В. Позитивное самопредъявление и гиперсоциальность

Синдром позитивного самопредъявленияблизок к синдрому негативного самопредъявления с тем отличием, что в этом случае внимание привлекается не посредством нарушения правил, а, напротив, посредством их подчеркнутого соблюдения. Для младшего школьника с позитивным самопредъявлением характерна позиция «образцового ученика».

Вполне возможно (и даже довольно распространено) парадоксальное сочетание у одного и того же ребенка элементов как негативного, так и позитивного самопредъявления. Эти психологические синдромы, несмотря на их внешнюю противоположность, очень близки между собой. Оба они характерны для детей с особенно высокой потребностью во внимании к себе со стороны окружающих. Они полярно различаются по внешним формам поведения, но в их основе лежит один и тот же общий психологический склад.

Ребенок с позитивным самопредъявлением не забывает говорить «спасибо» и «пожалуйста», вежливо здороваться и прощаться. Изображая «идеального ребенка» — «пай-мальчика» или «пай-девочку», — он добивается практически того же, чего добивается ребенок с негативным самопредъявлением, изображая «ужасного хулигана». Разумеется, формы внимания, получаемого при позитивном самопредъявлении, более привлекательны: похвалы, восхищение и умиление взрослых.

Дети с позитивным самопредъявлением почти никогда не попадают к психологу по направлению учителя. Однако таких детей нередко приводят на консультацию родители. Дело в том, что во многих случаях позиция «идеального ребенка» удерживается только в социальных ситуациях, тогда как в домашней жизни ребенок может быть совершенно невыносим. Причина того, что в домашней жизни ребенок перестает играть роль «образцового мальчика» или «образцовой девочки», состоит в том, что родители, привыкнув к хорошему поведению, начинают считать его нормой и перестают обращать на него внимание. Чтобы вернуть себе их внимание, ребенку приходится прибегать к другим средствам — например, заимствованным из арсенала негативного самопредъявления.

Приведем пример ребенка с сочетанием позитивного и негативного самопредъявлепия.

Антону Б. Влет. Мама жалуется, что дома он все время делает что-нибудь недозволенное. Впрочем, нарушения не выглядят особенно серьезными. На просьбу психолога привести какой-либо пример она ответила: «Например, примется вырезать из бумаги салфетки в большой комнате. Намусорит по всему полу как раз перед приходом гостей, хотя я ему сто раз говорила, чтобы он это делал у себя в детской. Или над собакой начнет издеваться, а ведь мы по его просьбе ее и взяли. А может уйти гулять, когда я ему запретила.»

Вместе с тем, мама отмечает, что поведение Антона очень различно в разных ситуациях. Как она сообщила, «в гостях или в каком-нибудь новом месте, как у вас, он — просто ангел. В школе тоже его хвалят. А вот дома он невыносим.»

Пока психолог беседовал с матерью мальчика, Антон, ожидавший в соседней комнате, трижды заглядывал в кабинет со словами: «Простите, Вы еще не кончили? Я уже устал ждать.» Получив ответ, что ему придется еще немного подождать, он с покорным вздохом выходил из кабинета. В руках у него при этом была книга, которую он сам выбрал на полке: энциклопедический том «История земли». По-видимому, она должна была доказать, что Антон — образцовый мальчик, любящий чтение и интересующийся науками.

В результате психологического обследования подтвердилось впечатление о высокой демонстративности Антона, полученное в наблюдениях. Обнаружилась также высокая конформность, типичная для синдрома позитивного самопредъявления (хотя и не являющаяся обязательным признаком). У мальчика оказался весьма высок уровень умственного развития, что позволяет ему и в школе привлекать к себе внимание позитивными способами, выступая в роли отличника.

