Явления неосознаваемой установки.

В отече­ственной психологии существовало целое направление, разрабатывающее пробле­му установки в очень широких масштабах. Данное направление было создано ос­нователем грузинской школы психологов Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886-1950), который многие годы разрабатывал его со своими учениками.

Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 — 1950) — грузинский советский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки. Образование получил в Лейпциге и Харькове. Основатель и профессор Тбилисского государственного университета, где создал кафедру психологии, директор Института психологии АН Грузии, академик АН Грузии. Возникая при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации её удовлетворения, установка, по Узнадзе, представляет собой целостное, недифференцированное состояние субъекта, предшествующее деятельности. В советской психологии «установка» Узнадзе была легальной формой «бессознательного»

Можно предположить, что скорость и точность реагирования человека на какой-то раздражитель зависит от навыка совершать определенные действия, по­этому навык и установка — это одно и то же. Однако следует подчеркнуть, что понятия «навык» и «установка» абсолютно не тождественны. Если навык прояв­ляется во время осуществления действия, то готовность относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.

Установка важна для человека, поскольку обеспечивает в случае внезап­ной необходимости выполнение заранее спланированного действия. Такая готов­ность даже при воздействии другого, не ожидаемого раздражителя может вызвать выполнение заранее предполагаемого действия, что, конечно, очень часто являет­ся ошибкой. Такое явление получило название «ошибки установки».

Опыт по определению вкуса каши. Сладкая каша с одной стороны тарелки обиль­но посыпается солью. Детям дошкольного возраста дают ее пробовать, причем, первым шести-семи ис­пытуемым предлагают сладкую кашу, а последнему — соленую. Под воздействи­ем мнения первых испытуемых о том, что каша сладкая, последний уверен, что каша будет сладкой, и даже почувствовав во рту соль, все равно говорит, что каша сладкая. Это объясняется, с одной стороны, боязнью выглядеть не так, как все. А с другой — тем, что в процессе проведения эксперимента, пока испытуемый ждал своей очереди попробовать кашу, в его сознании сформировалась установка, что каша сладкая (поскольку все это говорят), и когда его спросят о том, какая каша, он должен будет ответить, что каша сладкая. Поэтому, даже попробовав соленую кашу, он, следуя групповой установке, все равно говорит, что каша сладкая. В этом примере мы сталкиваемся с явлением осознаваемой установки. Испытуемый, в определенной степени осознанно, дает неверный ответ.
Эксперимент с шарами. Испытуемому предлагалось оценить объемы шаров. Шары разных объемов ему дава­ли одновременно — один шар в правую руку, другой — в левую, 15 раз подряд в левую руку испытуемому давали шар большего объема, а в правую меньшего. Затем в 16 раз ему предлагают оценить шары одинакового объема, но он не может этого заметить и по-прежнему утверждает, что объем у ша­ров различен. При этом разные испытуемые давали один из двух вариантов отве­тов: а) в левой руке шар меньше, а в правой больше; б) продолжали утверждать, что в левой руке шар больше. Здесь имеет место явление иллюзии уста­новки. В первом случае — это контрастная иллюзия установки, заключающаяся в том, что испытуемый ожидал, что рано или поздно в левую руку будет предло­жено взять шар меньшего объема. Поэтому, ощутив изменение объема шара, он, не задумываясь, начинал утверждать, что в левой руке оказался шар меньших раз­меров. Во втором случае мы сталкиваемся с ассимилятивной иллюзией установ­ки, которая заключается в том, что испытуемый после пятнадцати одинаковых эк­спериментов ожидает повторения опыта. В результате целой серии подобных экспериментов Д. Н. Узнадзе и его сотруд­ники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема. Под­тверждением этого является один из вариантов эксперимента по оцениванию объемов шаров. Этот эксперимент проводился с использованием гипноза. Предва­рительно испытуемого вводили в гипнотическое состояние и в этом состоянии ему предлагали проделать первые пятнадцать установочных проб. Затем ему внуша­лось, что необходимо забыть все, что он делал. После выхода из гипнотического состояния испытуемый не помнил, что он делал, но когда ему предложили оце­нить объем шаров уже в состоянии бодрствования, он совершал ошибку, утверж­дая, что шары разные по объему, хотя на самом деле их объем был одинаковым.

Неосознаваемые установки действительно существуют и име­ют огромное значение для формирования осознаваемых действий.

Неосознаваемые сопровож­дения сознательных действий.

Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие.

· человек, слушающий музыку, в такт покачивает ногой.

· человек, орудую­щий ножницами, одновременно с этим двигает челюстями.

· лицо человека, кото­рый смотрит на другого, порезавшего руку, часто приобретает сочувствующее вы­ражение, при этом сам человек этого не замечает.

К неосознаваемым сопровождениям сознательных действий относятся непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений, сопровождающих действия и состояния человека

Такие неосознаваемые процессы могут рассматривать­ся как дополнительные средства коммуникации между людьми. В некоторых слу­чаях такие средства не только придают речи эмоциональную окраску, но и заменяют саму речь.

В науке они могут быть использованы как объективные показа­тели различных психологических характеристик человека.

Современная техника позволяет учитывать объективные индикаторы, практически не контролируемые со стороны сознания. К таким индикаторам относятся пульс, частота дыхания, артериальное давление, электрическая активность мозга, микродвижения глаз, зрачковая реакция и др.

Вопрос для самопроверки

В. Мессинг был способен «читать мысли». Артист предлагал любому присутствующему в зале человеку спрятать куда-нибудь какой-либо предмет или задумать какое-либо действие, которое необходимо совершить артисту. После чего В. Мессинг брал человека за руку и предлагал мысленно приказывать ему дви­гаться в направлении спрятанного предмета или совершать задуманное действие. В большинстве случаев В. Мессинг безошибочно выполнял все задуманные зри­телем действия или находил спрятанный предмет, что всегда приводило публику в восторг. Как Вы можете это объяснить?

