Как устроен чум у ненцев
Вчера я рассказал о том, как живут ненцы на Крайнем Севере , а теперь поговорим об их жилье — чуме, ведь он центр жизни всей семьи. Это переносное жилье, которое можно соорудить практически везде, причем в минимальное время. Посмотрим, как он устроен.
Чум имеет коническую форму и хорошо приспособлен к открытым пространствам тундры. Снаружи с него легко скатывается снег, а внутри, не задерживаясь, выходит дым от очага.
Любой чум собирается из нескольких десятков шестов (20-50). Чем их больше, тем вместительнее чум.
Летом чум покрывается одним, а зимой двумя слоями оленьих шкур, причем, внутренний слой шерстью внутрь, но сейчас этот слой заменяется дорнитом. Зимний чум называется сырей мя, а летний – таны мя.
Традиционно у ненцев чум устанавливает женщина, но сейчас к этому относятся более лояльно. Кстати, летом такой чум ставится всего за 20-30 минут, практически как туристическая палатка, а зимой час-полтора.
Зимой на пол чума раскладывают доски, летом же обходятся без них, это упрощает сборку жилища и позволяет не перегружать оленей при передвижении с места на место.
В центре чума всегда ставится очаг — печь, которая служит одновременно и источником тепла и приспособлена для приготовления пищи.
Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют — симзы. К этому шесту над очагом крепятся два горизонтальных, а поперек них кладут железную жердочку: на эту жердочку вешают железный крюк для котла.
Труба от печки уходит строго в центр чума. Верхушка не герметичная, она дает возможность для циркуляции свежего воздуха и выходить дыму из жилища.
Кстати, женщинам запрещается обходить печку с задней стороны, это можно сделать только с передней. Мужчинам можно и так и так.
Источник
С чего начинают устанавливать ненецкий чум в тундре
Чум имеет коническую форму и хорошо приспособлен к открытым пространствам тундры. Место установки чума определяет мужчина. Однако его установкой занимается женщина.
С чего начинают устанавливать ненецкий чум в тундре?
- Натягивание покрышек («нюков») на шесты
- Установка шестов
- Сооружение очага
- Укладка досок пола
Кочевники используют чумы — мобильные жилища в форме конуса, состоящие из шестов, покрытых оленьими шкурами (зимой) или более легкими материалами (летом). Конструкция чума проста, но ее нельзя назвать примитивной: она придумана так, чтобы идеально работать в специфических условиях арктического кочевья.
Летом кочевники устраивают очаг прямо на земле, а зимой — ставят печку-буржуйку на металлический лист. Под этот лист кладут две палки или доски, чтобы печка не накренилась, если под ней растает снег.
Очаг находится в центре, чтобы все «углы» чума (чум имеет конусообразную форму, поэтому настоящих углов в нем нет) находились на равном расстоянии от источника тепла. Зимой, в самые сильные морозы, в натопленном чуме тепло и не душно; летний чум устроен иначе — так, чтобы внутри было прохладно.
Зимой сбор чума занимает час или полтора, а летом — не больше 40 минут. Такой скорости удается добиться благодаря тому, что хозяйка всегда знает, в какой последовательности все устанавливать и на какой нарте лежит нужный элемент. Крупную мебель и печь всегда вносят еще до того, как начнут ставить каркас: так удобнее.
Источник
Традиционные жилища северных народов

Кочевники есть не только в африканских и аравийских пустынях (читайте статью: Бедуины и их «шерстяные дома»), но и на Крайнем Севере. Бедуины пасут верблюдов и коз, а северяне — оленей. Но образ жизни тех и других во многом схож. И те, и другие перемещаются вслед за стадами на дальние расстояния, останавливаясь лишь на короткое время. Поэтому и жилища северян, равно как и других скотоводов-кочевников, замечательно приспособлены под их образ жизни. Поговорим подробнее о том, где и как живут народы Севера.


