Могут ли жители соседних домов требовать демонтажа забора вокруг МКД

Жители некоторых многоквартирных домов решают оградиться от других МКД и по решению ОСС устанавливают забор. Не все проживающие в соседних домах готовы смириться с этим, и дело доходит до суда, даже Конституционного. Узнайте мнение судов о том, могут ли жители района потребовать от собственников помещений МКД демонтировать мешающий им забор.

Жители соседних домов вправе в суде потребовать демонтировать установленный вокруг МКД забор

ТСЖ одного из многоквартирных домов Брянска установило вокруг дома ограждение с автоматическими воротами и калитками с домофонами, что не понравилось жителям соседних МКД. Собственники помещений подали иск в суд, требуя демонтировать забор.

В иске они указали, что наличие забора нарушает их права: он установлен с несоблюдением строительных норм и правил, без согласования с муниципалитетом. К тому же конструкция ограничивает доступ оперативным службам к домам, а истцам – к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства.

ТСЖ в суде отметило, что истцы не следовали установленному порядку досудебного урегулирования спора и не имели права выступать от имени жителей соседних домов, поэтому их иск не должен рассматриваться.

Суд первой инстанции отклонил эти доводы товарищества, поскольку законодательством досудебный порядок урегулирования применительно к спорным правоотношениям не предусмотрен, а собственники обратились в суд в своих интересах. Поэтому дело было рассмотрено и дошло до апелляции и даже Конституционного Суда РФ. Разберём его подробнее.

Должна ли УО содержать земельный участок с неустановленными границами

Установленное на земельном участке соседнего дома ограждение должно быть демонтировано

Рассматривая материалы дела, судья первой инстанции указал на то, что спорное ограждения установлено по решению общего собрания собственников дома, вокруг которого оно и смонтировано. Это соответствует п. 2.1. ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.

Однако право собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия находится в прямой зависимости от их соответствия закону, а также от того, не нарушают ли они права и интересы других лиц (ч. 2 ст. 209 ГК РФ).

Правила благоустройства территории муниципального образования утверждает его представительный орган (ч. ч. 1, 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Согласно п. 1.4 Методических рекомендаций, утверждённых приказом Минстроя РФ от 13.04.2017 № 711/пр, к элементам благоустройства отнесены ограждения (заборы).

В Брянске юридические должностные лица и граждане обязаны проводить благоустройство города только на основании проектов, согласованных с городским Управлением по строительству и развитию территории (п. 2.2 Правил благоустройства, обеспечения чистоты порядка на территории г. Брянска, принятых решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.06.2006 № 460). При установке спорного ограждения, как указал судья, эти требования ТСЖ не выполнило.

Суд назначил экспертизу ограждения и границ земельного участка между МКД. Из заключения следует, что возведённый ТСЖ забор нарушает границы земельного участка дома, в котором находятся принадлежащие истцам квартиры. Спорное ограждение частично расположено на территории соседнего земельного участка.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного его занятия. Как показала экспертиза, для устранения нарушения границ участка под МКД нужно демонтировать часть спорного ограждения. Суд первой инстанции согласился, что ТСЖ обязано это сделать, при этом он отклонил доводы о том, что забор ограничивает доступ к принадлежащим истцам жилым помещениям оперативных служб.

Одновременно, как следует из заключения эксперта, он не соответствует градостроительным требованиям и нормам пожарной безопасности и обустроен без учёта сохранности сети востребованных пешеходных маршрутов. Поэтому товарищество собственников должно демонтировать калитку и ворота, которые препятствуют проходу людей. Иск собственников был удовлетворён.

На каком расстоянии от окон МКД можно устанавливать скамейки и урны

Сносу подлежит мешающий проезду спецтехники и преграждающий доступ к объектам благоустройства забор

ТСЖ подало апелляционную жалобу, указав на противоречивость заключения эксперта, недоказанность существования пешеходных маршрутов и наличия препятствий для свободного доступа жителей домов к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства. В ГрК РФ и законодательстве Брянской области нет ограничений и запретов на возведение металлических ограждений на придомовой территории, отсутствует указание на необходимость подготовки проектной документации и получения разрешения на строительство.

Судья внимательно разобрал результаты проведённой экспертизы и рецензию на неё, в которой указывалось на неправильные выводы эксперта и ошибки. Однако суд подтвердил, что в результате действий ответчика по установлению ограждения придомовой территории было нарушено право общей долевой собственности жителей соседних домов, в том числе истцов. Поэтому ТСЖ обязано демонтировать металлическое сетчатое ограждение, расположенное в границах соседнего земельного участка.