Ответ: его номер основывался на хорошо развитой способности улавливать различные идеомоторные акты, т. е. тончайшие мышечные напряже­ния и микродвижения, которые сопровождают усиленное представление какого-либо действия. Данную информацию артист получал при контакте своей руки с рукой «индуктора» — зрителя, который мысленно давал ему команды

Неосознаваемые побудители сознательных действий

Исследования процессов, входящих в этот класс, прежде всего, связаны с именем Зигмунда Фрей­да.

З. Фрейда заинтересовал ряд фе­номенов, которые он наблюдал в экспериментах при применении гипноза. К ним относятся:

Ø неосознаваемость причин совершаемых действий.

Ø абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, данное ему гипнотизером, несмот­ря на то, что сам не знает, почему он это делает.

Ø стремление подыскать объяснение своему действию.

Ø возможность иногда путем длитель­ных расспросов привести человека к воспоминанию об истинной причине его дей­ствия.

Благодаря этим фактам и опираясь на ряд других, З. Фрейд создал свою теорию бессознательного.

Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три сферы, или обла­сти: сознание, предсознательное и бессознательное.

К категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком.

К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек рас­полагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они иницииру­ются при возникновении соответствующего стимула.

Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свой­ствами.

Первое свойство заключается в том, что содержание этой области не со­знается, но оказывает существенное влияние на поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что ин­формация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в созна­ние. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления.

По мнению Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечения­ми, главное из которых — сексуальное (либидо). Оно есть уже у младенца, но из-за существования множества социальных запретов сексуальные переживания вытес­няются из сознания и находятся в сфере бессознательного. Они (влечения) имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются, поскольку сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее, они периодически прорыва­ются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознатель­ного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы и исследовал их следующими методами.

Метод свободных ассоциаций Толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти законо­мерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заклю­чение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе используется ас­социативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться сло­ва, связанные с его скрытыми переживаниями.
Метод анализа сновидений Во время сна снижается уровень контроля созна­ния и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным проры­вом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.
Метод анализа невротических симптомов Невротические симптомы — это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психиче­ского состояния человека. Для того чтобы избавиться от невротических симпто­мов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы боль­ной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет из­лечен.
Метод анализа ошибочных действий К ошибочным действиям относятся: забывание определенных фактов, намерений, имен, а также описки, оговорки и т. п. Эти явления рассматриваются как следствие тяжелых или неприят­ных переживаний, связанных с тем или иным предметом, словом, именем и др. В свою очередь, оговорки или случайные описки объясняются тем, что в них содержатся истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других.

Вопрос для самопроверки

Испытуе­мому предлагали перечень слов на каждое из которых испытуемый должен был ответить пер­вым пришедшим в голову словом. А. Р. Лурия внес изменение в данную методику, предложив испытуемому вместе с называнием ответного слова нажимать на очень чувствительный датчик — мембрану пневматического барабанчика. В результате словесный ответ сочетался, или сопрягался, с моторной ручной реакцией, что по­зволяло учитывать не только произнесенное слово, но и то, как оно было произ­несено. Какую информацию извлекал специалист из анализа полученных данных?

(Ответ: На различные по значимости для испытуемого слова, произно­симые исследователем в качестве стимула, фиксировалась разная моторная реак­ция при сохранении нейтральной внешней реакции. Можно было получить данные, которые получают при использовании современных детекторов лжи) .

«Надсознательные» процессы

Одним из первых психологов, обративших внимание на надсознательные процессы, был У. Джеме. Собранные им факты он изложил в книге «Многообразие религиоз­ного опыта». Позднее на эту темы были опубликованы работы 3. Фрейда, Э. Линдемана и др. Наблюдаемые процессы У. Джемс называл бессознательными. Одна­ко позднее, после появления теории психоанализа, термин бессознательное приобрел слиш­ком специальный смысл, и стал применяться термин надсознательные. Эти процессы имеют качественное отличие от процессов, анализируемых в рамках теории Фрейда.

Термин «надсознательные процессы» использует в своих работах профессор Мос­ковского университета Ю. Б. Гиппенрейтер. По ее мнению, этот термин наиболее полно отражает смысл процессов, входящих в третий из рассматриваемых классов, поскольку процессы, входящие в этот класс, по своему содержанию и мас­штабам крупнее всего того, что может вместить сознание. Эти процессы лишь ча­стично представлены в сознании, тогда как основное действие разворачивается за его пределами.

Рисунок Соотношение сознания и неосознаваемых психических процессов

К категории надсознательных относятся процессы образования некоего интегрального про­дукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) рабо­ты. Например, при решении сложной проблемы. После долгого раздумья и перебора всевозможных вариантов вдруг, неожиданно, как-то само собой, появляется решение данной проблемы.

Таким образом, то, что вошло в сознание, является действительно инте­гральным продуктом, хотя непонятно, как пришло решение. Сам же процесс выработки решения остался неосознаваемым. В повседневной жизни подобные явления часто называют интуицией, т. е. спосо­бом принятия решения путем анализа на уровне, находящемся вне контроля со­знания.

Каковы основные характеристики надсознательного процесса?

Во-первых, субъект не знает того конечного решения или итога, к которому приведет надсознательпый процесс. В отличие от надсознательных процессов сознательные, или контроли­руемые субъектом, процессы характеризуются наличием четкой цели, к которой должны привести выполняемые нами действия.

Во-вторых, неизвестно, в какой момент надсознательные процессы прекращаются, потому что они, как правило, завершаются внезапно. Сознательные действия, наоборот, предполагают контроль за приближением к конечной цели и знание момента, в ко­торый они должны быть прекращены.

Кроме этого:  Что такое ограничитель перенапряжения и как он работает

Сознательные и надсознательные процессы постоянно соседствуют друг с дру­гом. Надсознательные процессы играют значимую роль в жизни людей. К рассматриваемому классу процессов следу­ет отнести процессы творческого мышления, процессы переживания значимых жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и др.