Сочетание позитивного самопредъявления с негативным облегчается тем, что центральным моментом в обоих этих синдромах является именно само предъявление, то есть постоянное исполнение какой-либо роли, характерное для демонстративной личности. То, какой будет эта роль в каждый конкретный момент, зависит от ситуации. Вместе с тем, позитивное самопредъявление не обязательно требует столь ярко выраженной демонстративности, как негативное. В этом случае усилия окружающих прямо (а не косвенно, как при негативном самопредъявлении) направлены на поддержание соответствующих форм поведения, поэтому даже довольно умеренной

У детей с позитивным самопредъявлением нередко возникают трудности в общении со сверстниками. Если в классе отсутствует принятие оценок учителя, а тем более если отношения с ним конфликтны (что часто бывает в подростковом возрасте, а иногда и в конце младшего школьного), то ребенок с позитивным самопредъявлением вызывает у одноклассников отрицательное отношение. Таким образом, ситуации, приводящие к трудностям в общении у детей с позитивным и с негативным самопредъявленнием, противоположны.

Основой для вывода о наличии синдрома позитивного самопредъявления(в сочетании с элементами негативного) служит сочетание следующих показателей:

• жалобы на то, что поведение ребенка очень различно в разных ситуациях. Как правило, в социальных ситуациях оно намного лучше, чем дома, однако в отдельных случаях встречается и противоположное соотношение;

• демонстративное проявляющаяся в материалах обследования (не обязательно столь яркая, как при негативном самопредъявлении);

• подчеркнуто «благовоспитанное» поведение во время обследования.

Гиперсоциальность.В подростковом возрасте психологический синдром позитивного самопредъявления имеет тенденцию сменяться гиперсоциальностью. Она характеризуется самосознанием «образцового члена общества» (основная особенность психологического профиля) и внешне высоко конформным поведением (основная особенность деятельности). Вместе с тем, часто наблюдается парадоксальное вкрапление в этот образ элементов демонстративного нигилизма.

Кроме этого:  Китайские установки для стоматологии

Подростки с гиперсоциальностью редко попадают к психологу, -гак как обычно и общество, и родители только приветствуют установку па гиперсоциальное поведение. Однако в некоторых случаях возникают проблемы, связанные с попыткой ребенка адаптироваться не к тем слоям общества, которые принимаются его родителями. Чаще всего подобные проблемы связаны с ситуацией эмиграции.

Марине Д. 12 лет. Родители обратились за консультацией с жалобой на то, что они не имеют контакта с девочкой и не могут влиять на ее установки и поведение. Семья два года назад эмигрировала из России в Израиль. Родители Марины общаются только с другими эмигрантами из России. Напротив, сама Марина с самого начала жизни в стране пыталась контактировать с коренными израильтянами. Примерно через год ей удалось войти в компанию, где она была единственной эмигранткой. Этот успех побудил ее окончательно прекратить контакты с какими-либо эмигрантами из России.

Марина говорит только на иврите и пытается запрещать родителям говорить по-русски на улице и в публичных местах. Поскольку они почти не говорят на иврите, практически она запрещает им говорить вообще. В результате они почти никуда с ней находят. Марина любит ходить в гости к своим израильским подругам, но к себе их не приглашает, поскольку стесняется своей квартиры и своих родителей.

Во время общения с психологом Марина утверждала, что плохо помнит русский язык, поэтому обследование проводилось на иврите. Однако периодически приходилось давать пояснения на русском языке, который в действительности девочка знает намного лучше, чем иврит. Обследование показало, что у Марины высок уровень демонстративности. Самооценка снижена. Проявляются конформные установки. Имеется представление о превосходстве коренных израильтян над эмигрантами, которое побуждает девочку бороться за статус «настоящей израильтянки». Эти попытки встречают полное одобрение в группе, к которой она принадлежит, но препятствуют общению с эмигрантами (прежде всего, с ее собственной семьей).

Вывод о том, что у подростка имеется психологический синдром гиперсоциальности, делается при сочетании следующих показателей:

• подчеркнутое следование общепринятым стандартам в одежде,
поведении, образе жизни;

• принятие установок и ценностей общества (конформность);

• повышенный уровень демонстративности (повышение может быть не особенно сильным).

