Тест 3. Психология. Личность, её структура и направленность
1. В схеме личности Г.Айзенка выделяются два измерения: эмоциональная стабильность/нестабильность и:
б) экстраверсия/интроверсия
2. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами – это:
а) инстинкты б) механическая память
в) ценностные ориентации г)музыкальный слух
3. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:
а) отрицанием б) регрессией в)вытеснением г) подавлением
4. Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность:
а) А.Н.Леонтьев б) С.Л.Рубинштейн в)К.К.Платонов г) А.С.Ковалев
5. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «индивидуальность» – самым широким по содержанию является понятие:
а) индивида б)личности в) субъекта деятельности г) индивидуальности
6. Высший регулятор поведения – это:
а) убеждения б) мировоззрение в)установка г) интерес
7. Людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности – согласно теории:
а) А.Маслоу б) Д.Мак-Клелланда в)А.Акоффа г) Ж.Годфруа
8. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:
а)влиянием б) мировоззрение в)личностным смыслом г) потребностью
9. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:
а) установка б) притязание в)мировоззрение г) личностный смысл
10. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих особенности ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, – это:
а) темперамент б) характер в) способности г) направленность
11. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния согласно подходу к развитию:
а) психогенетическому б) социогенетическому
в) биогенетическому г) двухфакторному
12. Наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека является :
а) темперамент б)характер в) способности г) направленность
13. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:
а) индивида б)личности в) субъекта деятельности г) индивидуальности
14. Суть проекции заключается:
а) в приписывании другим людям собственных чувств
б) в ориентации поведения на доступную цель
в) в отрицании реальных фактов
г) в выборе поведения, противоположного подавленному
15. Иерархическую пирамиду потребностей разработал:
а) К.Роджерс б) А.Маслоу в)Г.Олпорт г) З.Фрейд
16. Основоположником теории черт является:
а) Г. Олпорт б)Г. Айзенк в) К. Роджерс г) К. Левин
17. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо —это:
а) Мотив б) потребность в)интерес г) склонность
18. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:
а) Гештальтистов б) фрейдистов в) бихевиористов г)когнитивистов
19. Человека как индивида характеризует:
а) индивидуальный стиль деятельности б) креативность
в) мотивационная направленность г) средний рост
20. Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:
а)«Оно» б)«Я» в) «Сверх-Я» г) «Супер-эго»
21. Биологические процессы созревания личности ставит в основу такой подход к развитию личности:
а)Психогенетический б) социогенетический
б) в) биогенетический г)двухфакторный
22. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным, характеризует:
а)уровень притязаний б)локус контроля в) самооценка г) самоотношение
23. Человек как типичный носитель видов человеческой активности – это:
а) индивид б) личность в) субъект деятельности г)индивидуальность
24. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, – это:
а) воспитанность б) авторитет в) задатки г)равнодушие
25. Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:
а) в гештальтпсихологии б) в гуманистической психологии
в) в бихевиоризме г) в психоанализе
26. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа:
а) интровертированного б) экстравертированного
в) интропунитивного г) шизоидного
27. Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности:
а) интропунитивный б) интровертированный
в) экстравертированный г)экстрапунитивный
28. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:
а) рационализацией б) идентификациейв) сублимацией г)вытеснением
Раздел 3 Психические процессы
Тема 6. Внимание
Общая характеристика
Среди психических явлений особое место занимает внимание: оно не является самостоятельным психическим процессом и не относится к свойствам личности. Внимание является неотъемлемой частью психических процессов, характеризует динамику их протекания. Некоторые исследователи сводят внимание к избирательной активности личности (теория установки Д. Н. Узнадзе).
Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности человека, выражающая активность личности в данный момент и при данных условиях. Это — организация форм психического отражения, включающая в себя их регулирование и контроль.
Направленность психической деятельности носит избирательный характер (вольный и невольный), касающийся выбора объекта, сохранения и поддержания этого выбора.