На рисунке представлено соотношение рассматриваемых процессов и сознания. В центре находится сознание, остальные процес­сы располагаются вокруг. Внизу расположены неосознаваемые механизмы сознательных действий (I). По своей сути это «технические исполните­ли» сознательных актов. Большинство из них образовалось в результате передачи функций сознания на неосознаваемые уровни.

На уровне сознания помещены неосо­знаваемые побудители сознательных дейст­вий (II). Они имеют для человека та­кое же значение, как и сознательные побудите­ли, но в отличие от последних неосознаваемые побудители сознательных действий вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и периоди­чески прорываются в сознание в особой симво­лической форме.

Процессы «надсознания» (III) по праву занимают вершину иерархической пирамиды соотношения психических процессов. Они раз­вертываются в форме работы сознания, длитель­ной и напряженной. Результатом ее является не­кий интегральный итог, который возвращается в сознание в виде новой творческой идеи, нового отношения или чувства.

Прежде всего, следует отметить, что неосознаваемое в различных формах про­является в сознании: иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские фе­номены, интегральный результат надсознательных процессов. Сведения о неосо­знаваемых процессах можно получить при анализе динамики формирования на­выков, а также при изучении информации, получаемой исследователем от разнообразных физиологических индикаторов.

Таким образом, психика человека чрезвычайно сложна и включает в себя не только сознание, но и процессы, которые не контролируются субъектом. Однако нельзя описать психику простым делением процессов на «сознательное» и «бес­сознательное». Сфера бессознательного имеет свою сложную и, вероятно, иерар­хическую структуру.

Творческое задание. Приведите пример надсознательных процессов, с которыми вы сталкивались в своей жизни. Ответ поместите на форуме.

Глоссарий

Автома­тические действия действия, которые являются врожденными или сформированы в первый год жизни ребенка, они при любых обстоятельствах не могут быть осознанными.

Автоматизированные действия (или навыки) дей­ствия, которые вначале были осознаваемыми, т. е. осуществлялись при участии сознания, но затем в результате многократного повторения и совер­шенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически. Они сформированы путем повторения и характеризуются высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля

Двигательный навык — автоматизированное воздействие на внешний объект, неоднократно осуществляющееся ранее, в целях его преобразования,

Перцептивный навык — автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик знакомого неоднократно ранее воспринимаемого объекта

Интеллектуальный навык — автоматизированный прием, способ решения ранее встречавшейся задачи

Установка — готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направ­лении.

Источник



Неосознаваемая установка

Понятие "установка" заняло в психологии очень важное место, наверное, потому, что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни человека.

В советской психологии существует целое направление – грузинская школа психологов – которое разрабатывает проблему установки в очень широком масштабе.

Неосознаваемая установка

Грузинские психологи являются непосредственными учениками и последователями выдающегося советского психолога Дмитрия Николаевича Узнадзе (1886 – 1950), который создал теорию установки и организовал разработку этой проблемы силами большого коллектива.

Собственно теорию установки я с вами разбирать не буду: это большая и сложная тема. Ограничусь знакомством с явлениями неосознаваемой установки.

Прежде всего, что такое установка.

Это – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.

Замечу, что речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка – к периоду, который ему предшествует.

Фактов, демонстрирующих готовность, или предварительную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они очень разнообразны. Как я уже говорила, они относятся к разным сферам психической жизни индивида.

Например:
Ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т. д.

Подобные преднастройки позы руки иллюстрируют моторную установку.

Спринтер на старте находится в состоянии готовности к рывку – это тоже моторная установка.

Если вы сидите в темной комнате и со страхом ждете чего-то угрожающего, то иногда и в самом деле начинаете слышать шаги или подозрительные шорохи. Поговорка "у страха глаза велики" отражает явления перцептивной установки.

Когда вам дается какой-нибудь математический пример, выраженный в тригонометрических символах, то у вас создается установка решать его с помощью формул тригонометрии, хотя иногда это решение сводится к простым алгебраическим преобразованиям. Это пример умственной установки.

Состояние готовности, или установка, имеет очень важное функциональное значение. Субъект, подготовленный к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, т. е. более эффективно.

Но иногда механизмы установки вводят человека в заблуждение (пример необоснованного страха). Приведу вам еще один пример, на этот раз, заимствуя его из древнекитайского литературного памятника.

Именно "ошибки установки", которые проявляются в ошибочных действиях, восприятиях или оценках, относятся к наиболее выразительным ее проявлениям и раньше всего привлекли внимание психологов.

Надо сказать, что не всякая установка неосознаваема. Можно сознательно ждать страшного – и действительно видеть страшное, можно осознанно подозревать человека в краже топора – и действительно видеть, что он ходит, "как укравший топор". Но наибольший интерес представляют проявления именно неосознаваемой установки. Именно с них и начались экспериментальные и теоретические исследования в школе Д. Н. Узнадзе (Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966) .

Основные опыты, которые явились отправной точкой для дальнейшего развития концепции Д. Н. Узнадзе, проходили следующим образом. Испытуемому давали в руки два шара разного объема и просили оценить, в какой руке шар больше. Больший шар, предположим, давался в левую руку, меньший – в правую. Испытуемый правильно оценивал объемы шаров, и проба повторялась: снова в левую руку давали больший шар, а в правую – меньший, и испытуемый снова правильно оценивал объемы. Снова повторялась проба, и так раз пятнадцать подряд (Повторение проб служило цели укрепления, или фиксации, установки, соответственно описываемые опыты получили название экспериментов с фиксированной установкой).

Наконец, в очередной, шестнадцатой, пробе неожиданно для испытуемого давались два одинаковых шара с той же самой инструкцией: "сравнить их объемы". И вот оказалось, что испытуемый в этой последней, контрольной пробе оценивал шары ошибочно: он воспринимал их снова как разные по объему. Зафиксировавшаяся установка на то, что в левую руку будет дан больший шар, определяла, или направляла, перцептивный процесс: испытуемые, как правило, говорили, что в левой руке шар меньше. Правда, иногда ответы были такие же, как и в установочных пробах, т. е. что в левой руке шар больше.

Ошибки первого типа были названы контрастными иллюзиями установки, ошибки второго типа – ассимилятивными иллюзиями установки.