Но убирать калитки и ворота, по мнению суда, ТСЖ не обязано: они расположены в границах земельного участка дома, которым управляет товарищество, их установка утверждена общим собранием собственников. Муниципалитет самостоятельных требований относительно спорного ограждения не заявил и не предоставил доказательств, что оно возведено с нарушением градостроительных норм и правил.

Суд пришёл к выводу, что отсутствие согласования проекта установки ограждения многоквартирного дома само по себе не может служить причиной для его демонтажа. Также судья не нашёл оснований для утверждения, что забор препятствует проезду спецтранспорта, а запертые калитки создают помехи для беспрепятственного доступа истцов к пешеходным и автодорогам.

Возле спорных домов есть и другие проезды и тротуары. То, что обходные пути длиннее, чем через придомовую территорию ограждённого МКД, само по себе не говорит о нарушении прав и законных интересов истцов.

Апелляционный суд изменил решение первой инстанции, отменив обязанность ТСЖ убрать калитки и автоматические ворота, перераспределил судебные и иные расходы между сторонами. Обязанность товарищества убрать ограждение с придомовой территории соседнего МКД осталась в силе.

Кроме этого:  Стоимость на установку кондиционера в Люберцах

Зачем УО благоустраивать двор дома и какие объекты там установить

Право собственников установить на придомовой территории забор не нарушает конституционных прав граждан

Истцы попытались оспорить такое положение вещей в Конституционном Суде РФ. Один из них поставил под сомнение конституционность ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ, ч. 1 ст. 43 ЗК РФ. По мнению заявителя, оспариваемые норм не соответствуютч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 36 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ. Они позволяют собственникам помещений в многоквартирном доме устанавливать ограждения на земельном участке, находящемся в их общей долевой собственности, без согласования данного вопроса с муниципалитетом.

Но КС РФ не согласился с позицией собственника помещения в МКД, указав, что в соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения могут иметь в частной собственности землю. Собственники вправе свободно владеть и пользоваться землёй, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования определяются на основе федерального закона.

  1. Оно не выходит за пределы земельного участка, включённого в общее имущество МКД.
  2. Ограждение согласовано с муниципалитетом и соответствует составленному проекту.
  3. Забор не препятствует проезду спецтраспорта и не перекрывает единственный проход граждан и проезд к городским элементам благоустройства и дорогам.

При этом препятствием для установки ограждения не может стать недовольство жителей соседних домов, у которых из-за этого удлиняется путь до остановки или магазина.

Источник



Заборы под снос

Верховный суд запретил проводить межевание без соседей

alt=»Верховный суд запретил произвольно межевать территорию городских кварталов. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС»/> Верховный суд запретил произвольно межевать территорию городских кварталов. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

История, которая дошла до Верховного суда страны, типична. В жилом комплексе, состоящем из пяти корпусов, один решил обособиться. ТСЖ того корпуса оформило в свое пользование большой участок вокруг дома и перегородило свою как бы придомовую территорию. Железный занавес был установлен посреди общего двора, ведь изначально жилой комплекс строился как единый квартал. Теперь один из корпусов стал первым среди равных. Внутри — детские площадки, спортгородок, клумбы.

Жильцам же других домов, как говорится, ни пройти ни проехать.

Фото: iStock

"Собственники помещений корпусов 1, 3, 4, 5 фактически оказались лишены элементов благоустройства и озеленения придомовой территории, предназначенных для обслуживания и эксплуатации всех пяти корпусов жилого комплекса", говорится в материалах Верховного суда.

Забор ограничил жильцам остальных четырех корпусов многоквартирного дома проход через придомовую территорию жилого дома, а также въезд и выезд транспортных средств, в том числе специальной техники: "скорой помощи", пожарных и других.

Как такое получилось? Формально все было по закону: был разработан проект межевания территории, проведены публичные слушания, чиновники утвердили новые границы участков. А после того, как нужные печати были поставлены, в ноябре 2017 года во дворе появился забор.

Как нередко бывает, для жильцов остальных корпусов стало новостью, что, оказывается, были публичные слушания, якобы кто-то интересовался их мнением. Но как бы то ни было, пришлось судиться.