Сосредоточенность — концентрация внимания на определенной деятельности, отвлечение от всего, что к ней не относится.
Физиологические механизмы внимания
Физиологические механизмы внимания описаны в работах известных физиологов. Согласно взглядам И. М. Сеченова, внимание имеет рефлекторный характер. Развивая это положение, И. П. Павлов высказал гипотезу о том, что внимание связано с возникновением очагов оптимального возбуждения в результате особого ориентированного рефлекса.
Важный вклад в раскрытие физиологических механизмов внимания внес А. А. Ухтомский. Согласно его представлению, возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер.
Для понимания физиологических основ внимания очень важен закон индукции нервных процессов. Согласно этому закону, процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других ее областях. В каждый данный момент времени в коре имеется какой-либо очаг повышенной возбудимости, характеризующийся наиболее благоприятными, оптимальными условиями для возбуждения.
Эти теоретические положения получили в настоящее время ряд подтверждений в экспериментах с регистрацией биотоков мозга животных и человека. Современные нейрофизиологические исследования подтвердили ведущую роль корковых механизмов в регуляции внимания. Установлено, что внимание возможно только на основе общего бодрствования коры головного мозга, повышения активности его деятельности. В настоящее время в мозгу обнаружены особые нейроны, получившие название «нейронов внимания».
Важная роль в регуляции внимания принадлежит скоплению нервных клеток, расположенных в стволовой части мозга и получивших название ретикулярной формации. Ретикулярная формация тормозит одни импульсы и усиливает другие, посылая их в кору головного мозга.
Напряженное внимание имеет характерные внешние проявления: соответствующие мимика и движения, избежание лишних движений, задержка дыхания.
Виды внимания
По направленности и сосредоточенности психической деятельности внимание делят на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Условие возникновения непроизвольного внимания — действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.
Факторы, способствующие привлечению внимания:
• характер раздражения (сила, новизна, контраст и т. п.)
• структурная организация деятельности (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочные, разбросанные)
• отношение раздражителя к потребностям (внимание прежде всего привлекает то, что соответствует потребностям).
Ошибочно было бы сводить непроизвольное внимание исключительно к ориентировочной реакции человека. Оно связано с познавательной деятельностью, с общением и в значительной мере обусловлено потребностями.
Произвольное внимание — деятельность, которая направляется на контроль своего поведения и на поддержание устойчивости избирательной активности. Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что направляется на объект под влиянием принятых решений и сознательно поставленных целей. Произвольное внимание является проявлением воли человека. Ведущая роль в его механизмах принадлежит второй сигнальной системе.
Послепроизвольное внимание предполагает участие в деятельности и возникающий в связи с этим интерес. Послепроизвольное внимание нельзя отождествлять с непроизвольным, так как оно связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. С другой стороны, оно не может быть сведено и к произвольному вниманию, так как не требует заметных волевых усилий для своего поддержания.
Качества внимания
Качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а тем, у кого нервная система сильная, даже повышают концентрацию внимания. Внимание у разных людей и у одного и того же человека в различное время и в различных условиях отличается некоторыми особенностями, или свойствами:
• объем внимания — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;
• распределение внимания — возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов;
• устойчивость внимания — длительность сосредоточения внимания на объекте;
• переключение внимания — намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (осознанность отличает переключение внимания от отвлечения внимания);
• концентрация внимания — степень сосредоточенности внимания на объекте. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются все виды и свойства, образуются относительно устойчивые их сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.
Тема 7. Ощущения
Общая характеристика
В курсе общей психологии ощущения и восприятия изучаются как отдельные психические процессы, а представления обычно рассматриваются в главах, посвященных памяти и воображению. Важно при этом сохранить связь, динамику образов чувственного отражения действительности, поскольку знания о мире непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств.