Д. Н. Узнадзе и его сотрудники подробно изучили условия возникновения иллюзий каждого типа, но я не буду на них сейчас останавливаться. Важно другое – убедиться, что установка в данном случае была действительно неосознаваемой.

Непосредственно это не очевидно. Более того, можно предположить, что в подготовительных пробах испытуемые вполне осознавали, что идут однотипные предъявления, и начинали сознательно ждать такой же пробы в очередной раз.

Предположение это абсолютно справедливо, и для того, чтобы его проверить, Д. Н. Узнадзе проводит контрольный эксперимент с гипнозом.

Испытуемого усыпляют и в состоянии гипноза проводят предварительные установочные пробы. Затем испытуемый пробуждается, но перед тем ему внушается, что он ничего не будет помнить. Вслед за пробуждением ему дается всего одна, контрольная, проба. И вот оказывается, что в ней испытуемый дает ошибочный ответ, хотя он не знает, что до того ему много раз предъявлялись шары разного размера. Установка у него образовалась и теперь проявилась типичным для нее образом.

Итак, описанными опытами было доказано, что процессы образования и действия установки изучаемого типа не осознаются.

Д. Н. Узнадзе, а за ним и его последователи придали принципиальное значение этим результатам. Они увидели в явлениях неосознаваемой установки свидетельство существования особой, "досознательной", формы психики. По их мнению, это ранняя (в генетическом и функциональном смысле) ступень развития любого сознательного процесса.

Можно различным образом относиться к той или иной теоретической интерпретации явлений неосознаваемой установки, но безусловный факт состоит в том, что эти явления, как и рассмотренные выше автоматизмы, обнаруживают многоуровневую природу психических процессов.

Перейдем к третьему подклассу неосознаваемых механизмов – неосознаваемым сопровождениям сознательных действий.

Источник

Вопрос о конфронтации в психологическом консультировании .

1) Противопоставление, столкновение, противостояние мнений, людей или группировок. В таком социально-психологическом смысле термин может употребляться при описании процесса групповой или семейной психотерапии. 2) В психотерапии — один из основных технических приемов: предъявление пациенту или группе неосознаваемых или амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознания и проработки. Может проводиться как в прямой (жесткой, вербальной) форме, так и в скрытой — с использованием психотерапевтических метафор и невербальных приемов.

Ряд психотерапевтов негативно относятся к конфронтационным приемам и противопоставляют их эмпатическим (эмпатическая психотерапия). Базируется это заблуждение на смешении психотерапевтического и социально-психологического смысла термина, когда К. понимается как «противоборство» психотерапевта и пациента или группы; на переоценке значения эмпатических приемов, являющихся основой установления контакта и диагностического этапа в работе с пациентами, но недостаточных для психокоррекционных вмешательств, эффективного завершения большинства краткосрочных форм психотерапии; на личностном избегании «жестких, психохирургических» техник, ставящих под угрозу «добрые» отношения с пациентом и психологический комфорт психотерапевта, но необходимых для радикальной помощи пациенту; на неконтролируемой идентификации с защитными установками пациентов («Хочу, чтобы зуб не болел, но сверлить не надо»).

Конфронтация является сложной техникой, требующей от консультанта утонченности и опытности. Она часто воспринимается как обвинение, поэтому применима лишь при достаточном взаимном доверии, когда клиент чувствует, что консультант понимает его и заботится о нем. Для правильного использования техники конфронтации важно знать и понимать ее ограничения. Kennedy (1977) выделяет несколько основных случаев:

1. Конфронтацию нельзя использовать как наказание клиента за неприемлемое поведение. Это не средство выражения консультантом враждебности.

2. Конфронтация не предназначена для разрушения механизмов психологической защиты клиентов. Ее назначение — помочь клиентам распознать способы, которыми они защищаются от осознания реальности. Нахождение и разрушение механизмов психологической защиты, к сожалению, один из распространенных приемов конфронтации в группах тренировки сенситивности, откуда и позаимствована эта техника. Стиль психологической защиты многое говорит о личности клиента, и здесь важнее понимание, а не разрушение, которое раздражает клиета и вызывает его сопротивление. Перед использованием техники конфронтации важно разобраться в защитных механизмах клиента и спросить себя: — как глубоко укоренились и насколько долго действуют эти механизмы? — какие мотивы личности скрываются за психологической защитой? — насколько защитные механизмы необходимы человеку для успешного приспособления к повседневности? — что произошло бы без механизмов психологической защиты?

3. Конфронтацию нельзя использовать для удовлетворения потребностей или самовыражения консультанта. Консультирование не та ситуация, где консультант должен демонстрировать свою мудрость и силу в целях самовозвеличивания. Задача консультанта не победить клиента, а понять его и оказать помощь. Неправильное применение техники конфронтации часто свидетельствует о том, что в процессе консультирования специалист решает личные проблемы.

Конфронтация

Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Конфронтация — всякая реакция консультанта, противоречащая поведению клиента. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента.. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты.

три основных случая конфронтации в консультировании:

1. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах, или между мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т.п. В этом случае можно говорить о двух ступенях конфронтации. На первой констатируется определенный аспект поведения клиента. На второй — противоречие чаще всего представляется, словечками «но», «однако». Конфронтацией такого типа стараются помочь клиенту увидеть само противоречие, которое он раньше не замечал, не хотел или не мог заметить.

Кроме этого:  Замена ремня ГРМ Фиат Добло 1 4

2. Конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, вопреки представлению о ней клиента в контексте его потребностей. Например, клиентка жалуется: «Мой муж нашел работу, связанную с длительными командировками, потому что не любит меня». Реальная ситуация такова, что муж поменял работу по требованию жены после долгих ссор, поскольку на прежней работе он мало зарабатывал. Теперь муж зарабатывает достаточно, однако редко бывает дома. В данном случае консультант должен показать клиентке, что проблема состоит не в любовных отношениях, а в финансовом положении семьи, необходимости, чтобы муж больше зарабатывал, хотя из-за этого он вынужден часто бывать в отъезде. Клиентка не оценивает усилий мужа добиться большого благосостояния семьи и трактует ситуацию удобным для себя способом.

3. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем. Например, консультант высказывает клиенту удивление: «Мы уже дважды встречались, но Вы ничего не говорите о сексуальной жизни. Всякий раз, когда мы приближаемся к основной теме, Вы уходите в сторону».

несколько основных случаев ограничений конфронтации:

1. Конфронтацию нельзя использовать как наказание клиента за неприемлемое поведение. Это не средство выражения консультантом враждебности.

o Конфронтация не предназначена для разрушения механизмов психологической защиты клиентов. Ее назначение — помочь клиентам распознать способы, которыми они защищаются от осознания реальности.

2. Конфронтацию нельзя использовать для удовлетворения потребностей или самовыражения консультанта. Задача консультанта не победить клиента, а понять его и оказать помощь. Неправильное применение техники конфронтации часто свидетельствует о том, что в процессе консультирования специалист решает личные проблемы.

Использование к-ции в консультировании обосновано простыми правилами:

· необходимо тщательно охарактеризовать содержание неадекватного поведения клиента и его контекст, однако не стоит все высказывать одновременно; не следует забывать, что речь идет не о представлении анализа случая коллегам;

· необходимо подробно изложить клиенту и его близким последствия противоречивого поведения, в том числе в процессе консультирования;

· необходимо помочь клиенту найти способы преодоления его проблем.

Конфронтация с клиентом ни в коем случае не должна быть агрессивной и категоричной. Желательно чаще использовать фразы, которые выражают определенные сомнения консультанта и смягчают тон конфронтации. Отдельный вариант конфронтации — прерывание повествования клиента. Прерывание клиента возможно, когда он «перескакивает» на другие проблемы, не исчерпав предыдущих. Однако частое прерывание повествования рискованно. Большинство клиентов склонны поддаваться руководству консультанта, поэтому постоянное прерывание порождает зависимость и тогда трудно рассчитывать на откровенность.

Реакция конфронтации может выстраиваться с несколькими целями:

Обратить внимание на противоречие в словах клиента. Ведь зачастую Техники психологического консультирования по телефону и Skype — конфронтация

Техники психологического консультирования по телефону и Skype — конфронтация

смущение клиента приводит к тому, что он сам себе противоречит. И этот факт требует его внимания, чтобы он мог справиться с ситуацией. К примеру: «Вы говорили до этого, что вам очень хорошо вдвоем с отцом, а теперь говорите о нем раздраженно».

Ориентировать внимание клиента на реальность ситуации, а также ответственности за его поведение. К примеру: «Я на самом деле хочу наладить отношения с вами, но чувствую пассивность с вашей стороны».

Техника конфронтациииспользуется в психологическом консуль­тировании на этапах глубинной проработки проблем и конфлик­тов клиента, что обычно свойственно более поздним стадиям терапии. Конфронтация определяется как предъявление консуль­тантом клиенту его неосознаваемых или амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознавания и проработки, когда консультант противостоит двойственному поведению клиента либо его установкам. Цель конфронтации — демонстрация клиенту несостоятельности, двойственности его поведения,используемых им защитных механизмов и иных противоречивых фактов и феноменов его поведения, которые могут мешать нормальной адаптации личности.

2. Техника может использоваться в психологическом консультированиив следующих случаях:

противоречий в поведении клиента:

— консультант обращает внимание клиента на противоречивость его поведения, мыслей, чувств или на противоречия между де­монстрируемым поведением и испытываемыми чувствами;

— целью использования конфронтации в этом случае является стремление помочь клиенту увидеть само противоречие, которое он не осознает, не осознавал раньше или не хочет осознавать в данный момент. Пример: «Вы говорите, что вам все равно, как ведет себя ваша дочь, однако сейчас вы переживаете за нее»;

противоречий в ситуации:

— консультант обращает внимание клиента на то, что ситуация не такова, какой он пытается ее себе представить, стремясь удовлетворить свои потребности или сохранить чувство безо­пасности;

— цель использования конфронтации — осознание клиентом не­адекватности его восприятия проблемы или ситуации, которая его беспокоит, и формирование адекватного взгляда. Пример: «Вы недовольно тем, что муж всегда в командировках, но ведь это вы настаивали на том, чтобы он нашел более оплачиваемую работу»;

уклонение клиента от обсуждения каких-либо важных вопросов и тем:

— консультант обращает внимание клиента на его уклонение и не­желание обсуждать важные, значимые или болезненные для него темы, вопросы, события и т. п.;

— цель конфронтации — подведение клиента к осознанию исполь­зуемых им механизмов защиты, а также погружение клиента для работы с более глубокими слоями его личности. Пример: «Вы сказали, что хотите поговорить о чем-то важном, но вот уже полчаса рассказываете о каких-то пустяках».

3.Существуют следующие правила применения техники конфрон­тации:

• конфронтацию нельзя применять на ранних этапах консультиро­вания, так как уровень доверия между консультантом и клиен­том еще недостаточно глубок, и поэтому такая интервенция консультанта может быть не воспринята клиентом и вызовет негативные чувства;

• конфронтация применима только тогда, когда клиент уверен в том, что консультант заботится о нем и понимает его;

• консультант должен понимать целесообразность и своевремен­ность использования конфронтации, а также осознавать свои мотивы;

• высказывание консультанта должно быть тщательно подготов­лено и обдумано, он должен взвесить все плюсы и минусы при­менения конфронтации;

• нельзя использовать конфронтацию для «наказания» клиента за какие-то неудовлетворительные поступки или выражать таким образом свое недовольство клиентом и враждебность по отно­шению к нему;

• нельзя разрушать механизмы защиты клиента, если у клиента нет внутренней готовности к этому, конфронтация должна быть направлена на осознание этих механизмов, а не на их разрушение;

• нельзя использовать конфронтацию слишком часто, так как это может подорвать доверие клиента и разрушить терапевтиче­ский контакт;

• конфронтация не должна быть агрессивной или категоричной, консультант должен уметь интонационно правильно выразить свою мысль, не ущемляя и не унижая при этом клиента, ис­пользуя фразы типа «мне кажется»или «обратите ваше внима­ние на то, что. «.