Варианты развития, связанные с тревожностью и депрессивными тенденциями

Источник



Гиперсоциальность

* * *
[греч. hyper — над, сверх лат. socialis — общественный] — 1) Форма поведения, определяемая повышенным уровнем конформности, стремлением к соблюдению всех предписанных норм и правил поведения, в первую очередь — формальных. 2) Психологический синдром, складывающийся в подростковом возрасте и характеризующийся внешне высоко конформным поведением, призванным обеспечить подростку успех у окружающих и их внимание. Как правило, Г. складывается на основе позитивного самопредъявления. При Г. межличностная ситуация развития определяется высокой включенностью подростка в социальные структуры — молодежные движения и организации, просоциальные неформальные группы и т.п. (литературным примером может служить Тимур из повести А. Гайдара «Тимур и его команда»). Главные особенности психологического профиля — высокая потребность во внимании к себе (демонстративность) и самосознание «образцового члена общества». Вместе с тем, часто наблюдается парадоксальное вкрапление в этот образ элементов демонстративного нигилизма. Прогноз дальнейшего развития при Г. благоприятен, однако иногда она может препятствовать полноценной самореализации личности, раскрытию ее творческого потенциала. А .Л. Венгер

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое «Гиперсоциальность» в других словарях:

Гиперсоциальность — избыточная зависимость индивида от сложившихся у него представлений о социальных нормах, следование в своем поведении этим представлениям в ущерб личным потребностям, желаниям, привязанностям как своим, так и нередко окружающих … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Гипер- — (hyper , греч. hyper над, сверх, по ту сторону) приставка, обозначающая чрезмерную степень качества и одновременно его мнимость, болезненную преувеличенность; переступая свою меру, оно переходит в противоположность, усиливаясь, приводит к… … Проективный философский словарь

Депрессия — пониженное, мрачное настроение (тоска), сочетающееся с двигательной заторможенностью и замедлением ассоциативного процесса. * * * – психическое состояние, характеризующееся подавленностью, снижением умственной и психосоматической деятельности,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Клиническая картина неврозов — Неврастения. Данный невроз проявляется повышенной возбудимостью и раздражительностью в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью. Согласно Е. К. Краснушкину причины возникновения неврастении объясняются утомлением. Включаются защитные… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Позитивное самопредъявление — [лат. positivus положительный] психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и проявляющийся в подчеркнутом соблюдении ребенком правил поведения, исполнении им роли «образцового ребенка». Для межличностной ситуации развития при П … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

АНОРЕКСИЯ — (от греч. an отрицательная частица, аппетит) психопатологический синдром, выражающийся в навязчивом стремлении к снижению веса, которое реализуется при помощи диеты или полного отказа от еды, физических упражнений, приема лекарственных препаратов … Социология: Энциклопедия

Кроме этого:  91008 A Фаркоп Motodor Kia Sorento c 2020 Hyundai Santa Fe с 2021 оцинк Шар

Диагностика межличностных отношений — (ДМО). Л. Н. Собчик. Вербальная методика диагностика межличностных отношений (ДМО) апеллируя, на первый взгляд, к осознаваемому Я, позволяет получать достаточно объективную информацию. Автор оригинального теста Т. Лири был последователем идей Г.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Источник

Гиперсоциальность

Это очень хорошая вещь. Но при одном условии: если она развита у всех членов социума.
Что это такое? Ну вот помните, был такой мультфильм про обезьянку, удава, слоненка и попугая. Так вот, там в одной серии мартышке объясняли, что прежде чем съесть банан, надо предложить его товарищу. Мартышка долго удивлялась (это же мой банан!), но в конце, как полагается, все осознала и воскликнула:
— Я поняла! Быть воспитанным хорошо! Ты кому-нибудь что-нибудь предложишь — тебе кто-нибудь что-нибудь предложит!

Сейчас считается, что воспитывать детей в таком духе вообще плохо. Нельзя даже. Мой банан — это мой банан! Дальше идут красивые рассуждения о «границах личности», о «праве на собственность» и так далее. Еще дальше — реальная неспособность альтруиста устроиться в жизни, необходимость «идти по головам», чтобы занять даже самую смешную должность, словом, постоянное лузерство гиперсоциальной личности. И соответственно, торжество и победы личностей эгоистических.
Все кажется справедливым. Но — и у всего добившегося эгоиста отчего-то пропадает смысл жизни. Депрессии как массовое заболевание, фобии, психосоматика, самоубийства, а к пожилому возрасту наступает вообще труба.
Потому что на самом деле мы социальные существа. Нам в кайф жить только тогда, когда вокруг — любящие и любимые, родные, близкие, друзья. То есть можно неплохо устроиться и в одиночку, но — чего-то будет не хватать. Потребность в социальных контактах — одна из базовых. А чтобы ее поддерживать. увы, иногда надо делиться «бананами»! У более развитого человека есть и потребность ощущать себя членом общества (не только семьи и друзей), жить интересами общества, работать для него, ощущать свою полезность (социальная реализация).