Нижестоящие инстанции поддержали чиновников и огороженный корпус. Мол, раз все формальности соблюдены, то забору быть. Но это лукавая логика, и закону она не соответствует. Верховный суд детально объяснил, в чем были неправы те, кто решил забрать себе часть общего двора.

"Судебная коллегия Верховного суда РФ отменила ранее вынесенные судебные акты и приняла новое решение, — рассказал "РГ" старший юрист адвокатского бюро Денис Глухов. — Судьи указали, что собственники помещений в многоквартирных домах становятся совладельцами земельного участка под ним с момента его формирования в кадастре. Нарушения же их прав, как собственников земельного участка, проектом межевания могут устраняться в порядке негаторного иска, требование о соблюдении срока исковой давности к которому не применяется".

Фото: mantinov / iStock

По его словам, Судебная коллегия отметила, что нарушение проектом межевания нормативов определения площади участков, выделяемых под домом, не может быть признано законным. А тайные публичные слушания не могут служить прикрытием для неправомерного перераспределения земли.

"Из определения ВС стало понятным, что исключительно формальный подход судей нижестоящих инстанций к рассмотрению такого спора недостаточен: коллегия критически оценила формальное проведение публичных слушаний, указав на обязательность учета мнения населения, высказанного в ходе данной процедуры, так как иное противоречит ее существу", — говорит Денис Глухов.

В данном случае слушания проводились в режиме секретной операции, на них присутствовал только один жилец, и по стечению обстоятельств это был жилец того самого корпуса, который огораживал себя забором. Надо ли говорить, что жильцу все понравилось. Но было ли это мнением общественности?

Видимо, по причине своей природной скромности, организаторы слушаний не стали широко распространяться, что такое обсуждение проводится. Ни плакатов, ни объявлений, ничего не было. Просто тихо послушали сами себя и все.

При этом в суде ответчики привели дивный довод, мол, результаты слушаний все равно не могли повлиять на окончательное решение. Нижестоящие суды с этим согласились. Мол, чиновники вправе учесть имеющиеся замечания, однако данные замечания не являются обязательными к принятию. Но судьи, особенно нижестоящие, тоже люди, и они могут ошибаться.

Фото: РИА Новости

"Между тем публичные слушания — это форма реализации прав населения, проживающего на соответствующей территории, на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления посредством публичного обсуждения общественно значимых вопросов, — отметил Верховный суд. — Целью публичных слушаний является выявление общественного мнения по вопросам, вынесенным на публичное слушание".

Кроме этого:  Установка для гидроиспытаний ПНУ 2 опрессовщик электрический

Конечная цель такого обсуждения, продолжает Судебная коллегия, выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

"Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания", — подчеркнул Верховный суд.

Иными словами, мнение людей надо услышать и учесть, а формальные публичные слушания в данном случае этого не позволили.

"Безусловно, для последующей практики определение крайне ценное, имеет подробную аргументацию для собственников жилых помещений, а также будет полезно городским административным структурам для принятия дальнейших распоряжений в вопросах городского землеустройства", — говорит Денис Глухов.

Владимир Груздев, председатель правления Ассоциации юристов России:

Хотя разъяснения даны по поводу конкретного дела, выраженные в документе правовые позиции Верховного суда России крайне важны. На них теперь должны ориентироваться нижестоящие судебные инстанции. Именно так и вырабатывается единая судебная практика: по схожим вопросам принимаются уже выработанные на примере других дел и ставшие стандартными решения.

Проекты застройки должны работать на благо: создавать комфортную среду, развивать инфраструктуру, не нарушая права граждан, живущих по соседству. Возникающие спорные вопросы должны решаться цивилизованным способом, создавая комфорт для новых проектов, нельзя разрушать уже сложившиеся условия других.

* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Источник

Собственники вправе возвести забор вокруг многоквартирного дома, даже если это лишает иных граждан коротких путей передвижения

Губин Виталий

Но только в том случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме при устройстве забора соблюден ряд требований.

Правовое обоснования возможности возведения забора

В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса РФ” с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В силу положений статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право в том числе возводить сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно пункту 1 статьи 43 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

По общему правилу действия собственника по ограждению находящегося в его частной собственности земельного участка не запрещены действующим законодательством, в силу чего сами по себе противоправными не являются.

Следовательно, собственники самостоятельно распоряжаются своим общедолевым имуществом, в том числе самостоятельно принимают решения о возведении ограждения вокруг своего многоквартирного дома.