Ощущение — простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь человека со средой. Именно в нем совершается «переход энергии внешнего мира в акт сознания». Информационный голод, связанный с отключением анализаторных систем в условиях сенсорной изоляции, приводит к дезорганизации личности. Образы ощущений выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. Образ всегда служит сигналом и имеет психологическое и социальное значение, определяет реакцию сближения с раздражителем или ухода от него, а также траекторию, силу, скорость движения, пространственную локализацию.
Ощущения являются источником нашего знания о мире, основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мира доходит до мозга, давая возможность ориентироваться в окружающем. Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называют анализатором.
Каждый анализатор состоит из трех частей:
• периферического отдела или рецептора, где происходит трансформация определенного вида воздействия энергии в нервный процесс;
• чувственных нервов (проводящих путей), по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора;
• центра анализатора — специализированного участка коры мозга.
Ответная реакция передается по эфферентному нерву.
Виды ощущений
По месту расположения рецептора и характеру отражения можно выделить следующие виды ощущений:
• интерорецептивные — рецептор расположен во внутренних органах и тканях (органические, болевые ощущения).
• экстерорецептивные — рецептор расположен на поверхности тела:
а) контактные, возникающие при непосредственном контакте с воздействующим на организм раздражителем (вкусовые, тактильные, температурные);
б) дистантные, возникающие под воздействием удаленных от организма объектов (слуховые, зрительные, обонятельные);
• проприорецептивные — рецептор расположен в мышцах, связках (статические, кинестетические).
Ощущения характеризуются специфичностью строения анализатора, но наряду с этим они обладают и общими свойствами.
Качество (модальность) — основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующаяся в пределах данного вида ощущений. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные — цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.
Интенсивность — количественная характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
Продолжительность (длительность) — временная характеристика, определяемая функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.
При воздействии раздражителя на орган чувств ощущения возникают не сразу, а спустя какое-то время. Этот отрезок времени называется латентным (скрытым) периодом. Он различен для разных ощущений (для вкусового — 50 мсек., для болевого — 370 мсек.).
Пространственная локализация раздражителей означает, что любой образ ощущений содержит элементы пространственного расположения раздражителей в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощущения), а иногда они более распространены (болевые ощущения).
Источник
Высший регулятор поведения это установка интерес убеждения мировоззрение

Тест 23. Основные формы направленности личности
1. Высший регулятор поведения – это:
б) мировоззрение;
2. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:
б) мировоззрением;
в) личностным смыслом;
3. К качествам мировоззрения не относятся:
а) содержательность и научность;
б) систематичность и целостность;
в) степень обобщенности и конкретности;
г) конкретность и дискретность.
4. Основоположником концепции отношений личности является:
в) А.Н. Мясищев;
5. Автором иерархической схемы диспозиционной регуляции социального поведения личности является:
в) А.Н. Мясищев;
6. Положительные, безразличные и отрицательные отношения характеризуют:
а) модальности отношений;
б) степень интенсивности отношений;
в) качественные особенности отношений;
г) степень сознательности отношений.
7. Интенсивность и направленность являются:
а) содержательными характеристиками отношений;
б) формально-динамическими параметрами отношений;
в) этическими критериями отношений;
г) личностно-смысловым критерием отношений.
8. Система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, причинами и мировоззрением, предстает как:
а) убеждения;
9. Основанием классификации интересов на материальные, духовные и общественные является:
а) содержание;
г) уровень действенности.
10. Критерием классификации интересов на активные и пассивные выступает:
г) уровень действенности.
11. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:
б) притязание;
г) личностный смысл.
12. Субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности называется:
в) личностным смыслом;
13. Основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость от условий существования, – это:
в) личностный смысл;
г) потребность.
14. Специфическая познавательная направленность на предметы и явления окружающего мира называется:
в) интересом;
15. Мотивы, в которых потребности непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат деятельности, – это:
г) стремление.
16. Неосознаваемое состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена потребность, называется:
б) установкой;
17. Высшая форма направленности личности – это:
г) убеждение.