Поэтому часто с удивлением отмечают, что в социалистических-то странах (например, СССР или ГДР) люди чувствовали себя спокойнее, свободнее. Нормой была солидарность. Альтруисты тоже проигрывали, но не фатально — для получения работы и социальных благ не требовалась жесткая конкуренция.

Засада заключается в том, что гиперсоциальность воспитывали не у всех. Во-первых, ее явно воспитывали в основном у девочек, но не у мальчиков. В сущности, подавляющее большинство мужчин (по моим наблюдением, процентов 90) — воспитанные эгоисты, с эгоизмом, доходящим до патологии. Есть исключения. Но в целом пресловутая «мужчинскость» — это и есть эгоизм: убежденность в своей правоте в любых обстоятельствах, соблюдение исключительно своих интересов, бездумное использование чужих услуг, с уверенностью, что конечно же, эти услуги тебе должны быть предоставлены; отсутствие эмпатии, умения и желания заботиться об окружающих. Это не фатально. Иногда такие мужчины бывают очень привлекательными, приятными. Они могут случайно приносить пользу обществу (скажем, на работе или в политической деятельности). Если они не совсем уж психопаты, они могут воздерживаться от травли домашних и казаться «идеальными мужьями». Они даже более привлекательны, чем мужчины-альтруисты. Но однако их воспитали для того, чтобы они заботились о себе и беспокоились почти исключительно о своих интересах. И все их жизненные достижения, само их обаяние, их успехи — результат того, что кто-то рядом заботился о них, и что сами они жили исключительно для себя любимого. И это, повторяю, подавляющее большинство нормальных мужчин, другие — являются редкостью.

Даже в мультике гиперсоциальность воспитывают у Мартышки, и не у ее товарищей мужского пола. Как странно, правда? Предполагается, что Слоненок, Попугай и Удав и так уже, от природы, являются правильно воспитанными (они же в конце без напоминаний передают друг другу банан). Что на самом деле, конечно, не так.

Но все это не только гендерная проблема. Как уже сказано, несколько процентов мужчин тоже становятся гиперсоциальными, а некоторые даже имеют проблемы с границами личности. В то же время, довольно много девочек вырастают эгоистками, лишенными сочувствия к людям. Воспитание по-разному влияет на детей, дети обладают разной чувствительностью, разными врожденными качествами. Да и семьи-то ведь очень разные.

В итоге получается неприятная ситуация. На каком-то этапе жизни Мартышка с изумлением понимает: банан к ней не вернется. На самом деле все иначе: ты кому-нибудь что-нибудь предложишь — и можешь некоторое время наслаждаться своей позитивностью и надеждой на счастливое будущее с этим человеком. А тебе уже никто ничего не предложит в ответ!
Причем довольно часто это осознание приходит лишь в старости. Поэтому в немецком, например, есть такая поговорка: «Скорее мать вырастит десятерых детей, чем десять детей позаботятся об одной матери». Выясняется, что все твое вкладывание в других привело лишь к тому, что теперь ты можешь думать о себе с гордостью (хотя к этой гордости примешивается неприятное сознание лузерства. а может, стоило как раз позаботиться о себе?) Они в тебя в ответ вкладываться не будут. Да что вкладываться, даже потратить несколько минут на телефонный разговор — и то не могут.
Здесь помогает религиозность: дескать, все это я сделала для Бога, а Бог в ответ позаботится обо мне. Тоже вариант, конечно. Кстати, церковная практика усиливает гиперсоциальность у тех, кто к этому способен («подумай о своих грехах», «ты во всем виновата сама», «надо заботиться о ближних») и абсолютно никак не влияет на асоциальных типов. Я еще ни разу не встречала эгоиста или эгоистку, которые в церкви преобразились бы и начали думать о ближних. Скорее почему-то наоборот — они утверждаются в своем эгоизме и находят для него оправдания.

