Порядок установки и поверки водосчетчиков
Благодаря счетчикам появляется реальная возможность экономии содержимого вашего кошелька. А это значит: всем, кто хочет знать, сколько и за что он платит, хочет быть хозяином в своем доме и не кидать деньги на ветер, такой прибор просто необходим.
Согласно Федеральному закону от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета.
В соответствии со ст. 13 указанного Федерального закона потребители должны в срок до 01 января 2012 года обеспечить установку и ввод в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии.
Количество фактически отпущенной тепловой энергии определяется на основании показаний приборов учета, установленных потребителем в здании (помещении) и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих (в соответствии с требованиями Правил учета тепловой энергии и теплоносителя).
До 1 июля 2013 г. все многоквартирные дома, жилые дома, дачные дома или садовые дома с централизованной подачей ресурсов должны быть оснащены приборами учета холодной и горячей воды. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными общедомовыми приборами учета воды, а также индивидуальными и общими для коммунальной квартиры приборами учета воды.
После установки индивидуального квартирного счетчика воды, Вы перестаете оплачивать воду за тех, кто проживает, но не зарегистрирован в Вашем доме, Вам не надо платить за расход воды при авариях, внутридомовых протечках, утечках из неисправных кранов соседей.
При экономном потреблении воды ее фактический расход в быту, как правило, гораздо меньше установленных норм потребления. Поэтому, установив счетчики и рационально используя воду в быту, можно существенно экономить на коммунальных платежах.
В настоящее время индивидуальными приборами учета воды в городе Москве оснащено более 71% квартир. Москвичи на собственном примере убедились, что при рациональном потреблении, имея квартирный водосчетчик, размер платы за услуги водоснабжения и водоотведения значительно меньше, чем при оплате по нормативной ставке или по общедомовому прибору учета.
Порядок установки счетчиков воды
Если Вы хотите оплачивать потребление горячей и холодной воды по квартирным водосчетчикам, то Вам :
1. Нужно подать заявление в Вашу жилищную организацию по месту жительства на установку счетчиков на воду и производство расчетов по их показаниям. Установка бытовых счетчиков воды осуществляется специализированной организацией, с соответствующей лицензией. Список компаний работающих в Вашем районе Вам должна предоставить жилищная организация (ЖЭК, ТСЖ и т.п.)
2. Установить приборы учета воды силами выбранной организации за Ваш счет. Стоимость установки счетчиков воды составляет 2–2,5 тыс. рублей за один прибор учета. Количество устанавливаемых
счетчиков на холодную и горячую воду определяется в зависимости количества стояков водоснабжения в вашей квартире.
3. Далее жилищной организацией составляются акты ввода в эксплуатацию, установленных приборов учета. Трехсторонний акт подписывается исполнителем коммунальных услуг (жилищная организация), специализированной организацией (установившей приборы учета) и Вами (жителем).
4. Специализированная организация после установки приборов учета должна предоставить Вам следующие документы: договор на установку приборов учета, лицензию, сертификат соответствия и паспорта счетчиков.
5. Необходимо заключить договор с жилищной организацией на оплату по установленным приборам учета с указанием порядка снятия и передачи показаний с приборов учета.
6. Ежемесячно производить оплату по показаниям квартирных приборов учета воды по утвержденным тарифам.
За более подробной информацией Вы можете обратиться в свою управляющую компанию или в Государственное казенное учреждение города Москвы "Центр координации деятельности государственных учреждений инженерных служб административных округов и районов города Москвы" (официальный сайт ГКУ "Центр координации ГУ ИС" по адресу: http://www.gu-is.ru).
Поверка приборов учета
Примерно треть из установленных в квартирах москвичей приборов учета воды в этом году ожидает поверка. Предлагаем ознакомиться с подборкой самых популярных вопросов про поверку ИПУ.
1. Поверка необязательна?
Обязательна. В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 года № 102-ФЗ, каждый измерительный прибор должен поверятся в строго определенные для этого сроки.
Необходимость поверки ИПУ также закреплена постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г.
2. Через какое время следует производить поверку?
Сроки, в которые должна проводиться поверка ИПУ, устанавливаются заводом – изготовителем и указываются в технической документации на приборы.
Сроки поверки ИПУ можно уточнить, обратившись в ГКУ ИС/МФЦ района, или же в «Личном кабинете» на Портале государственных услуг города Москвы.
3. Как производится поверка?
Порядок проведения поверки средств измерений утвержден приказом Госстандарта РФ от 18.07.1994 г. № 125. Провести поверку можно различными способами. Во-первых, проводится метрологическая поверка без снятия прибора. В этом случае на основе заключенного договора мастер поверяет прибор на месте, не снимая его. Во-вторых, возможна поверка и со снятием прибора, который отправляется на поверку в специализированную организацию. В – третьих, возможна замена старого прибора учета на новый.
4. Сколько стоит поверка?
Работы по обслуживанию и поверке ИПУ выполняются на основании договора, заключенного между собственником жилого помещения и специализированной организацией, обладающей необходимыми разрешительными документами. Иначе говоря, жители самостоятельно выбирают любую организацию, которая проведет поверку.
Для того, чтобы провести поверку, рекомендуем перед заключением договора с какой-либо специализированной организацией обратиться к Реестру недобросовестных поставщиков, с которым Вы можете ознакомиться на сайте rnp.fas.gov.ru.
Работы по поверке ИПУ не относятся к услугам по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и/или коммунальным услугам. Стоимость этих услуг не подлежит государственному регулированию и определяется по соглашению сторон в договоре, никаких специально установленных тарифов не существует.
5. Что будет, если поверку не пройти вовремя?
