство вариатора "Сафари"

Чертёж вариатора "Сафари"

Грузики вариатора "Сафари"

Неподвижный конус и упор соединены с валом правой резьбой. На коленчатый вал, неподвижный конус наворачивается с помощью гаечного ключа-воротока(момент затяжки 8. 10 кГм). Нажимная пружина (6) служит для возврата подвижного конуса в исходное положение при снижении оборотов двигателя снегохода или мотобуксировщика, а так же в случае его полной остановки. При вращении вариатора, в результате действия центробежных сил, грузики (2) начинают смещать подвижный конус вариатора, и, тем самым, изменять диаметр по которому движется приводной ремень. Смещению конуса противодействует возвратная пружина (6) нажимного механизма вариатора. Противодействие нажимной силе пружины будет преодолено в том случае, когда вариатор превысит частоту вращения больше чем 2200 об/мин. После увеличения частоты вращения сверх значения 2200 об/мин , диск подвижного конуса вариатора зажмет приводной трапециевидный ремень и тем самым передаст крутящий момент двигатель на ведущий вал мотобуксировщика или снегохода.

В режиме работы двигателя без нагрузки (режим холостого хода) между поверхностью ремня и поверхностью подвижного шкива должен быть зазор от 1 до 3 мм. Величина зазор можно регулировать кольцами (13).

Регулировка вариатора

Шкив центробежного вариатора «Сафари» отрегулирован под трапециевидный ремень с размерами 33мм 14мм 1120мм. Трапециевидный ремень с вышеназванными размерами имеют ремни фирм Dayco(Россия), Rubena (Чехия), а так же ремень для регулятора Сафари марки OR-POWER V-BET (Тайвань).

После установки вариатора «Сафари» на вал двигателя снегохода или мотобуксировщика необходимо проверить следующие размеры:

1. Регулирование расстояния между кромками конусов и ремня

Расстояние А между торцами неподвижных конусов должно быть в пределах 55±0,5 мм. Регулировка данного расстояния осуществляется смещением двигателя в пазах подмоторного основания.

Расстояние Б между кромками конусов 15 и 14 ведомого шкива для ремня с размерами 33х14х1118 должно быть 33±0,5мм (см. рисунок). Для того, чтобы соблюсти данный размер, необходимо поместить приводной ремень в канавку ведомого шкива, при этом, ремень не должен выступать из канавки более чем на 2мм. Если данное условие не выполняется, снимите неподвижный конус ведомого шкива (отверните болт 18) и установите на вал кольцо 16 из прилагаемого комплекта запасных частей. Одно кольцо, устанавливаемое на вал, уменьшает выступ приводного ремня на 2мм.

2. Регулировка натяжения приводного ремня

При установленном приводном ремне, на нейтральной передачи двигателя, несколько раз проверните ведомый шкив. Последнее требуется для того, чтобы приводной ремень оказался на внешнем диаметре шкива.

Натяжение ремня проверяется с помощью прямой планки приложенной к верхней ветви ремня. Далее необходимо нажать на центр приводного ремя с силой 10…11 кгс. Прогиб ремня должен быть в диапазоне 32 ± 5 мм.

Если данное условие не выполняется, необходимо отрегулировать натяжение приводного ремня. Регулировка осуществляется тремя винтами 20 из комплекта запасных частей. Данные винты необходимо ввернуть в резьбовые отверстия неподвижного ведомого диска 15.

Если вы используете приводной ремень с размерами 35х14х1118, то при его установке во-первых должен иметься зазор между поверхностью ремня и конусами шкивов, во-вторых ремень так же должен опираться на вал шкива. Для увеличения зазора (в случае его отсутствия) устанавливают регулировочные кольца Ø40хØ33х1 между упором и выступом вала.

Кевларовые ремни не склонны к пробуксовке, поэтому можно преднатяг данного ремня несколько уменьшить. Таким образом, приводному ремню будет несколько проще выходить на меньшие диаметры шкива т.е. на маленьких оборотах двигателя, скорость мотобуксировщика или снегохода будет больше. Как результат можно получить экономию топлива.

Если расстояние Б не соответствует требованиям и приводной ремень проваливается глубже дисков (такое случает при износе ремня), то мотобуксировщик или снегоход будут трогаться тяжелее.

Допускается применение ремня с размерами 34.5мм 14мм 1120мм без дополнительной регулировки вариатора.

Техническое обслуживание центробежного регулятора “Сафари”

Через каждые 3000 км пробега смажьте вал под разрезной втулкой. Для смазки применяйте ЦИАТИМ-201 или Литол-24.

Через каждые 6000 км проверьте состояние втулок на осях грузиков и состояние вкладышей 8. Износ втулок грузиков можно оценить по величине радиального люфта грузиков (см.рис.2 ). Величина допустимого люфта не более 1 мм. Износ вкладышей можно оценить по величине зазора между вкладышами и направляющими ребрами подвижного конуса. Величина допустимого зазора не более 1,5 мм.

Как уже было сказано, контакт между ведущим и ведомым валом осуществляется с помощью приводного ремня. Cо временем, на валу центробежного регулятора «Сафари» может появится налет из резины приводного трапециевидного ремня. Данный налет, необходимо удалить мягкой тряпкой смоченной в бензине. Для исключения подобного, прогревайте двигатель только на нейтральной передаче.

Разборка вариатора Сафари

Демонтируйте регулятор с вала двигателя мотобуксировщика или снегохода;

Зафиксируйте неподвижный конус вариатора, например, с помощью тисков или иных зажимных механизмов;

Отверните конус вместе с упором и крышкой. Для облегчения отворачивания, вставьте распорку между бобышками подвижного конуса и производя легкие удары в районе ребер конуса, по которым скользят вкладыши 8, отверните крышку;

Аккуратно отвинтите болты прижимающие крышку вариатора к подвижному конусу, при этом, крышку вариатора, при отворачивании последний болтов необходимо придерживать, во избежание отскока прижимной пружины;

При разборке упора снимите только вкладыши, промойте оси и ролики в керосине и соберите упор с новыми вкладышами;

При сборе центробежного регулятора в обратной последовательности необходимо соблюсти момент затяжки упора на валу 7…8 кГ∙м;

Если вас интересует полная инструкция вариатора ее можно скачать, нажав на ссылку.

Вариатор "Сафари" видео

В данном видео кратко отражено то, на что следует обратить внимание при покупке вариатора «Сафари». Обратите внимание и оцените качество литья, наличие сторонних вкраплений, а так же на «гладкость» поверхности вариатора.

Возможно Вас заинтересет следующее.

Если Вас интересует разработка самодельных мотобуксировщиков либо модернизация уже существующих. Обратите внимание кит-блоки, а так же на дополнительный составные части мотобуксировщика или миниснегохода.

Источник