18. Понятие «установка» является синонимом понятия:
б) аттитюд;
а) определяются только нашими мнениями и убеждениями;
б) являются результатом тех влияний, которым мы подвергаемся с детства;
в) с большим трудом изменяются после 20-го года жизни;
г) не применяются в течение жизни.
20. Компонентами установки не является сфера:
г) волевая.
а) представляют собой результат общественного опыта;
б) не укрепляются при тесном общении с другой группой людей;
в) не являются предубеждениями;
г) сформировавшись, не применяются.
22. Преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не вызывает, но является условием осуществления интересующей деятельности, свидетельствует:
а) о широте интереса;
б) об устойчивости интереса;
в) о продолжительности интереса;
г) об объеме интереса.
23. Содержательностью и значимостью для личности определяется оценка:
а) интенсивности интереса;
б) широты (или узости) интереса;
в) устойчивости интереса;
г) силы интереса.
24. В длительности сохранения и интенсивности интереса выражается его:
в) устойчивость;
25. Стремление человека быть в обществе других людей, ориентация личности на поддержку со стороны другого человека называется:
в) аффиляцией;
26. Возникновение привлекательности при восприятии одним человеком другого как субъекта восприятия называется:
б) аттракцией;
27. Склонность объяснять все поведение человека на основе тех качеств, которые, на наш взгляд, являются у него главными, называется эффектом:
б) ореола;
106. Положительно эмоционально окрашенное стремление к познанию – это …
а) влечение;
б) желание;
в) интерес;
г) склонность.
29. Психологическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность – это…
в) влечение;
30. Интерес к объекту, обусловленный его внешними характеристиками, называется…
а) непосредственным;
б) опосредованным;
в) неустойчивым.
г) Нет правильного ответа.
31. Интерес к объекту, обусловленный его значимостью для деятельности
личности, называется…
а) непосредственным;
б) опосредованным;
в) неустойчивым.
г) Нет правильного ответа.
32. Направленность личности …
а) генетически детерминирована;
б) формируется в первые месяцы жизни;
в) формируется и изменяется в процессе развития личности;
г) формируется до достижения школьного возраста.
33. Общественная значимость интересов, убеждений человека проявляется в
таком качестве направленности как …
а) действенность;
б) широта;
в) интенсивность;
г) уровень.
34. Потребность личности в определенной деятельности называется …
а) установкой;
б) желанием;
в) склонностью;
г) влечением.
35. Преобладание мотивов, связанных с достижением общих для группы целей – это направленность …
а) на взаимодействие;
б) на себя;
в) деловая;
г) коллективная.
36. Преобладание мотивов собственного благополучия характерно для …
а) личной направленности;
б) деловой направленности;
в) направленности на взаимодействие;
г) собственной направленности.
37. Преобладание мотивов искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми – это направленность…
Источник
Высший регулятор поведения это установка интерес убеждения мировоззрение
Вопрос о психологических особенностях личности вообще и больного в частности является самым главным в медицинской психологии. Тем не менее он, к сожалению, остается на сегодня до конца не изученным.
Личность может быть определена как отдельно взятый конкретный человек — продукт общественного развития определенной исторической
эпохи, с присущими ему индивидуальными, биологически и социально обусловленными свойствами и качествами психики. Но человек — это не только личность, но и организм. Поэтому, уточняя приведенное определение, надо сказать, что личность — это человек в качестве носителя сознания.
Каждая конкретная личность имеет индивидуальную функциональную структуру свойств. Отдельные свойства личности, обычно называемые чертами, подвержены изменениям (условия жизни, воспитания, патологический процесс и т.п.). Поэтому обычно говорят не просто о структуре, но о динамической структуре личности.
Личность — центральный объект изучения психологии, социологии, педагогики, правоведения и многих других наук.