Кроме этого:  Разнообразие дверей от ОТИСГРУПП

Современное общество внушает элементарный вывод: что же, значит, следует заботиться только о себе, жить только собой, раз есть вокруг эгоисты — значит, эгоистами должны стать все.
Однако это губительно для общества: а что вы будете делать без тех, кто все-таки вкладывается в вас? Без матерей, без представителей «помогающих профессий» (по призванию), вообще без всех тех, кто что-то делает для других? Без активистов, требующих соблюдения ваших экономических и политических интересов (причем часто в ущерб себе лично)?
И это губительно для самой личности, потому что см. выше: депрессии и прочее. Человек — существо социальное, и кайф от жизни получает на самом деле только в присутствии человеческого общества, это относится и к интровертам, и даже к аутистам. Есть, конечно, гнусный вариант, когда человеческое общество банально покупается за деньги: имея деньги, можно купить жену, друзей и даже почитателей. Но денег для этого нужно все-таки очень много, таких сумм у нас с вами нет и не будет.

Видимо, надо найти грань между социальностью — и отсутствием границ, знать, где ты помогаешь и вкладываешься — а где уже нет.
Но все же я надеюсь, что когда-нибудь возникнет общество, где альтруистами будут воспитываться все. В принципе, это возможно, но только при коллективном правильном воспитании. И там действительно, можно будет делиться бананами и знать, что этот банан вернется к тебе обязательно.

Источник

Что такое гиперсоциальные установки

Гиперсоциальная женщина — это, прежде всего, её сверхморальность. В обыденном сознании мораль и нравственность синонимы. Но надо сказать, что мораль и нравственность не одно и тоже. Мораль есть социальная, общественная этика, она базируется на должном поведении в обществе. Мораль ориентирует человека на избранный в данном обществе образец поведения. Мораль достаточно целесообразна, но относительна. Для морали вовсе не обязательно понятие совести, ей вполне достаточно рассудочности человека.

Другое дело, что общество наивно пологает своё устройство наилучшим, а потому и мораль свою желает сделать «совестью» своих граждан. Нравственность, как этика личности, предпологает в человеке способность любить и сострадать, сопереживать другим по совести. Выражаясь кратко: нравственность — этика сердца, мораль — этика ума.

Смешение морали и нравственности в системе жизненных ценностей особенно ярко проявляется у гиперсоциальной женщины.Желание добра и любви подменяется требованиями морали, т.е. упорядоченного поведения в обыденной жизни. Её логика убого прямолинейна: если все станут «сознательными членами общества», то наступит всеобщее благоденствие. И она желала бы быть катализатором этого сознательного «прозрения». Общественное лидерство глубоко захватывает её, она буквально пронизана своим участием в социальном строительстве.

Социум в её лице имеет неподкупную жрицу общественной морали. Душу свою она вкладывает в деятельнсть весьма далёкую от истинно женского призвания в жизни. Банальная как прописная истина, она желает изменить окружающих к лучшему назойливо-придирчивой сверхопекой и мелочно-прилипчивой регламентацией их жизни. Именно такие, как она — самые бездарные его развратители, потому что всякая сверхморальность всегда вызывает естественныц протест и неприятие её, особено в среде молодёжи. Предпочитая быть «мужественной женщиной», она жаждет судилища всюду и везде.

Было бы ошибочно утверждать, что желание нравиться мужчинам ей совершенно чуждо. Она хотела бы привлекать к себе их внимание, но прежде всего своим «высокоморальным поведением». Её платье, как и причёска — сплошная «строгость», тона не яркие, стёртые, темноватые. Платье для неё скорее форма.

Союз гиперсоциальной женщины с мужчиной в лучшем случае — союз символической «матери» с символическим «сыном». Муж для неё — вечный ученик, беспрестанно сдающий экзамен на атестат зрелости. В её отношении к детям много казёнщины и наставленчества. Дети у неё эмоционально обкрадены, лишены радости в общения с ней. Она обращается с ними не как мать, а как Родина-мать. Она во что бы то ни стало хочет властвовать в семье, беря на себя решение всех жизненных прблем семьи. Но потребность властвовать есть неосознанная потребность бегства от собственной душевной закомплексованности и признания духовной ущербности.

Источник