Конфронтация. Конфронтация используется в сложных случаях для демонстрации клиенту способов психологической защиты и применима только в случае хорошего контакта и взаимного доверия.

Варианты применения конфронтации:

1) конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах имеет две ступени: а) констатируется определенный аспект поведения клиента; б) но (однако). В противоположность интерпретации при конфронтации прямо указывается на причины и истоки противоречия;

2) конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, вопреки представлению о ней клиента в контексте его потребностей;

3) конфронтация с целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем.

Провоцирование

Иногда оказывается полезным поставить под сомнения слова клиен­та. Хотя провоцирование и конфронтация не всегда ассоциируются с консультированием, существуют ситуации, в которых их использова­ние вполне уместно. Например, в случае если:

· клиент делает заведомо ложное утверждение (например: «В этой организации нет ни одного человека, с которым можно было бы поговорить»);

· клиент начинает клеветать на себя (например, «Мне никогда ни­чего не удавалось. Я всегда был неудачником, начиная с раннего детства»);

· клиент, по-видимому, избегает определенных вопросов (напри­мер, «У меня все хорошо. совсем хорошо. На самом деле, мне интересно, и чего же я это здесь сижу и разговариваю с вами»).

Провоцирование в консультировании также должно быть поддер­живающим. Никогда не следует сообщать клиенту о том, что вы его намеренно провоцировали. Цель, с которой используется провоциро­вание, состоит в том, чтобы помочь клиенту немного продвинуться вперед, дать ему возможность взглянуть на собственную проблему с другой стороны. Как и в случае с советами, это вмешательство также следует применять очень осторожно и тактично. Его нельзя исполь­зовать в форме дисциплинарного воздействия, кроме того, консуль­танту не надо объяснять клиенту, что это был «разговор в открытую».

1. Принцип конфронтации

Клиента побуждают быть смелым и противостоять образам, которые порождают тревогу. Успешное противостояние порождает трансформацию и устранение тревоги. Пугающая символическая фигура обычно является частью самого себя, и противостояние требует смелости (Джейн, о которой шла речь в Предисловии, пришлось полагаться на свою смелость, чтобы суметь противостоять дереву). Очень часто противостояние происходит с пугающими созданиями — с драконом, который появляется из пещеры, болота или моря; с рычащим животным, которое мчится из леса. Обо всем этом — болоте, трясине, море и лес — можно сказать, что они представляют бессознательное.

2. Принцип трансформации

Хотя трансформация может произойти и при конфронтации, как мы увидим на примере с Маргарет и драконом, иногда трансформация должна быть более ясно направленной. Превращение пугающего объекта в нечто более приемлемое — это не просто способ выстоять; новый объект часто показывает значительный психологический рост.3. Принцип кормления

Там, где конфронтация не подходит или неприемлема — проблема может быть.слишком серьезной, — консультант может предложить, чтобы клиент накормил пугающую фигуру и та сделалась ленивой и сонной. Для клиента кормление — часто более мягкий способ обходиться с опасным существом, для консультанта он также легче. В то же время это означает, что клиенту приходится брать на себя контроль и идти на риск. Часто кормление — это то действие, которое уместно предпринять. Свирепое животное, внезапно вышедшее из пещеры с непоколебимым намерением сожрать клиента, нужно накормить.

4. Принцип примирения

Клиент становится другом враждебной символической фигуры, обращаясь к ней, прикасаясь к ней, вступая с ней в дружбу. Это то, что была готова сделать Джейн (в предисловии). Дружба с этой символической фигурой означает ассимиляцию части, которая отвергалась и отделялась, так что она больше не представляет негативной силы в психике клиента.

5. Принцип магической жидкости

Рекой мы будем заниматься позже, а пока скажу, что ручей или река представляет поток психической энергии и потенциал эмоционального развития. Искупаться в реке или пить из нее частоока-зывается терапевтически благотворным. Купание в реке показательно и тем, как оно воспринимается, и тем, что можно обнаружить в глубине.6. Принцип изнурения и убийства

Его следует применять только опытным консультантам, потому что очень часто это нападение на самого клиента, на его суть. Хотя этот принцип включен сюда для полноты, это не то, чем я когда-либо активно занимался. Совсем другое дело, если смерть символа происходит спонтанно. Если, например, в погоне существо изматывается настолько, что умирает, и это происходит без всякого предложения со стороны консультанта, тогда это, по-видимому, способ, которым психика завершает образ.

Для исследования жизненных обстоятельств, их восприятия и объяснений клиентом собственных действий можно использовать такие технические средства динамической психотерапии, как прояснение, конфронтация и интерпретация. Кернберг (2000) следующим образом определяет эти виды вмешательства.

«Прояснение есть исследование вместе с пациентом всего неопределенного, неясного, загадочного, противоречивого или незавершенного в представленной им информации. Прояснением называется такой первый, когнитивный, шаг, при котором все, что пациент говорит, не ставится под сомнение, но обсуждается, чтобы выяснить, что из этого следует, и оценить, насколько он сам понимает свою проблему или насколько испытывает замешательство перед тем, что остается неясным.

Конфронтация открывает перед пациентом такие сведения, которые кажутся противоречивыми или непоследовательными… Прежде всего пациенту указывают на что-то в его действиях, что он не осознавал или считал вполне естественным, но что терапевт воспринимает как нечто неадекватное, противоречащее другой информации или приводящее в замешательство. … Конфронтация требует такта и терпения, это не агрессивное вторжение в психику пациента и не движение к поляризации взаимоотношений с ним.