В чумах традиционно проживают ненцы, ханты, коми и энцы. А вот чукчи в чуме не живут — несмотря на популярную песенку с припевом: «А чукча в чуме ждет рассвета…» Чукчи живут в жилищах, которые называются ярангами (об этом поговорим ниже). А припев к песенке — это, наверно, для красоты слога.

Чум — это, по сути, палатка, которая легко ставится и так же легко переносится с места на место. У чума конусообразная форма. Это для того, чтобы на нем не скапливался снег, и чум под его тяжестью не проседал. Без снега на крыше чум легко разбирается и переносится на другое место. Кроме того, конусообразная крыша лучше противостоит ветрам, которые в тундре частые гости.

Летом чум обычно покрывают корой или грубой тканью. Вход также завешивают тканью.

Зимой для утепления его отделывают шкурами животных, которые сшиваются в одно целое полотнище.





После установки чума женщины благоустраивают его интерьер. Пол внутри застилается зимой оленьими шкурами, а летом циновками. У основания шестов, поддерживающих чум, кладут верхнюю одежду (никаких вешалок в чуме не предусмотрено).

Спят обитатели чума на шкурах, перинах, подушках или в спальных мешках. На ночь они расстилаются, а днем — убираются. Никаких других дизайнерских украшений и особенностей в чуме обычно не бывает.

Равно как нет почти никакой мебели. Есть лишь посуда для приготовления еды. Едят обитатели чума, сидя на полу. Или — за маленьким столиком.
Яранга

Яранга — традиционное жилище народов, обитающих на Чукотке: чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.

В принципе яранга похожа на чум, однако ее дизайне несколько иной. Это куполообразное округлое строение, более приземистое по сравнению с чумом. Возводится яранга также несколько иначе. Из шестов делается округлый каркас, который затем покрывается китовыми, тюленьими или оленьими шкурами. Округлый — по той же самой причине, что и конусообразный в чуме. То есть, чтобы наверху не скапливался снег.



Внутри яранга также отличается от чума. Обычно она состоит из двух частей — чоттагина и полога. Чоттагин — это нечто вроде переднего помещения. Там гораздо холоднее, поэтому в нем могут храниться выделанные шкуры, запасы еды, одежда.


Из чоттагина можно попасть в полог — жилое помещение, которое устилается шкурами (можно коврами). Здесь жильцы проводят свободное время, здесь обедают и спят. Отапливается она и освещается жировым светильником. Он хоть и мал, но, тем не менее, дает достаточно тепла. Впрочем, внутри многих яранг имеется печь или очаг. На них готовится еда.





Иглу — жилище куда более суровое, чем чумы и яранги. Это — традиционное жилье эскимосов, у которых нет возможности построить, например, чум. Почему нет? Потому что никакого другого строительного материала, кроме льда и снега, у эскимосов обычно под рукой нет. К тому же, иглу — это традиция. От традиций отказаться непросто. Да и зачем отказываться, если в иглу тепло в самые лютые морозы?


Вход в иглу располагается ниже уровня пола: это позволяет кислороду поступать внутрь, а также выводить наружу углекислый газ.

Освещаются иглу сквозь ледяные стены.

Внутри помещение застилается шкурами. Иногда частично шкуры могут висеть и на стенах — для тепла.


При кажущейся простоте, возвести иглу довольно сложно. Это испытали на себе многие полярники, оставшиеся без крова. Как они ни старались, построить иглу у них не получалось. А все дело в том, что иглу строят из ледяных блоков особенной формы, причем, для каждой части сооружения используются блоки разной формы. К тому же, существует специальная методика их укладки, которой полярники, конечно же, не знали.
Кстати: иглу — жилье сезонное. Летом они обычно приходят в негодность. Но никакой трагедии в этом нет. С наступлением холодов «ледяные избушки» строятся заново, только и того. Причем, очень быстро: сами эскимосы возводят их буквально за полтора часа. Это умение досталось им от предков, и они его свято хранят.