Различие подходов к пониманию личности затрудняет определение ее структуры. Например, А.В. Петровский выделяет три блока в структуре личности:
1) интраиндивидуальная личностная атрибуция (от лат. attributum — присовокупленное, существенный признак) — качества, присущие индивидуальному субъекту;
2) интериндивидуальная личностная атрибуция — пространство межын-дивидуальных связей (взаимоотношения, выбор, референтность и т.д.);
3) метаиндивидная личностная атрибуция — это предетавленность личности в других, что тем самым влияет на ее поведение, самоопределение и т.д.
Динамическая функциональная психологическая структура включает в себя четыре основных подструктуры (направленность, опыт, формы отражения и биологическая обусловленность) и две дополнительные (характер и способности). Личность развивается в деятельности.
Направленность личности. Передовые отечественные клиницисты середины и конца XIX века и начала XX века, исходя из принципа нервизма, рассматривали и изучали больного не только как объект, но и как субъект, неповторимую в своих свойствах личность, в единстве с внешней и в первую очередь социальной средой, во всей сложности их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Правильно понять сущность личности человека как индивида, продукта общественно-исторического развития, как носителя индивидуального и общественного сознания и разрешить сложные вопросы соотношения психического с физиологическим, социального с биологическим можно лишь, опираясь на научные философские направления при учете всех других философских направлений вообще. С точки зрения материалистического учения личность определяется не столько биологическими, наследственными свойствами (хотя их значение велико и неоспоримо), сколько социальными. Поэтому ведущей, определяющей всю личность в целом является та ее социально обусловленная сторона, которая включает направленность личности, ее моральные качества.
Направленность личности — это совокупность взглядов, идей и убеждений человека, ставших руководящими в его активной деятельности, направленной на достижение относительно далеких и сложных, жизненно важных для него целей. Это устойчиво доминирующая система мотивов, определяющая избирательность отношений и активность человека — смысл жизни. Источниками такой активности могут быть стремление к наслаждению (гедонизм), исполнение долга (И. Кант), биологические влечения (3. Фрейд), стремление к господству (А. Адлер).
Потребности — это нужда в чем-то, проявляющаяся в виде мотивов. Различают следующие виды потребностей: а) наследственные (органические) — влечения: голод, половое, родительское, к активной деятельности (потребность в труде), ориентировочное влечение (научная любознательность, любовь к истине); б) приобретенные (например, органической является потребность в любой пище, а приобретенной — в пище определенного вкуса) — материальные, духовные (в познании — научном творчестве, эстетические — в художественном творчестве), общественные (в труде, персонализации, общественной деятельности, общении) (по А.В. Петровскому).
Мотивы — это то, что побуждает к деятельности: интересы, идеалы, мировоззрение, убеждение и др. В отличие от потребностей мотивы имеют глубокое содержание; они не только побуждают, но и направляют деятельность по отношению к объекту. Мотивы имеют значимую и смысловую стороны (значимая важна не только для конкретной личности, но и для других; смысловая — только для конкретной личности). Мотивировка — объяснение целесообразности при сокрытом реальном смысле.
К неосознанным побуждениям относятся влечения, установки и внушение.
Влечение — это побуждение к деятельности, представляющее собой недостаточно осознанную потребность, это этап формирования мотива поведения, а не врожденные факторы поведения. Влечения либо угасают (голод, половое), либо осознаются и превращаются в желания (а желания в сочетании с волей — в стремление).
Установка (Д. Узнадзе) — неосознаваемое состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена потребность. Повторные «установочные ситуации» складываются в ряд «фиксированных установок», которые неприметно для человека определяют его жизненную позицию в ряде случаев. Установки делятся на позитивные (к герою, учителю у первоклассника и т.д.), негативные (к «новым русским» и т.д.), предвзятость (к работникам банков и т.д.) — результат необоснованных выводов из собственного опыта, усвоенных стереотипов мышления.