Кроме этого:  Преимущества камеры заднего вида

Интерпретация в отличие от конфронтации связывает здесь-и-теперь сознательный и предсознательный материал с предполагаемыми или возможными бессознательными функционированием или мотивацией. Иными словами, интерпретация имеет дело со скрытыми активизировавшимися тревогой и конфликтами. Конфронтация сопоставляет и реорганизует то, что можно было наблюдать; интерпретация же добавляет к этому материалу гипотетическое измерение причинности и глубины. Таким образом, терапевт связывает актуальное поведение пациента с его глубинными тревогами, мотивами и конфликтами, что позволяет увидеть основные трудности за текущими поведенческими проявлениями» (Кернберг, 2000).

Использование техник на первой сессии, особенно таких как отражение чувств, конфронтация и интепретация, носит характер пробного вмешательства. То, как клиент реагирует на пробные вмешательства консультанта, свидетельствует о степени его готовности использовать терапевтический потенциал психотерапии, т.е. тех средств, которые может предложить ему терапевт. Как точно замечают Шерман и Фредман, «каждую конкретную технику одновременно можно рассматривать и как психодиагностический тест» (Шерман, Фредман, 1997). То, насколько клиент откликается на пробные вмешательства, отражает его уровень открытости-закрытости, способность входить в контакт с собственными чувствами, умение использовать иную точку зрения для понимания своих проблем и другие важные факторы при оценке уместности того или иного вида психотерапии.

Источник

Психологическая установка — что это такое в психологии, примеры

Психологические установки – это неосознаваемые паттерны мышления и поведения, которые основаны на опыте человека. Убеждения определяют реакцию человека в схожих ситуациях. Говоря простыми словами, это то, что мы делаем на «автомате», наши привычные реакции на одни и те же или похожие обстоятельства. А теперь разберем подробнее, что такое психологические установки.

Содержание

Что такое психологическая установка

Психологическая установка – это своего рода программа для мозга. Она подсказывает, как поступать в привычных ситуациях. Например, когда мы просыпаемся, то уже не говорим себе, что нужно идти чистить зубы и умываться, потому что это важно для нашего здоровья, и не напоминаем себе об этом лишний раз, а просто берем и делаем.

Установки спасают наш мозг от перегрузок. Большая часть нашей активности осуществляется бессознательно, то есть на автопилоте. А что касается физической активности, то здесь практически все основано на автопилоте. Например, вы же не задумываетесь, как ходить. Когда-то вы освоили этот навык, многократно его повторили и теперь делаете это автоматически.

Особенности психологических установок:

  1. Они есть у всех. С первых дней жизни начинает формироваться система убеждений и представлений человека, она же – система психологических установок.
  2. Никто из людей не видит мир объективно. У каждого своя правда, которая основана на личной системе установок.
  3. Система установок – подвижная структура. Она меняется под воздействием внешних факторов или при сознательном воздействии человека на свои же убеждения. Например, привык человек все решать силой и криком, а ему вдруг попался кто-то, кто не отступил от своих убеждений даже под таким гнетом. Позже ситуация повторилась. И человек начал сомневаться в правильности своей позиции.
  4. Психологические убеждения определяют направленность жизни. Вы когда-нибудь задумывались, почему люди с условно одинаковыми исходными данными (например, дети из одной семьи) проживают разную жизнь (кто-то спивается, а кто-то становится бизнесменом)? Все дело в психологических установках. Возможно, когда-то они и были одинаковыми для этих детей, но потом один ребенок стал развиваться по другому пути.

Принцип психологических установок используют в психологии для коррекции мышления и поведения, в спорте для достижения лучших результатов, да и в любом виде деятельности. Ведь, по сути, мы с вами говорим о формировании привычек – навыков, доведенных до автоматизма. Установка – это привычный и проверенный множественными повторениями алгоритм. Это некий шаблон, который мы привыкли использовать в конкретной ситуации. Система установок формирует мировоззрение человека.

Важно! Установки помогают экономить энергию и время. Однако важно иметь такие психологические убеждения, которые способствуют развитию по жизни, а не препятствуют ему.

Разновидности установок

Психологические убеждения пронизывают всю нашу жизнь. Они бывают разными по сфере и масштабу. Например, привычка умываться перед сном и привычка отвечать криком на крик – это два примера психологических установок, но совершенно разные. Разберем подробнее, какими они бывают:

  1. Общие и дифференцированные. Под первыми следует понимать стереотипы. Например: «Все блондинки глупые», «Вождение автомобиля – это не женское дело» и т.д. К дифференцированным убеждениям относятся более частные суждения. Например, студент конкретного вуза говорит про какого-то преподавателя: «Да он все время оценки занижает». И общие, и дифференцированные суждения основаны на чьем-то единичном опыте или мнении авторитетного человека.
  2. Смысловые, целевые и операционные. Первые отражают понимание человеком каких-то вещей: «Зачем учить биологию, если в жизни мне это все равно не пригодится?». Вторые определяют активность человека: «Нельзя браться за что-то новое, пока в совершенстве не освоишь старое». Операционные убеждения определяют специфику выполнения действий: «Сначала мне нужно решить рабочие задачи, а уже потом я смогу заняться своими личными делами». Таким образом, эти установки определяют зачем, что и как делает человек.
  3. Осознаваемые и неосознаваемые. Да, до этого мы говорили, что убеждения имеют бессознательный характер, но иногда они прекрасно осознаются. Например, если человек сам себе говорит: «Мне нужно каждый день уделять по часу на изучение иностранного языка, чтобы я мог прийти на собеседование в компанию моей мечты». А вот пример неосознаваемой установки: родители не оскорбляли ребенка прямо, но все время отталкивали, много критиковали, в результате чего у него сформировалось убеждение «Я плохой, я никому не нужен».
  4. Ограничивающие и стимулирующие рост. Например, если ребенку внушили, что с короткими пальцами ему не быть пианистом, то он даже не притронется к инструменту, несмотря на сильное желание. А если человек знает, что успех – это 1% таланта и 99% труда, то он начнет играть на музыкальном инструменте. Может быть, он и не станет великим музыкантом, но любимое хобби, источник силы и отдушина у него будет.