Отсутствие обязанности по получению разрешения для возведения забора

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» в состав общего имущества многоквартирного дома включается земельный участок, на котором расположен дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета с элементами озеленения и благоустройства.

Решение об изменении элементов благоустройства прилегающей к жилому дому на территории в границах предоставленного земельного участка принимается на общем собрании собственников жилых помещений и осуществляется в установленном законом порядке.

В соответствии с требованиями п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Забор не обладает полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится, а также от других находящихся на земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого (движимого) имущества.

Тем самым забор не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, служит вспомогательной постройкой по отношению к основному зданию многоквартирного жилого дома, выполняет лишь обслуживающую функцию посредством создания условий для обеспечения безопасности и предотвращения несанкционированного проникновения на территорию, т.е. возведено для обеспечения безопасности основного объекта – придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: “адрес”, в связи с чем в силу ст. 135 ГК РФ, п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ является объектом вспомогательного назначения и соответственно не относится к объектам капитального строительства.

Кроме этого:  Установка и удаление LibreOffice на разных платформах

Таким образом, специальных разрешений для возведения забора, за исключением решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, не требуется.

Ограждения (заборы) являются элементами благоустройства

В силу п. 38 ст.1 Градостроительного кодекса РФ элементы благоустройства – декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Согласно п. 1.4. Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 г. N 711/пр, ограждения (заборы) относятся к элементам благоустройства.

Градостроительный кодекс РФ, иные законы Российской Федерации, не содержат ограничений и запретов на возведение металлических ограждений на придомовой территории.

В соответствии с пунктом 6.3.2. Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 г. N 711/пр, на территориях общественного, жилого, рекреационного назначения рекомендуется применять декоративные ажурные металлические ограждения и не рекомендуется применение сплошных, глухих и железобетонных ограждений, в том числе при проектировании ограждений многоквартирных домов.

Для обустройства забора необходимо соблюдение требованиям пожарной безопасности и требований о доступности к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства города

Т.е. ограждение должно быть выставлено таким образом, что бы к зданию могла беспрепятственно проехать спецтехника в целях устранения пожаров и иных чрезвычайных ситуаций.

Устройство ограждения вокруг многоквартирного дома будет законным, если имеется наличие иных маршрутов, обеспечивающих беспрепятственный доступ граждан к общей транспортно-пешеходной сети и другим элементам благоустройства. При этом бОльшая протяженность данных маршрутов по сравнению с маршрутом через придомовую территорию многоквартирного сама правового значения не имеет.

Источник

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Прокуратура республики разъясняет порядок установки собственниками помещений в многоквартирном доме ограждений на придомовых территориях

Прокуратура республики (Республика Ингушетия). 08 февраля 2016

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) вопросы, связанные с принятием решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе о введении ограничений пользования этим участком, отнесены к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

При этом в соответствии со ст. 16 Федерального Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Данная статья регулирует два случая: когда земельный участок уже сформирован на момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и когда требуется его формирование.

В первом случае земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в силу указания закона.

Во втором случае на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в орган государственной власти с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета такой участок также переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Названные собственники вправе реализовывать свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению таким участком в пределах, установленных законодательством, в том числе ЖК РФ, в части ограничений режима распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме Установка ограждающих устройств осуществляется по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников и осуществляется за счет собственных средств собственников помещений в многоквартирном доме.

Такое решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с приложением проекта размещения ограждающего устройства, в котором указывается место размещения, тип, размер, внешний вид ограждающего устройства, направляется уполномоченным собственниками лицом для согласования в совет депутатов муниципального округа, на территории которого планируется размещение соответствующего ограждающего устройства.

Решение о согласовании установки ограждающего устройства либо об отказе в согласовании принимается советом депутатов в срок не позднее 30 дней со дня поступления документов

В случае установки и последующей эксплуатации ограждающих устройств собственники помещений в многоквартирном доме обеспечивают круглосуточный и беспрепятственный проезд на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб.

Запрещается установка и эксплуатация ограждающих устройств, препятствующих или ограничивающих проход пешеходов и проезд транспортных средств на территории общего пользования.

В случае нарушения требований Порядка при установке ограждающих устройств ограждающие устройства подлежат демонтажу и перемещению на специально организованные для хранения площадки в порядке и на условиях, аналогичных порядку, установленному для освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

Источник