Стремления — это мотивы, в которых потребности непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат деятельности. Различают следующие формы стремлений: намерения — осознаются условия и средства (окончание института); мечта — образ
желаемого (высокая, низкая), побуждение к деятельности; страсти — мотивы, где потребности сильны и длительны; идеал — потребность подражать или следовать образцу (идеал нравственной воспитанности, учености, мастерства и т.д.). Идеал отражает и предвосхищает жизнь, вызывает удивление, восторг, восхищение, страстное желание работать. Отношение к идеалу может быть созерцательно-восторженным (восхищение идеалом и занятие самобичеванием) и страстно-деятельным (превращение идеала в черту характера, план жизни).
Направленность может быть общественной, деловой а личной. В направленности различают ее качества и формы. Уровень — это общественная значимость направленности. Положительная широта может переходить в разбросанность. Интенсивность может колебаться от полного безразличия до отчетливо выраженной страсти, связанной и с устойчивостью направленности. Важнейшим качеством направленности является ее действенность, в которой проявляется активность характера.
Формы направленности — это влечения и желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение и как высшая форма направленности — убеждение.
Приобретенные потребности могут проявляться в мотивах интереса — избирательном отношении личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интерес — это специфическая познавательная направленность на предметы и явления окружающего мира. Специфическая потому, что у каждой отдельной личности имеются определенные сознательные мотивы и возникает соответствующая эмоциональная окраска объекта интереса. Особо следует подчеркнуть активность и волевой компонент в структуре того или иного интереса. Если степень активности невелика, то интерес имеет преимущественно созерцательный характер, если же активность значительна, то интерес побуждает человека к действию в направлении познания, овладения предметом интереса и становится склонностью.
Интересы, разные по широте, устойчивости и другим качествам, свойственны всем людям. При широких интересах обязательно предполагается выделение одного из них как основного и ведущего. Это придает человеку устойчивость в жизни, концентрирует его волю и помогает при достижении определенных успехов в процессе деятельности. Интересы могут быть общечеловеческими, классовыми, национальными и т.д. Различают следующие виды интересов: а) по содержанию — материальные, духовные, общественные; б) по цели — непосредственные (к процессу деятельности) и опосредованные; в) по устойчивости — устойчивые и неустойчивые; г) по уровню действенности — активные и пассивные; д) по объекту — широкие и узкие.
Идеал — высшая цель сознательных активных устремлений личности. Для человека является характерным стремление воплощать свои идеалы в определенные конкретные образы. Идеалы имеют большое воспита-54
тельное значение, хотя воспитание в себе тех или иных качеств в конечном счете зависит от волевых свойств личности.
Под мировоззрением понимается система взглядов на окружающую человека объективную реальность (природу, общество и человеческое мышление). Мировоззрение людей определяется общественным бытием, включающим теории и идеи, которые возникают на основе той или иной основы общественной формации. Мировоззрение личности, так же как и ее интересы, идеалы и потребности, существуют не сами по себе, а всегда связаны с духом времени, конкретной исторической эпохой и свойственным ей общественным сознанием. Понимаемое узко, мировоззрение — это морально-политические принципы, отражающие общественное бытие людей. О мировоззрении можно говорить тогда, когда содержание потребностей составляет организующую систему воззрений: философских, этических, эстетических, естественно-научных. Мировоззрение может быть активным и пассивным (миросозерцание), классовым, отдельной личности (ядро направленности, отношений).
Различают следующие качества мировоззрения: а) содержательность и научность; б) систематичность и целостность; в) логическую последовательность и доказательность; г) степень обобщенности и конкретизации; д) связь с деятельностью и поведением.
Мировоззрение — высший регулятор поведения. На его основе складывается нравственный идеал. При сочетании положительных качеств мировоззрение превращается в убеждение.