Типы установок по функциям:

  1. Инструментальные. Цель – получить награду или избежать проблем.
  2. Информационные. Цель – расширить кругозор или освоить что-то новое.
  3. Ценностные. Цель – сохранить приверженность своей системе ценностей и чувство собственного достоинства, самоуважение.
  4. Защитные. Цель – сохранить здоровье и жизнь, честь и достоинство, личные границы и статус.
  5. Социальные. Цель – сохранить принадлежность группе или стать частью определенной группы, найти свое место в мире, решить проблему самоидентификации.

Кроме этого, психологические убеждения бывают разными по направленности: в отношении самого человека и в отношении мира. Об этом много писал Э. Берн. Он же выделил следующие варианты установок (жизненных сценариев):

  1. Я хороший и ты хороший – это установка лидера, победителя по жизни.
  2. Я хороший, а ты плохой – это установка эгоцентриков, высокомерных типов и манипуляторов.
  3. Я плохой, а ты хороший – это установка жертвы, неудачника по жизни.
  4. Я плохой и ты плохой – это установка асоциальных типов, нигилистов.

Отношение человека к себе и миру формируется в раннем детстве и основано на отношениях ребенка с родителями. Они для ребенка – прототип всего общества. Именно родители говорят словами и своим отношением к ребенку, какой он. А также они дают понять какие они, то есть весь мир.

Кроме этого, убеждения бывают длительными и кратковременными. Например, если человек живет по принципу «Мужчины не плачут» или «Слезы – это слабость» и всегда запрещает себе подобное проявление чувств, то это длительная установка. А если в конкретной ситуации человек внушает себе: «Главное – не разрыдайся, когда будешь это говорить», то это кратковременная установка.

Структура

Психологические убеждения – это жизненный сценарий. Убеждения определяют нашу активность. Вся жизнь сводится к тому, чтобы доказать верность главной установки. И вот здесь важно понять, насколько значим характер установки. Например, если человек считает, что он никому не нужен, то так в одиночестве он всю жизнь и проведет, потому что бессознательно для подтверждения правильности своего убеждения сам же и будет отталкивать людей и рушить отношения.

Обратите внимание! В структуру убеждений входят 3 компонента: когнитивный (мысли), эмоциональный (чувства и эмоции) и поведенческий (действия). Если необходимо скорректировать какую-то установку, то работать нужно по всем трем направлениям.

Давайте разберем подробнее, какими бывают психологические установки по структуре.

Фиксированная

В структуру убеждения входят опыт и потребности человека. В той или иной ситуации человек поступает так, как уже действовал когда-то в схожих обстоятельствах.

Социальная

В основе лежит потребность в социальных контактах. Социальное убеждение – это отношение человека к обществу, процессам и событиям, которые происходят в нем.

Теория Узнадзе

По теории Узнадзе в структуру убеждения входит потребность и ситуация, способная удовлетворить ее. Установка предопределяет сознательное поведение человека и может возникнуть только при контакте человека с окружающей средой.

Психологический барьер

Негативные убеждения по отношению к себе в совокупности с заниженной самооценкой формируют психологический барьер. Это тоже можно рассматривать как убеждение – установку молчать, замыкаться в себе в ситуациях социального взаимодействия. А также такая установка проявляется в виде пассивности при выполнении какого-либо ответственного дела.

Положительные

Такие убеждения состоят из веры в дружбу, любовь, верность, преданность и хорошего отношения человека к себе и миру. Положительные установки делают человека счастливым, помогают добиться успеха в жизни.

Отрицательные

Такие убеждения состоят из негативного отношения человека к себе и другим людям, а также из веры в несправедливость мира. Отрицательные установки делают человека несчастным, мешают развитию личности. Люди с негативным отношением к себе и миру часто болеют.

Методы воздействия

Как понять, что вы руководствуетесь психологической установкой:

  • в вашей речи преобладают слова «должен» и «надо» вместо «хочу»;
  • вы эмоционально реагируете на все происходящее (в позитивном или негативном ключе);
  • вы обращаетесь к обобщениям (гребете всех под одну гребенку);
  • вы увлекаетесь оценочными суждениями и разговариваете стереотипами, поговорками.

Если вы понимаете, что освоенные и привычные модели поведения ведут вас не туда, куда вам хотелось бы, то нужно менять убеждения. Помните, что от них зависит качество и уровень вашей жизни, а также ваше счастье, удовлетворенность своей жизнью. Существуют специальные методы или виды воздействия на себя или другого человека с целью изменения установок.

Виды влияния

Разберем основные виды психологического воздействия для коррекции установок. Обратите внимание, что влияние бывает ненамеренным, например, когда один человек становится примером для подражания в глазах другого человека, и целенаправленным, например, когда родитель объясняет ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. А также любое влияние может быть как негативным, так и позитивным для того, кто перенимает установки.

Убеждение, или аргументация

Убеждение – это воздействие одного человека на эмоции, мысли и поступки другого через приведение неоспоримых фактов, значимых для объекта влияния. То есть это изменение убеждений человека через аргументы в пользу новых установок. Воздействие осуществляется в процессе беседы, дискуссии, обсуждения, диалога.

Заражение

Заражение – это прямое влияние на состояние и эмоции человека, минуя когнитивный компонент. При помощи своей энергии один человек побуждает других делать то же, что и он. Особенно хорошо этот прием работает в толпе. Тогда люди начинают заражаться друг от друга, а не только от лидера. В таком случае не важно, что говорит человек, важно, как он этого говорит. Чем сильнее заряд, тем выше вероятность, что другие начнут повторять действия лидера, особо не вдаваясь в суть и содержание.

Внушение

Внушение – это воздействие на мысли, эмоции и поведение человека через некритическое восприятие. То есть человеку не дают времени на анализ, оценку суждений или запрещают критически анализировать сказанное, а вместо этого заставляют все принимать на веру. Как правило, сначала человек играет на эмоциях того, кому хочет внушить какую-то установку, а потом, добившись нужного состояния, начинает «вливать в уши».

Для самовнушения подходят аффирмации – позитивные утверждения, которые человек говорит сам себе. Например: «Я сильный», «Я красивый», «Я смелый» и т.д.

Источник