Внутри иглу никаких интерьерных и дизайнерских изысков нет. Какие могут быть изыски в ледяной избушке? Да они эскимосам никогда не были и нужны…


Иглу строятся и сейчас. В основном — для лыжников-туристов, любителей всяческой экзотики, а также как аварийное жилье. А вдруг начнется метель, и у туристов унесет ветром палатку? Тогда они могут укрыться в иглу.
Источник
ОПЫТ УСТАНОВКИ ЧУМА.
Чум поперечником 5 м. (высота тоже 5 м.), 8 граней, был сшит по заводским выкройкам из «авизента» камуфляжной расцветки со вставками темного цвета. Вход на молнии. В несобранном виде он упакован в мешок размером 0,7х1 м. Вес около 15 кг.
Обыкновенно, 1-ый блин оказался комом – после разведения костра снутри было очень дымно, дышать нереально. Спать приходилось только после прогорания всех дров, используя чум просто как закрытый шатер.
В сей раз была проведена работа над ошибками, но, как оказывается, не они все были учтены и исправлены, потому и эта осенняя установка чума признана неудачной.
1. Установка чума начинается с подготовки несущих жердей. При высоте чума 5 м, жерди должны быть более 5,5 – 6 м, чтоб они могли с припасом перехлестываться наверху.
2. Из этих жердей собирается тренога, к ней крепится верхушка чума. Размер верхнего отверстия регулируется веревкой, вшитой по периметру отверстия. После чего вся конструкция подымается и устанавливается на 3 опоры.
3. Другие жерди просто заводятся изнутри чума и укладываются на жерди треноги так, чтоб они не соскальзывали. По мере установки жердей регулируется поперечник чума – низ жердей можно сдвигать вовнутрь либо наружу.
Снутри чума, на гранях, приблизительно в метре от пола есть завязки, к которым привязываются жерди, чтоб грани чума не очень полоскало ветром.
4. Низ чума должен плотно прилегать к земле, во избежание задувания ветра.
На этом 1-ый шаг установки чума заканчивается. 2-ой шаг – устройство очага. Конкретно на этом шаге и были изготовлены прошлые ошибки. Не хватало тяги, дым не уходил.
В это раз очаг был заглублен в грунт на 30-40 см. От очага наружу на таковой же глубине был вырыт желоб-поддувало. Со стороны очага была уложена железная труба, которая соединялась муфтой с пластмассовой внешней трубой.
Труба выступала за чум приблизительно на 1,5 м. Сверху трубы и снутри и снаружи были засыпаны землей и кусочками гумуса. Тяга была достаточно сильной.
Очаг поверху обложили камнями и провели огневые тесты. Они проявили, что даже при наличии неплохой тяги и сухих сосновых дров дым из чума не уходит. Уходит через верх, но очень медлительно. Он заполнил все место, и находиться снутри при пылающем костре нереально.
Хотя температура поднялась мгновенно.
Попробовали сделать слой углей и поддерживать тепло, подбрасывая мелкие тонкие ветки – эффект тот же.
В конечном итоге пришли к последующим выводам: при установке не учли преобладающее направление ветров – ветер задувал практически прямо во вход; поперечник верхнего отверстия оказался мал, нужно делать его больше; может быть, есть резон установить снутри чума по периметру что-то типа юбки, которая бы уменьшала поддув снизу (как не приваливай камнями и землей низ, все равно кое-где травит).
И самый оптимистичный вывод – даже при маленьком костре снутри чума очень тепло
Ну и еще – время на установку чума при слаженной работе 2-х человек занимает приблизительно 1 час. Минут 20-30 на сбор жердей (если есть рядом подходящий материал), 15-20 минут на установку каркаса и приблизительно столько же на устройство очага. Хотя все находится в зависимости от определенных критерий местности – наличие материала, параметров грунта, ветра и т.д.
И, естественно, чум это все-же стационарное жилье, его удобней использовать при долгих стоянках-ночевках в качестве базы. Как видно на фото в нем свободно можно организовать кухню, расположить там все хоз.барахло и ночевать в нем можно расслабленно 5-6 людям.
Источник