В соответствии с п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г., показания индивидуальных приборов учета, не прошедших поверку, не могут использоваться для расчета платы за горячую и холодную воду. Начисления в этом случае производятся по показаниям общедомового прибора учета или по нормативу.
Источник
Установка общ приборов учета

Установка общедомовых приборов учёта тепла и других потребляемых ресурсов является обязанностью владельцев квартир в МКД согласно ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. Соответственно, ОДПУ должны быть установлены во всех МКД, где для этого есть технические возможности.
Полезная информация об установке общедомовых приборов учета тепла
- будет оплачиваться только фактически потреблённый ресурс;
- снизятся суммы на оплату ОДН;
- управляющая компания будет лучше заботиться о теплоизоляции МКД с целью уменьшения расходов.
С этой стороны, установка общедомовых приборов учёта тепла, безусловно, выгодна собственникам квартир и нежилых помещений в МКД, поскольку она снижает будущие расходы за ОДН на отопление. С другой стороны, установка ОДПУ тепла так же выгодна и для УК/ТСЖ, так как именно установка ОДПУ потреблённых ресурсов является основой ресурсосбережения. Кроме того, после установки ОДПУ так же возможен и запуск автоматизированной системы сбора показаний в конкретном МКД.
Поскольку установка общедомовых приборов учёта тепла оплачивается собственниками помещений, то этот вопрос необходимо рассмотреть на общем собрании. Именно на нём сотрудники УК должны довести до сведения потребителей, почему важно установить ОДПУ.
Оплата установки общедомовых приборов учёта тепла
- 100% единоразовая оплата;
- Оплата с возможностью пятилетней рассрочки;
- Оплата средствами исполнителя коммунальных услуг на мероприятия по энергосбережению;
- Оплата за счёт средств текущего ремонта (при удовлетворительном состоянии МКД).
Расходы каждого собственника на установку общедомовых приборов учёта тепла определяются в зависимости от площади конкретного помещения в собственности и его доли в общем имуществе. При единоразовой оплате, в квитанцию включается сумма на установку ОДПУ. В случае рассрочки на пять лет, собственники помещения выплачивают необходимую сумму равными частями с учётом процентов за рассрочку.
Компромиссным вариантом считается оплата средствами УК/ТСЖ на мероприятия по энергосбережению. Так, например, к этим средствам относятся разницы в оплате нормативов и суммы с учётом повышающих коэффициентов, если показания счётчиков не передавались или счётчики не установлены. Так же, можно оплатить установку ОДПУ и из средств на текущий ремонт и содержание жилья, но только в том случае, если МКД находится в хорошем состоянии и текущий ремонт не требуется.
Источник
Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.
Установка общедомового прибора учета: за чей счет?
До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие «Воронежтеплосеть», которое снабжало водой один из домов-«нарушителей».
После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.
Тогда МКП «Воронежтеплосеть» обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО «УК «Городок» – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г. № А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14). Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).
Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). По мнению адвоката, руководителя проекта «Народный адвокат» по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. «Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании», – считает юрист.
Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).
Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).
При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов «Гордейчик и партнеры»
«Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе».
Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?
До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. «в» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.
Так, липецкое ООО «Водоканал», которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).
Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.
Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО «Водоканал». Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г. № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).
Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).
Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г. № 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г. № 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.
Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.
Источник
Установка общедомовых приборов учёта тепла. Что нужно знать?

Установка общедомовых приборов учёта тепла и других потребляемых ресурсов является обязанностью владельцев квартир в МКД согласно ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. Соответственно, ОДПУ должны быть установлены во всех МКД, где для этого есть технические возможности.
Полезная информация об установке общедомовых приборов учета тепла
- будет оплачиваться только фактически потреблённый ресурс;
- снизятся суммы на оплату ОДН;
- управляющая компания будет лучше заботиться о теплоизоляции МКД с целью уменьшения расходов.
С этой стороны, установка общедомовых приборов учёта тепла, безусловно, выгодна собственникам квартир и нежилых помещений в МКД, поскольку она снижает будущие расходы за ОДН на отопление. С другой стороны, установка ОДПУ тепла так же выгодна и для УК/ТСЖ, так как именно установка ОДПУ потреблённых ресурсов является основой ресурсосбережения. Кроме того, после установки ОДПУ так же возможен и запуск автоматизированной системы сбора показаний в конкретном МКД.
Поскольку установка общедомовых приборов учёта тепла оплачивается собственниками помещений, то этот вопрос необходимо рассмотреть на общем собрании. Именно на нём сотрудники УК должны довести до сведения потребителей, почему важно установить ОДПУ.
Оплата установки общедомовых приборов учёта тепла
- 100% единоразовая оплата;
- Оплата с возможностью пятилетней рассрочки;
- Оплата средствами исполнителя коммунальных услуг на мероприятия по энергосбережению;
- Оплата за счёт средств текущего ремонта (при удовлетворительном состоянии МКД).
Расходы каждого собственника на установку общедомовых приборов учёта тепла определяются в зависимости от площади конкретного помещения в собственности и его доли в общем имуществе. При единоразовой оплате, в квитанцию включается сумма на установку ОДПУ. В случае рассрочки на пять лет, собственники помещения выплачивают необходимую сумму равными частями с учётом процентов за рассрочку.
Компромиссным вариантом считается оплата средствами УК/ТСЖ на мероприятия по энергосбережению. Так, например, к этим средствам относятся разницы в оплате нормативов и суммы с учётом повышающих коэффициентов, если показания счётчиков не передавались или счётчики не установлены. Так же, можно оплатить установку ОДПУ и из средств на текущий ремонт и содержание жилья, но только в том случае, если МКД находится в хорошем состоянии и текущий ремонт не требуется.
Источник