Убеждение — это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением. Убеждения как высшая форма направленности определяются сочетанием мировоззрения со стремлением к его осуществлению, готовностью бороться за него. Убеждения — это глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он следует в жизни. Рассогласованность знаний и потребностей приводит к дефекту сферы убеждений. Убеждение формируется при активном отношении к действительности, вдумчивом, самостоятельном отношении к знаниям, ответственном отношении к своим обязанностям.
Мораль — обобщенное отражение в сознании (индивидуальном, общественном) нравственных явлений, она выступает как регулятор поступков личности. Согласно К.К. Платонову, различают моральные свойства личности, моральные убеждения и моральные чувства. Моральные качества проявляются в совести личности — нравственной самооценке своих поступков.
Морально невоспитанный человек — не знает норм поведения или знает их неглубоко, знание подобных норм не стало его убеждением.
Аморальные человек — включает в свое мировоззрение неверные нормы поведения (круговая порука, очковтирательство и т.п.).
Бессовестный человек — знает нравственные нормы общества и считает их правильными, но только для других, и потому не испытывает угрызения совести при самооценке своих поступков, противоречащих известным нравственным нормам.
Безнравственный человек — нс считает нравственные нормы общества обязательными ни для себя, ни для других, хотя теоретически знает их.
Из сказанного видно, что данная сторона личности (или, как говорят, подструктура) тесно связана с подструктурой, в которую входят индивидуальные особенности отдельных психических процессов. Наиболее отчетливо это видно на убеждениях, в структуру которых входят компоненты мышления, эмоций и воли.
Обе указанные подструктуры связаны и с третьей — знания, навыки, умения и привычки данной личности, объединяемые понятием «опыт». Эта подструктура определяет уровень развития личности и имеет особое значение для медицинского психолога, врача и педагога. Врач должен остерегаться подменять знаниями больного оценку его мышления. Ни психотерапия, ни социотерапия нс станут эффективными, если не будут в должной мере учтены особенности третьей стороны личности больного.
В общей структуре личности выделяются индивидуальные особенности: темперамент, характер и способности.
Источник
Основные формы направленности личности
2. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:
в) личностным смыслом;
3. К качествам мировоззрения не относятся:
а) содержательность и научность;
б) систематичность и целостность;
в) степень обобщенности и конкретности;
г) конкретность и дискретность.
4. Основоположником концепции отношений личности является:
5. Автором иерархической схемы диспозиционной регуляции социального поведения личности является:
6. Положительные, безразличные и отрицательные отношения характеризуют:
а) модальности отношений;
б) степень интенсивности отношений;
в) качественные особенности отношений;
г) степень сознательности отношений.
7. Интенсивность и направленность являются:
а) содержательными характеристиками отношений;
б) формально-динамическими параметрами отношений;
в) этическими критериями отношений;
г) личностно-смысловым критерием отношений.
8. Система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, причинами и мировоззрением предстает как:
9. Основанием классификации интересов на материальные, духовные и общественные является:
г) уровень действенности.
10. Критерием классификации интересов на активные и пассивные выступает:
г) уровень действенности.
11. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:
г) личностный смысл.
12. Субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности называется:
в) личностным смыслом;
13. Основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость от условий существования,— это:
в) личностный смысл;
14. Специфическая познавательная направленность на предметы и явления окружающего мира называется:
15. Мотивы, в которых потребности непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат деятельности, — это:
16. Неосознаваемое состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена потребность, называется:
17. Высшая форма направленности личности —это:
18. Понятие «установка» является синонимом понятия:
а) определяются только нашими мнениями и убеждениями;
б) являются результатом тех влияний, которым мы подвергаемся с детства;
в) с большим трудом изменяются после 20-го года жизни;
г) не применяются в течение жизни.
20. Компонентами установки не является сфера:
а) представляют собой результат общественного опыта;
б) не укрепляются при тесном общении с другой группой людей;
в) не являются предубеждениями;
г) сформировавшись, не применяются.
22. Преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не вызывает, но является условием осуществления интересующей деятельности, свидетельствует:
Источник